Родительское собрание: Как сохранить здоровье ребенка и родителей при поступлении в школу.


Родительское собрание
Тема: «Как сохранить здоровье ребенка и родителей
при поступлении в школу».
Добрый вечер, уважаемые родители! Уже совсем скоро пройдут выпускные в детском саду, пройдет лето и первого сентября ваши ребятишки и вы взрослые вместе с ними пойдете в первый класс. Давайте ответим на такой вопрос: «Хотят ли ваши дети идти в школу?».
Конечно хотят! Причем, хотят все. Они в удовольствием помогают выбирать новый красивый портфель, пенал, карандаши, ручки, школьные принадлежности, школьную форму – это все очень важно, но на самом деле, мы с вами понимаем, что это только внешняя сторона медали.
Поступление в школу – это очень важный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения меняет весь его образ жизни. На смену беззаботной жизни, к которой привыкли дошкольники приходит жизнь, наполненная множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках, выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в своей учебной деятельности и т.д.
Чтобы понять, что чувствуют дети, можно вспомнить себя, когда мы приходим на новое место работы, мы ведь тоже волнуемся, переживаем, как сложатся отношения с новыми коллегами, с начальством. Так же и наши дети, волнуются и переживают. У них происходит период адаптации, другими словами это означает привыкание, приспособление.
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, обостряться хронические заболевания [2]. Дети могут стать раздражительными, без повода заплакать. Может произойти регресс в детство. Когда они приходят из школы, достают свои старые игрушки, может быть даже погремушки, начинают ползать и т.д.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью [2]. Легче и быстрее адаптируются ребятишки, которые регулярно посещали детский сад.
Главным показателем того, что адаптация у ребенка прошла успешно, является появление того, что психологи называют «внутренней позиции школьника» (Божович Л.И.). Появляется субъектная позиция, субъект – человек, который что-то делает сам. Ребенок говорит: «Я хочу учиться. Мне нравится учиться. Мне интересно. Я хочу узнавать новое.» Это свидетельствует о том, что у ребенка появляется учебная мотивация. Все это психологи называют личностной готовностью к школе.
В поддержании у первоклассника внутренней позиции школьника неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Что же еще мы, родители, можем сделать для того, чтобы нашим ребятишкам было легче адаптироваться и чтобы сохранить психическое здоровье, потому что оно напрямую связано с соматическим. Ведь если психическое здоровье в норме ребенок меньше болеет. (Болезнь – это защитная реакция на неуспешность).
Как же мы можем подготовить ребенка к школе? Первый вопрос, который возникает: нужно ли учить ребенка читать?
Если ребенок читает, если ему это нравится и ему интересно, это очень хорошо, старайтесь выбирать такие книжки, в которых не много текста и большие картинки. Тогда читать не страшно.
Если не читает, не нужно его заставлять. Постарайтесь его заинтересовать. Читайте ему сами. Есть хорошая традиция, читать перед сном. Обсуждайте прочитанное. Учите пересказывать своими словами то, о чем прочитали. Сочиняйте сказки вместе с ним. Главное - это не отбить охоту, поэтому ни в коем случае нельзя наказывать ребенка чтением. Так же, необходимо помнить о том, что, когда ребенок придет в школу и начнет читать, сразу у него может не очень хорошо получаться. Наберитесь терпения. Всему свое время. Обязательно найдите за что его можно похвалить.
Следующий важным моментом является развитие пространственного восприятия: слева, справа, сверху, снизу, выше чем, ниже чем. Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги, пишите с ним графические диктанты, (если ребенок посещает детский сад, то воспитатели этим занимаются). Можно проводить занятия в форме игры: сели за стол, говорите ему: «Положи руки на стол. Под стол. Справа от стола. Слева от стола. Перед столом. За столом. Что находится справа от тебя? Что находится слева? Играть можно в любое время, на улице, в маршрутке. Например, идете домой из садика, спросите: «Что ты видишь слева? Справа? Над деревом? Под скамейкой? Что находится выше? Что находится ниже? И т.д. Дома пусть помогает накрывать на стол, например, положи ложки справа от тарелок.
Также необходимо развивать понятие о времени: что было сначала, что потом, например, сейчас мы с тобой придем домой, поужинаем, потом пойдем гулять. Чем занимались сегодня в садике? Что было утром? Что потом? Что бывает раньше утро или вечер? Завтрак или обед? Что позже? Что посередине? Как можно больше разговаривайте с ребенком.
Для развития мелкой моторики можно раскрашивать картинки, рисовать, лучше карандашами, чем фломастерами, но это не значит, что фломастерами совсем нельзя. Можно лепить из пластилина, вышивать, собирать конструкторы, точить карандаши, делать различные поделки, обязательно учите детей пользоваться ножницами, сгибать бумагу, вырезать кружочки, квадратики и т.д. Можно приобрести специальный тренажер для письма. Можно купить массажные мячики, они бывают разных размеров, лучше начинать с больших, потом поменьше. Сначала подкидываем двумя руками, потом ловим, обязательно следим глазами, потом учимся подкидывать и ловить одной рукой.
