Методический доклад на тему: «Проблемы, связанные с публичным выступлением способы их решения»


Методический доклад на тему:
«Проблемы, связанные с публичным выступлением способы их решения»

Подготовила
преподаватель по классу баян
Локотской ДШИ Алексашкина Наталья Викторовна.
Локоть 2016г.
Проблема публичное выступление – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. С состоянием тревожности перед концертным исполнением музыкант-исполнитель сталкивается в разные периоды своей учебной и творческой деятельности.
Изучая природу сценического волнения, было прочитано много книг великих музыкантов, в которых они рассказывают о том, какие проблемы возникают у них, у их учеников во время публичных выступлений, как они готовятся к концертам, чем занимаются накануне,  в день выступления. Но говорят они об этом со своих звездных высот. Мы же работаем с самыми обычными детьми. И хотелось бы поговорить о наших проблемах, связанных с публичными выступлениями и о нашем опыте решения некоторых из них. 
Обязательным завершением работы над музыкальными произведениями являются публичные выступления, которые проходят в форме контрольных уроков, академических концертов, зачетов, конкурсов. Таков порядок обучения в ДШИ. Независимо от того, нравится нам это или нет, на нашем веку, по-видимому, ничего не изменится. И мы должны приспосабливаться к тому, что есть.
Что же такое публичное выступление для преподавателей и учеников? Для преподавателя — это возможность показать свой профессионализм: насколько хорошо он сумел научить ученика навыкам владения инструментом, как развил его творческое воображение, раскрыл его природные возможности. Это момент истины - радостный и тревожный, вершина той пирамиды, которую он складывает из урока в урок, из года в год, раскрывая ребенку волшебный мир музыки.
А что же испытывают наши дети, оставаясь один на один с инструментом? Собранность, свободу, радость? УВЫ! Прежде всего, это волнение, страх, то есть состояние стресса, и, как следствие показывают порой тусклую, неинтересную игру, допускают текстовые ошибки, иногда приводящие к полному провалу. Сценическому волнению подвержены все без исключения: и малыши, для которых выступление скорее занимательное, чем волнующее событие, и имеющие опыт публичных выступлений, ученики средних и старших классов.
Весь стресс проходит три основные стадии. 
Первая стадия - реакция тревоги - характеризуется уменьшением размеров тимуса (находится в грудной полости на передней стенки трахеи), селезенки, лимфатических узлов, что связано с активацией коры надпочечников и выбросом в кровь гормона глюкокортикоида.
Во второй стадии - стадия резистентности (устойчивость организма к воздействию повреждающего, фактора) - развивается гипертрофия (увеличение) коры надпочечников с повышением образования гормона коры надпочечников кортикостероидов. Они увеличивают количество циркулирующей крови, увеличивают частоту сердечных сокращений, повышают артериальное давление, усиливают синтез глюкозы в организме.   В этой стадии повышается устойчивость организма к действию раздражителя. Если действие такого раздражителя (агента) прекращается или оно незначительно по своей силе, изменения, вызванные им, постепенно нормализуются. Однако, если влияние данного раздражителя (агента) оказывается чрезмерно сильным или длительным, развивается истощение функции коры надпочечников и наступает
Третья стадия - стадия истощения. Когда мы говорим о стрессе во время публичного выступления, то заключительной стадией является здесь стадия резистентности, то есть вторая.
Что же мы, педагоги, можем сделать для того, чтобы облегчить напряжение, связанное с публичным выступлением? Начнем с подбора программы. Очень многие преподаватели боятся легкого, хотя и по классу подобранного репертуара. А ведь среди «Жизненных правил для музыканта» Роберта Шумана есть одно замечательное правило: «Старайся играть легкие пьесы красиво и хорошо. Это лучше, чем посредственно исполнять трудные». Что можно возразить против этого? Тем не менее, бывает, что ученик играет с большим трудом, не справляясь с пьесой ни технически, ни музыкально. Конечно, можно научить играть ребенка непосильную пьесу. Но насколько эффективным будет этот труд, много ли он принесет пользы и удовольствия преподавателю, ученику, а потом и слушателям, вынужденным терпеть посредственное исполнение? Наверное, правильнее, проанализировав способности и возможности ученика, выбрать для него посильную программу. Это даст возможность ребенку почувствовать себя сильнее, увереннее, артистичнее и музыкальнее, утвердит в нем формулу «Я могу!». А это уже движение вверх.
