Урок внекласного чтения в 4-Б классе Добровского УВК Форма урока: урок-исследование (минипроект) Тема:”Как прекрасны эти сказки!




Урок внекласного чтения
в 4-Б классе
Добровского УВК
Форма урока:
урок-исследование
(минипроект)
Тема:”Как прекрасны эти сказки!”
Учитель :Трофименко Мария Викторовна





2013г.

Тема: “Как прекрасны эти сказки!”


Цель:используя нестандартные методы ,инновационные формы работы расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина полученные в ходе самостоятельной работы по подготовке к внекласному чтению;подвести детей (путём сапоставления сказок)к выводу о том,что А.С.Пушкин развивал в авторской сказке традиции устного народного творчества;активизировать умственную деятельность учащихся;формировать навыки литературного анализа,выразительного чтения,сценического мастерства;формировать читательскую компитентность ,стремление к саморазвитию и творчеству,воспитывать у школьников положительные нравственные качества;прививать интерес к чтению.

Оборудование:портрет А.С.Пушкина;высказывание С.Я.Маршака;рисунки по сказкам Пушкина “ Как прекрасны эти сказки!”;на партах карточки с заданиями;запись “Полёт шмеля”,”Царевна лебедь” из оперы Н.А.Римского-Корсакова;”Сказка о царе Салтане”П.И.Чайковского”Щелкунчик”(танец феи дождя);муль- тимедийный центр;презентация .

Форма урока:урок –исследование(минипроект)

Подготовка к уроку.Ученики(с учетом интересов и взаимоотношений)распределяются по группам.:самоцветы,фантазия,всезнайки.


Ход урока:

1.Орг.момент.

*Слово учителя.
-К нам на утро пришли гости.Поприветствуем их.
Здравствуйте!
Мы все рады видеть Вас,
В светлый день
И в добрый час!
*Чтение эпиграфа урока учителем.
Чтобы сказки не обидеть-
Надо их по чаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселится,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее,умнее.
(звучит музыка со словами из мультфильма “Домовёнок Кузя”)
*Литературная викторина(тихая музыка П.И.Чайковского)
-А сейчас у нас литературная викторина.У вас на столах лежат карточки с отрывками из сказок,прочитав их вы должны вспомнить названия .(3гр.-3карт.)
-Дети скажите у каких сказок есть автор,а укаких нет?
-Как называются такие сказки ,к каким группам относятся?
(вывод)
-Какую сказку называют литературной,а какую народной?

2.Сообщение темы урока.
*Слово учителя.
-Вы конечно догадались,что урок внекласного чтения будет посвещён сказкам.Какие ск-ки вы читали дома?
Путешествие в чудесный мир сказок ,я предлагаю провести по способу сравнеия,исследования и проведения научной работы.

3.Исследовательская работа.
Готовясь к уроку мы создали исследовательские группы :
-Смоцветы(гл.режисёр,сценарист,актёры);
-Фантазия(гл.художник,режисёр,авторы текста);
-Всезнайки(гл.учёный,журналисты,искатели).
- А сейчас мы докажим,что А.С Пушкин создавая “Ск-ку о царе Салтане”опирался на русские народные сказки.
-Слово группе “Всезнайки”
1ученик:
Посмотрим верно ли высказывание С.Я.Маршака “Пушкинская сказка –прямая наследница сказка народной”
А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г. В г. Москве,в небогатой дворянской семье(слайд 1).Отец его Сергей Львович был потомком знатного рода.Мать Надежда Осиповна была внучкой воспитанника Петра1 Абрама Ганнибала.У Александра Сергеевича(А.С.) были сестра Ольга Сергеевна и брат Лев Сергеевич.
2ученик:
Александр много книг прочитал на французком языке из библиотеки отца.К семи годам он хорошо читал и писал на французком ,даже сочинял пьесы.Большой багаж знаний он получил от своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал.Она была близким другом молодого поэта.Мария Алексеевна часами занималась с детьми,обучала их грамоте.Также бабушка знала много сказок.
3 ученик:
Огромную роль в воспитании будущего поэта сыграла его няня Арина Родионовна.Она очень любила мальчика Сашу.У неё он искал утешение когда его обижали.Няня знала множество народных сказок,песен,поверий и рассказывала их языком простым и очень образным.А.С очень любил слушать байки,весёлые нянины сказки.
4 ученик.
А когда стал старше сказки к Саше приходили вечером ,как награда за весь день.В них добрые сражались со злыми.Злые были сильные и ловкие,добрым приходилось худо.Но несомненно побеждало добро.Известно,что поэт записал семь няненых сказок.
Люди с благодарностью вспоминают А.С. и в память о нём в г.Пскове установили поамятник ему и Арине Родионовне.
Учитель: -Так насладимся сказкою сполна!
-Слово группе “Самоцветы”
У окна на лавке сидят три девицы,прядут пряжу(имитируют движения)
Автор:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 девица:(Напористо)
«Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2девица(восторжено)
«Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3девица(задумчиво)
«Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Автор(заходит царь)
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь(подходит к третьей сестре)
«Здравствуй, красная девица,
Говорит он, будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
(царь подаёт руку 3 сестре и уводит её.Подобрав сарафаны ,сёстры торопятся за ними.)

