Психологичесий семинар Формирование стрессоустойчивости при подготовке к экзаменам


Формирование стрессоустойчивости у педагогов.Презентация педагога – психолога МОУ «СОШ №14» г. СаратоваАндреевой Л.Г. Одним из компонентов пед.техники явля-ется умение управлять своим эмоциональ-ным и психологическим состоянием. Управлять – это не только контролировать, но и,что более важно, вовремя снимать напряжение, приводить свое состояние в порядок. Главное – не избегать стрессов, а выработать у себя умение, способность приспосабливаться и адаптироваться к изменяющимся условиям. Именно в этом и заключается способность человека регулировать свое состояние. Чем больше развиты эти механизмы у учителя, тем легче и радостнее ему работать. Способы повышения стрессоустойчивости.Переключение.Для этого необходимо создать определенные условия: занять себя интересным делом, послушать музыку, заняться спортом и т.п.Мышечное расслабление.Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Обучившись мышечному расслабле-нию в стрессовой ситуа-ции, вы научитесь контролировать свои эмоции. Изменение отношения к миру может стать способом переключения. Действует принцип: если ты не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней. Несколько советов по изменению отношения к миру дает известный специалист по стрессам Ганс Селье. Методика исследования глубины стрессового состояния (методика Буту) позволит протестировать уровень вашей стрессоустойчивости. Для педагога важно знать, какие способы выработки стрессоустойчивости применяются в обычной жизни;как можно снять нервное напряжение во время урока, между уроками, после рабочего дня. Упражнения, помогающие справиться со стрессом.Упр.1. Мышечный тонус.Поочередно напрягаем и расслабляем икроножные мышцы;мышцы брюшного пресса;челюстные мышцы.Сравните ощущения. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Упр.2. Регулировка дыхания.Чередование быстрого, частого, поверхностного дыхания и глубокого, медленного; дыхание с задержкой. Запомните ощущения при переходе на другой тип дыхания.  Упр.3. Поза кучера. Упражнения на восстановление работоспособности.Вытяните ноги под столом, носки на себя (удержать 3-10 сек.)Напрягаем ягодичные мышцы, удерживаем напряжение 3-4 сек.Напрягаем мышцы спины, сводим лопатки на 3-4 сек.Локти на уровне плеч, ладонь на ладонь, давим верхней ладонью на нижнюю 4-5 сек. Руками упираемся в сидение стула, давим на него 4-5 сек.Вдох – выпячиваем живот, напрягаем мышцы, выдох – втягиваем.Закрыть глаза, расслабить веки и мышцы лица, повторить: «Глаза расслаблены, не напряжены».Дыхание глубокое, размеренное, с задержкой вдоха на 2-3 сек. Медленный выдох (он должен быть в 2 раза длиннее вдоха: вдох на 1,2; выдох – на 1,2,3,4). Данное упражнение эффективно в момент сильного возбуждения, при стрессе. При сильном гневе, возбуждении задерживаем дыхание на 10-20 сек., при этом закрытым ртом сделаем несколько глотательных движений. Любые упражнения на психорегуляцию надо выполнять осмысленно, с уверенностью в их целесообразности.Основной признак эффективности – получаете ли вы приятные ощущения, радость после их выполнения. Активизирующий массаж также позволяет восстановить эмоциональное равновесие и работоспособность.Массаж безымянных пальцев.Массаж мышц за ушами и ушных раковин. Массаж затылочной мышцы.Голову зажать руками в кольцо и ощупать. Если обнаружили болезненное место, промассируйте его. Каждое утро начинайте с волшебной формулы удачи и хорошего настроения,с тонизирующих упражнений. Не спишите. Хороша утренняя ходьба 20-25 мин. (спокойно, без утомления). Перед сном показаны прогулки, душ, ванна. При расстройстве сна 20-30 капель валерианы или пустырника или 0,5 стакана успокоительного чая (по 1 ч.л. зверобоя и пустырника, по 2 ч.л. череды, мяты, душицы, залить 2 стаканами кипятка, настоять до 4 часов). В полотняный мешочек положить корень валерианы и поместить его у изголовья кровати. Благодарю за внимание.Желаю всем хорошего настроения, уверенности в себе, умения справляться с неудачами и стрессом.