Подобрав программу, преподавателю хочется, чтобы ученик быстро и правильно разучил заданные ему произведения. Это желание объясняется, прежде всего, жесткими временными рамками, продиктованными учебным планом. Но всегда ли способен ребенок сделать все быстро? И, вообще, свойственна ли детям торопливость в познании и усвоении чего - то нового? Скорее нет, чем да! Медленно, маленькими шажками дети учатся ходить. В течение двух-трёх лет начинают говорить. Не спеша, по слогам учатся читать. Старательно выводя крючочки и палочки, учатся писать. И не надо их торопить.
Будучи преподавателем сталкиваясь с данной проблемой на практике, мною сделаны следующиевыводы: 
Существуют 2-е точки зрения по проблеме борьбы с публичным волнением. 1. Реального, ощутимого решения нет и быть не может: если человек владеет собой в экстремальных условиях сценического выступления, обращать волнение себе на пользу, а не во вред, следовательно, есть основания (разумеется, при прочих необходимых условиях) заниматься такого рода деятельностью. В противном случае целесообразнее принять решение о смене профессии. 2. Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного рода «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Имея личный опыт концертных выступлений, целиком поддерживаю мнение о том, что сценическое волнение можно и нужно уметь держать под контролем. 
Всех музыкантов можно поделить на 3 категории:
Сверхчувственные натуры со слабой нервной системой, имеющие незначительный опыт внутренней самоорганизации, легко поддающиеся внешним воздействиям, рассеянные, ранимые, обладающие интровертивным складом ума.
Музыканты, относящиеся к этой категории, испытывают чрезмерно сильное волнение, которое достаточно сильно может навредить концертному выступлению. Его можно классифицировать как волнение-паника, волнение-страх, волнение-смятение. Подобное  внутренне состояние сопровождается срывами концертных выступлений, скомканной игрой, низким уровнем самоотдачи.
Люди со средним уровнем сбалансированности, с некоторым опытом внутренней самоорганизации, которые обладают рядом волевых качеств.
Музыканты, входящие в эту категорию испытывают средний уровень волнения, с которым могут то справляться, то не справляться. Поэтому таких музыкантов отличает некоторая нестабильность сценических выступлений. Перепады качества исполнения, неожиданные казусы в процессе игры, технические сбои – их отличительные черты. Вместе с тем в исполнении игры может наблюдаться высокая, тонкая эмоционально-чувственная подача музыкального материла, оригинальность мышления, убедительность интерпретации в целом.
Волевые целостные личности, имеющие достаточно высокий уровень внутренней самоорганизации, уравновешенные, уверенные в себе, умеющие сосредоточиться, сконцентрироваться в нужное время и в конкретном месте.
Музыканты, которые представляют третью категорию, как правило, являются мастерами своего дела. У них волнение присутствует лишь в той мере, которое способно зажечь музыканта и зрительскую аудиторию. Их внутренне состояние помогает сохранить ясный ум, пламенность сердца, четкость исполнительских действий. Их волнение со знаком плюс (волнение-подьем, волнение-откровение, волнение-порыв) позволяет по-настоящему творить на сцене, погружаться в глубины художественного образа, вызвать восторг публики.
Полагаясь на опыт работы в музыкальной школе с 1999г., можно сказать, что для 99% учеников (а это дети со средними музыкальными способностями, которые не собираются быть профессиональными музыкантами) золотое правило «Тише едешь - дальше будешь» работает на все 100%, как в текущем моменте, так и в перспективе. Взяв в работу какое-либо произведение, и показав, как оно будет звучать в готовом виде, мы приступаем к сложному процессу разбора и разучивания текста. Но уже на этом этапе стараемся делать динамику, интонацию, настроение, выполняя при этом два условия: не спешить и не ошибаться. В зависимости от темперамента, кому - то из учеников это дается легко, кому - то трудно. Но все дети знают, что количество допускаемых ими ошибок (звуковысотных, штриховых, аппликатурных, интонационных) напрямую зависит от выбранного им темпа. На уроке мы обязательно находим для каждого произведения комфортный темп, в котором получается все без напряжения, легко и естественно. И как садовник, выращивая дерево, не тянет его за ветки вверх, чтобы росло поскорее, не расправляет лепестки цветка - он раскроется сам, когда придет время, - просто поливает, подкармливает и ждет, так и мы, не сдерживаем и не форсируем, а просто «растим» исполняемое произведение.
Хорошо усвоив и осознав текст, мы обязательно учимся начинать его с любого места, так, на всякий случай. Ну а то, что должно прозвучать в готовом виде - это праздник, который не бывает каждый день. Поэтому до самого выступления обязательно играем по нотам и в среднем или медленном темпе, в зависимости от ситуации.