4.Физминутка. Муз.запись “Полёт шмеля”.

5.Продолжение исследовательской работы.
*Виды чтения по сказке “По колена ноги в золоте,по локоть руки в серебре”
Учитель:
-Действительно.И стар и млад любят сказки.Поэтому работу на уроке мы продолжим порусской народной сказке “По колена ноги в золоте,по локоть руки в серебре” с помощью разных видов чтения мы вспомним содержание сказки.
**вид чтения “Луна”(начало сказки);
**выборочное чтение по вопросам:
-Где говорится о зависти сестёр?
-Что сделал царь после того ,как отправил царицу в бочке в сине море?
-Кого и что увидели мать и сын как приплыли на остров?
**чтение “Буксир”

6.Отчёт группы “Фантазияяя”
Учитель:Слушая сказку ушами нет никакой возможности понять её-сказка должна быть понята сердцем.
-Диофильм в исполнении группы “Фантазияяя”
ВЫВОД
.Ученик:- Мы считаем, что в основе сказки о царе Салтане лежит русская народная сказка “По колено ноги в золоте ,по локоть руки в серебре”
7.Сравнение сказок.
Учитель:-Давайте исследуем ,ранее прочитанные сказки и выясним что в них общего и есть ли оно вообще.Инсценировав сказку о царе Салтане и создав диофильм учащиеся пришли к выводу
**Выборочное чтение.
ВЫВОД
Ученик:-Мы выяснили,что сюжеты этих сказок очень похожи.А ещё мы заметили,что вних часто встречается “магическое число”.
Учитель:-Какое число?

8.Работа группы “Самоцветы”
Учитель:-Гр.самоцветы расскажет нам о “магии чисел” в литературных и народных сказках.
1ученик:
-В русскихнародных сказках и сказке А.С.Пушкина происходят троекратные повторы:трижды пытается доскачить до окошка втереме и поцеловать царевну герой сказки “Сивка-бурка”,трижды отправляются следить за Хаврошечкой мачехины дочери.Охраняют остров 33 богатыря.В каждой сказке троекратное повторение имеет конкретный смысл.
2ученик:
-Всё это традиционные повторы –три девицы,три чуда сближают сказку с русской народной.
Цифра 3 волшебная,характерная для многих сказок. 3 раза Гвидон превращался в насекомое и летал к Салтану.3 Раза обращался к царевне –Лебеди за помощью.3 Раза заезжают корабельщики,3 раза угощает их Гвидон и Салтан.
ВЫВОД
3ученик:
-Сказки роднит сюжет,герои,использование чисел.Сказку А.С роднит с народной многократное повторение.Ещё поэт вводит в сказку пословицу “Жена не рукавица:с белой ручки не стряхнёшь и за пояс не заткнёшь”,и элементы простой речи в литературной сказке.Но отличает их написание литературной сказки в стихах.

9.Заключительный этап.
*Самооценка учащихся.(дети советуются и решают кто выскажет общее мнеие)
*Выступление “Бабушки –сказочницы”
Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.
*Итог урока.

*Слово учителя.
-Добро прославляемое в сказках,надолго пусть останится в ваших сердцах ,а злу не будет места.Я благодарю за работу всех детей,за внимание ,доброе отношение к нам наших гостей и на память дарю памятки –закладки о работе с книгой,сказкой.

10.Домашнее задание
Читать стихотворения ,понравившееся можно выучить.


Памятка юному читателю
Книги это окна, через которые душа смотрит в мир
Вильсон
Правила обращения с книгой
Правила поведения в библиотеке


С. Я. Маршак
« Книжкины жалобы»

Пословицы о книге


1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.

2. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

4. Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
8. С книгами обращайся аккуратно.


1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми

2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол

3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.

5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.

6. Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.

7. С книгами обращайся аккуратно.

8. Уходя, обязательно попрощайся
Я книга! Я товарищ твой!
Будь школьник, бережным со мной
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплёт не выгибай,
Мне корешок не поломай!
Привычку скверную оставь
Листая, пальцы не слюнявь.
Не забывай меня в саду
Вдруг дождь нагрянет на беду
Меня в бумагу оберни,
Где взял меня - туда верни!
Не загибай мои листы!
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
В книге ищи не буквы, а смысл

Золото добывают из земли, а знания из книг

Нет умного соседас книгой беседуй

Дом без книгидень без солнца

Сперва аз да буки, потом и все науки

Видит око далеко, а ум ещё дальше

Учёный водит, неученый рядом ходит

Азбукак мудрости ступенька


Хорошая книга ярче звёздочки светит

Книга для ума, что тёплый дождь для всходов

Выбирай книгу так, как выбираешь друга

Книги не любят, когда их чтят, а любят, когда их читают

Книга подобна воде -дорогу проб ьёт везде




15