По математике – считайте все подряд, сравнивайте, что больше, что меньше. Сравнивайте самые разные предметы, чем они похожи, чем отличаются. Например, чем похожи кошка и мышка? В этом случае происходит развитие мыслительных операций.
Коммуникативная готовность. Это взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание на то, как ваши дети здороваются со взрослыми, со сверстниками (например, в детском саду). Как общаются со взрослыми. Например, если мама говорит по телефону, может ли ребенок подождать. Можно спросить у воспитателей, как дети просят друг у друга, говорят: «Дай, пожалуйста…», или забирают? Как принимают отказ (сердятся или спокойно). Нужно учить ребенка адекватно реагировать на неудачу.
Следующий момент – выполнение инструкций и доведение до конца. Как дети принимают инструкцию. С первого раза, или нужно сказать несколько раз. Например, вы говорите убери игрушки, что он делает, идет убирать сразу или нет. Сколько раз нужно сказать. (Представьте, что в классе 30 человек, прозвенел звонок, дети зашли в класс. Учитель дает инструкцию – открыли тетради, приготовили ручки. В это время Паша смотрит в окно, Маша разговаривает с Сашей, Миша в портфеле ищет тетрадку, Вова играет пеналом и т.д. А учитель уже дает следующее задание. Что потом начнется? Я не успел, подождите, я не услышал и т.д.) если есть проблемы, значит нужно учить слышать с первого раза.
Ниже приводятся рекомендации, как сохранить здоровье ребенка и родителей при поступлении в школу.
Соблюдение режима дня. Это является обязательным. В 21.00 вечера ребенок должен быть в кровати, максимум в 21.30. Перед сном можно поиграть в спокойные игры, если есть возможность, можно прогуляться на свежем воздухе. Ни в коем случае не делать вечером уроки. Старайтесь летом придерживаться режима. Чтобы потом перед школой опять не пришлось привыкать. Если правильно организован режим дня, ребенок все успеет.
Когда делаете уроки, на столе должно быть минимум отвлекающих предметов, поскольку внимание у детей неустойчивое, в силу психофизиологических особенностей, лишние предметы будут еще больше отвлекать. Дневник, учебник, тетрадь и пенал. Не забывайте делать перерывы, через каждые 10-15 минут.
Собирание портфеля. Приучайте ребенка с вечера собирать свой портфель, под контролем родителей, но не надо собирать за ребенка. Этим вы оказываете ему медвежью услугу. Открываете дневник, смотрите расписание, он сам достает необходимые учебники, тетради, приучите проверять с вечера пенал, чтобы было все в наличии, ручки, карандаши, обязательно наточенные.
Очень важно оказать эмоциональную поддержку ребенку, проявлять к нему искреннее внимание, запастись терпением, не всегда все получается сразу. Забирая ребенка со школы, обязательно спрашивайте, как прошел у него день, что нового он узнал, с кем подружился и т.д.
Не старайтесь в первом классе записать ребенка во много разных кружкой и секций. Если ребенок уже куда-то ходит, пусть ходит, но старайтесь, чтобы не было большой нагрузки. Если еще не ходит никуда, лучше воздержаться в течение первого года поскольку поступление в школу это и так стресс, новый коллектив, новые требования. Дайте ему возможность адаптироваться.
Нужно поощрять ребенка. И конечно же, ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими детьми. Ребенка можно сравнивать только с самим собой. Например, можно сказать, Петя, посмотри какой ты молодец! Вчера у тебя еще не очень хорошо получалось, а сегодня видишь, как ты постарался! Или, доченька, какая ты у меня умница, так хорошо написала, прочитала и т.д. Всегда найдите, за что можно похвалить ребенка.
В заключение хотелось бы сказать, уважаемые родители, вы сами знаете, какие существуют проблемы со здоровьем у ваших детей. Если у ребенка есть логопедические проблемы и они не решены или не решены до конца, обязательно уже сейчас займитесь этим вопросом. И летом продолжайте занятия. Например, логопед поставил звуки, но они не автоматизированы. Значит нужно заниматься дома. Потому что с каждым годом приходит все больше и больше детей с речевыми нарушениями. Если не исправить их вовремя, потом возникнут проблемы и с письмом, и с чтением, и с математикой, им трудно будет решать задачи.
Таким образом, соблюдение режима дня, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников: Психологические технологии. – М.: Чистые пруды, 2008.
Артюхова И. – В первом классе – без проблем. – М.: Чистые пруды, 2008.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 1998.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. – М.: Педагогический поиск, 1998.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.