Преподавателю очень важно, определить исполнительские возможности своих учеников. За несколько дней до выступления необходимо проводить репетицию с многократным проигрыванием всей программы, от трех до пяти раз, что позволяет педагогу услышать, какое исполнение будет наиболее удачным. И уже, исходя из этого, в день выступления правильно разыграть ученика перед выходом на сцену.
Опираясь на труды учёных-психологов, опыт великих музыкантов и на собственный опыт, хочется выделить главное в этой области исследований:
 
1. Стороны личности, влияющие на особенности того или иного состояния музыканта до концерта, во время него и после: 
• психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, потребность в такой деятельности; • творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания; • особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения и др.); • типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент. Все стороны личности, перечисленные выше, взаимосвязаны и взаимозависимы. На собственном опыте знаю, что сценическое состояние музыканта-исполнителя формируется под воздействием всех подструктур. 
2. Потребности музыканта, в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности. Они различны по их мотивации: •потребность в исполнительском процессе; •потребность в общении со слушателями; •потребность в активном воздействии на слушателей. Наиболее ценными являются потребность участия в исполнительском процессе и в общении с публикой. 
Каковы же причины страха перед сценой? 
В данном случае следует говорить о комплексе причин: 1) Первая причина - внушенная мысль о возможном «провале». Мысль о неудачном выступлении может перейти в опасное самовнушение. Музыкант-исполнитель должен уметь защищаться от враждебного внушения. 2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Музыкант не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Во время концертного исполнения могут быть неполадки в тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически, без участия сознания. 3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с волнением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно. 4) Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором. 5) Пятая причина – усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального.
 В своей педагогической практике, для психологической подготовки к выступлению, мы делаем следующие упражнения саморегуляции эмоционального состояния. Отметим наиболее важные:
 • дыхательные упражнения, тонизирующие сердечную деятельность; 
• сосредоточение внимания на средствах музыкальной выразительности и приемах технического, художественного воплощения; • представление сознанием всего музыкального образа исполняемого произведения; • освобождающие, активизирующие физические упражнения исполнительского аппарата, помогающие войти в рабочее состояние.
При подготовке концертной программы, преподавателю со своими учениками следует придерживаться определённых правил. 
1) Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начинать её изучать заранее, чтобы она успела «улечься». 2) Первоначально хорошо выучить произведение в голове, пропевая голосом, обращая внимание на форму построения, чистоту интонации, гармонические и ритмические особенности. Должно сложиться цельное представление, которое звучит в ушах - это потом поможет «вылезти» из сложных ситуаций. 3) «Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов. 4) Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно поднимая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе. 5) Ближе к выступлению начать «собирать» произведение - проигрывать от начала до конца не в конечно быстрых темпах. Будут видны недочёты, которые необходимо снова «разбирать», «чистить» и доводить «до кондиции». 6) Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на публике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке - перед своей семьей, друзьями. Хорошим тренингом по преодолению сценического волнения является большое количество «маленьких» публичных выступлений, где публикой могут быть мамы, папы, дедушки, бабушки,  друзья, просто случайные люди. Такие концерты легко можно организовать дома, в школе, в детских дошкольных учреждениях и т. д. Эффективность таких выступлений для воспитания исполнительской воли и преодолению сценического волнения очень высока.
7) «Накатка» - многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автоматизировать технические и эмоциональные навыки. Немаловажное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, силы и т.д. 
Таким образом, можно сделать следующие выводы: универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося.Успех достигается там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой ученикили музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы. 
Выводы:
Стресс, вне всякого сомнения, является основным критерием, определяющим низкое качество выступления ученика на сцене;
Такая подготовка к концертным выступлениям дает хорошие результаты в целом - дети играют без срывов, грубых ошибок, остановок, ровно и стабильно. И за инструментом демонстрируют не только приобретённые навыки и умения, но выражают своё отношение к музыке, к исполняемому произведению, свою индивидуальность.
Список используемой литературы:
1.Готсдинер А «Музыкальная психология» М, 1993.
2. Новицкий В.В., Патофизиология. Учебное пособие: Томск: ТМЛ-Пресс, 2003. - 438с.
3. Назаров И. «Основы музыкального исполнительства» М.,1968
4. Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое пособие; Новосибирск: 1998. – 62с.
5. Ансерме Э. «Статьи о музыке» М., «Советский композитор»1987