«Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку».

«Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку».
Выполнила: учитель английского языка МАОУ «Гимназия №1»
Идрисова Диля Мидхадовна.

Стерлитамак 2016
Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций.
Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Деятельностный подход как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке.
Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.
Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.
Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося является их непосредственным отражением. Для учащихся младшего звена это могут быть элементарные ситуации знакомства ( когда на урок «приходит» сказочный персонаж или «настоящий» англичанин), разговор о семье или любимых игрушках, ролевые игры. Для учащихся среднего и старшего звена создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (картинки, статьи в газете, видеоролик, небольшой сюжет на интерактивной доске), так и в реальной жизни ( поход в магазин и другие общественные места в зависимости от изучаемой лексики( магазин мебели (furniture), продуктовый(meals), автосалон(Cars), турагентство(travelling), театр и кино(theatre,cinema), библиотеку (reading books)) и так далее, ситуации и проблемы диктуются только УМК и фантазией учителя.
Очень важно, чтобы учащиеся могли “пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно.
В общении, основой которого является обсуждаемая проблема или тема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная (подбор учащимся лексики и речевых клише, представление и проработка ситуации самостоятельно), поэтому системно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка мышления и поведенческих умений. Этому способствует обучение общению на иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса, формирование способности постоянно трудиться.
Системно -деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке. Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов, т вовлекая каждого учащегося в обсуждение проблемы, обучая «в жизни через жизнь и для жизни». Кроме того, данный подход позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного подхода, где успехи ребенка оцениваются не относительно всех учащихся и учебной программы, а относительно его собственного прогресса.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи. Наряду с этим задачей учителя является показать необходимость данной грамматической структуры и , конечно, донести до учащихся данную структуру и отработать ее. При системно – деятельностном подходе введение грамматических форм и работа над ними осуществляется в контексте с тем, чтобы учащиеся могли видеть, как они используются для передачи значения, а зачастую и для того, чтобы учащиеся сами могли осознать, какую грамматическую структуру нужно использовать в тот или иной момент, какие аспекты грамматики нужно «нагнать» определенному ученику.
Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны "функционировать" учащиеся: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы, дискуссировать и даже спорить.
Таким образом, системно -деятельностный подход в обучении иностранному языку отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, появляется мотивация при освоении не только навыков говорения, но и в освоении грамматических структур, ведь учащийся сам осознает необходимость навыков использования того или иного грамматического аспекта.