Презентация Модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ


Доклад«Модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ»Подготовила:педагог-психолог МБОУ «Гимназии г. Шагонар»Чебодаева А.А. Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ становится одной из приоритетных задач работы психолога, и это есть результат не последних двух лет работы, месяцев, дней, а, как правило, эта деятельность должна проводиться на протяжении всего периода обучения. Стратегии деятельности психолога при подготовке к ЕГЭ: ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене;технологически-ориентированная стратегия – освоение  некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ включает следующие фазы:- подготовка выпускника к ЕГЭ на всех ступенях обучения ;- решение частных целей психологической подготовки учащихся к ЕГЭ ;- экстренная психологическая подготовка учащихся 11-го класса к ЕГЭ («Скорая помощь»). Модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения Среди моделей психологической подготовки учащихся к ЕГЭ наиболее заслуживает внимания модель, предложенная психологами Филаковой Е. М. и Шабатиной Ю.А. 1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ЕГЭ можно считать итоги   плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах. Для более корректного планирования содержания работы с выпускниками можно использовать разработанные М.Ю. Чибисовой анкеты: «Готовность к ЕГЭ», «Анализ пробных экзаменов», «Определение детей группы риска». 2. Консультативная  работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Задача консультативной работы по психологической подготовке к ЕГЭ - контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Она включает следующие составляющие:1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;2) своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения  и их психологическое сопровождение;3) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;4) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;5) психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью лекционной и других форм работы. Цель коррекционно-развивающей работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ заключается в составлении системы работы с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения. Она должна вестись по основным направлениям:Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;Развития произвольности, навыков  самоорганизации и самоконтроля;Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;Повышение сопротивляемости стрессу;Актуализация внутренних ресурсов. 3. Коррекционно-развивающая работа  психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ 4. Психопрофилактическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Задача: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы:обучение психической саморегуляции;формирование уверенности в своих силах;выработка навыков мобилизации в стрессе;развитие творческого потенциала. 5. Психопросвещение в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Задачи:ознакомление родителей  с актуальными проблемами детей и сообщение подходящих на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения;создание условий для получения  необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в  работе с учащимися, имеющими трудности обучения;вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями  эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ. 5. Психопросвещение в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Формы просветительской работы :проведение классных часов, где учащиеся узнают о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития;проведение родительских собраний вмести с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы, вопросы сообща;организация бесед с выпускниками, которые могут поделиться опытом сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ;проведение лекториев для педагогов, организация «Уголка психолога», подбор психологической литературы для педагогов. Решение частных целей психологической подготовки учащихся к ЕГЭ Цель 1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ Формы работы:Рассказ с последующим обсуждениемПросмотр видеозаписи с последующим обсуждениемИгра-драматизация Цель 2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭ направлена на преодоление «мифологии», связанной с ЕГЭ (метод - групповая дискуссия - «Шкала согласия»), а также формирование личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности) (метод – упражнение - «Дом знаний»). Цель 3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене Формы:Фронтальная форма (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может происходить в виде классных часов или психологических занятий. Индивидуальная форма (консультации) Работу по формированию конструктивной стратегии деятельности на экзамене строим в несколько этапов:1. Анализ особенностей учебной деятельности:Психолого-педагогическая диагностика. Самоанализ ученика. Экспертные оценки педагогов. 2. Выделение «места наименьшего сопротивления». 3. Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов. Спасибо за внимание!