Коррекция нарушений осанки у школьников

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

Коррекция нарушений осанки у школьников

13 октября 2015 года в московской школе № 2121 «Образовательный комплекс имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина» по инициативе нашего постоянного автора учителя Дмитрия БЕСПОЛОВА прошел семинар-практикум. Изначально его программа предполагала теоретическую и практическую части. Однако опыт Сергея ЧЕЧИЛЯ настолько заинтересовал собравшихся, что до практики дело так и не дошло
Всё начинается со стопы
На этот раз учитель физической культуры Дмитрий БЕСПОЛОВ пригласил выступить на семинаре мануального терапевта Сергея ЧЕЧИЛЯ – главного врача собственной клиники, официального врача национальных сборных команд по лыжным гонкам и фигурному катанию на Олимпийских играх в Сочи.
Перед началом семинара каждому участнику выдали «Методические рекомендации для учителей и родителей по выработке и сохранению красивой осанки у детей».
Сергей Вячеславович начал свое выступление с выявления причин, приводящих к проблемам с позвоночником. Опираясь на изученную литературу и собственный опыт, мануальный терапевт подчеркнул, что основные проблемы, которые мы испытываем со спиной, связаны с прямохождением, ведь у животных, ходящих на четырех лапах, не встречается остеохондроза, это исключительно человеческое заболевание. Он отметил, что во время плавания или полета парашютиста в свободном падении позвоночник тоже не испытывает нагрузки.
Напряжение позвоночного столба во время нашей повседневной жизни вызвано не силой тяжести, а силой реакции опоры. Основная нагрузка при этом приходится на ступы. Именно стопа принимает на себя первый удар, вслед за ней – коленные и тазобедренные суставы, и лишь потом мы ощущаем нагрузку на позвоночник. Об этом свидетельствует и статистика заболеваний опорно-двигательного аппарата: чаще всего к ортопедам обращаются с проблемами нижних конечностей. Просматривается зависимость между заболеваниями стоп и нарушениями осанки, а также с другими проблемами позвоночника. Например, наиболее распространенная причина возникновения сколиоза – чрезмерная нагрузка на одну из стоп.
Вывод первый: не хотите проблем с позвоночником – следите за стопами!

Сколиоз – самое распространенное заболевание у современных школьников, лечить его нужно как можно раньше, – до окончания формирования внутренних органов: у девушек – до 15 лет, у юношей – до 17–20 лет. Если к мануальным терапевтам обращаются со сколиозом в более старшем возрасте, эффект от лечения невелик. Как правило, через несколько дней или недель выпрямленный позвоночник возвращается в прежнее положение, что обусловлено ранее сформированным расположением внутренних органов.
Вывод второй: сколиоз нужно лечить в детском возрасте!

Эксперимент
В подтверждение своих слов доктор предложил провести эксперимент. Одного из участников семинара – учителя физической культуры школы № 2121 Олега БАРЫБИНА (он должен был выступать следующим) – попросили выполнить без разминки наклон вперед из положения стоя и зафиксировать в памяти свои ощущения.
Затем Сергей Чечиль на массажном столе активно размял только правую стопу испытуемого и предложил выполнить наклон еще раз. Олег заметил, что тепло от массажа пошло по всей правой стороне тела, но наклон не стал лучше, так как левая сторона всё еще оставалась «холодной». Тогда терапевт предложил испытуемому размять левую стопу другим способом: покатывая стопой мяч для гольфа. Задание нужно было выполнить стоя, активно надавливая стопой на мяч и передвигая его по трем основным продольным сводам стопы: внутреннему (от пятки к основанию большого пальца), внешнему (от основания мизинца к пятке) и поперечному (от основания большого пальца к основанию мизинца).
Сидящие в зале попробовали выполнить это упражнение теннисным мячом, не вставая со своих мест. Через две-три минуты активных движений у нашего испытуемого был достигнут тот же эффект на левой стороне тела, что и от массажа правой стопы. После этого Олег Барыбин смог сделать наклон лучше и, что важно, – легче, чем в предыдущий раз. В качестве доказательства доктор Чечиль привел в пример одну из тюменских школ, учителя физкультуры которой используют это простое упражнение вместо традиционного комплекса ОРУ. Он отметил, что очень важно выполнять это упражнение в положении стоя и поочередно (по 2 мин.) каждой стопой. Детям лучше использовать обычный теннисный мяч.
Вывод третий: активная разминка стопы способствует хорошей разминке всего организма.

Делать запрещается!
Вторая часть выступления мануального терапевта была еще интереснее. Анализируя причины травм людей, обращавшихся к нему за помощью, докладчик представил учителям физкультуры свои выводы о том, какие упражнения категорически нельзя предлагать детям.
Наклон вперед из положения стоя. Упражнение, которое перед этим неоднократно выполнял наш герой, делать можно, но обязательно правильно. Наклон не должен быть резким, и в нем не должны быть задействованы все мышцы спины сразу. Сначала нужно плавно наклонить голову, затем плечи, потом грудную часть спины и лишь потом – ее поясничный отдел. Выполнять это движение с напряженной спиной и рывком не рекомендуется. Чтобы выполнить наклон вперед правильно, можно прислониться спиной, головой, спиной, голенями и пятками к стене, пятки при этом поставить вместе. Наличие опоры позади себя не позволит сделать это упражнение неправильно. Результат, правда, будет хуже. А что для нас важнее: результат или здоровье?
Учителя задали резонный вопрос: а как же нормы ГТО, в которые включено и это испытание для определения гибкости? Доктор не ответил на него. Может быть, Министерство здравоохранения не очень активно поддерживает внедрение ВФСК ГТО именно потому, что понимает: некоторые тесты небезопасны для здоровья?
Полоскание ротовой полости после чистки зубов. Замечали ли вы, что в зарубежных гостиницах в ванных комнатах стоят стаканчики, в которые наши соотечественники обычно ставят зубные щетки. На самом деле их предназначение другое. Полоскать рот после чистки зубов нужно не в наклоне, поворачивая при этом голову вправо и влево, а стоя, используя для этого стакан. Выплевывать воду нужно, сделав небольшой наклон вперед. Такое простое гигиеническое правило позволит избежать перенапряжения позвоночника.
Наклоны под углом. Сергей Вячеславович пояснил, что многих проблем с позвоночником можно избежать, если выполнять движения туловищем в трех физиологических плоскостях: фронтальной, горизонтальной и сагиттальной. К доктору ни разу не обращались за помощью люди, которые повредили спину, выполняя плавный наклон вперед или назад, повороты или наклоны туловища в стороны. Это связано с тем, что позвоночник имеет определенную защиту от возможных повреждений в этих плоскостях, если, конечно, нагрузка на него при этом не будет критической. Зато большинство пациентов получили серьезные травмы, выполняя движения под углом примерно 45° по отношению к позвоночному столбу: это приводит к повреждениям остистых отростков и даже к межпозвоночным грыжам. Поэтому школьникам врач категорически запретил бы выполнять упражнение, которое хоть раз в жизни предлагал детям каждый учитель физкультуры:
И.п. – стойка ноги врозь.
1 – наклон вперед к левой ноге;
2 – наклон вперед между ногами;
3 – наклон вперед к правой ноге;
4 – и.п.
Именно наклоны вперед и чуть в сторону крайне нежелательны для нашего организма.
Круговые движения туловищем и головой. По этой же самой причине не следует выполнять движения туловищем или головой по кругу. В тот момент, когда позвоночник находится в искривленном под углом и в сторону положении, остистые отростки испытывают повышенное напряжение. Доктор обратил внимание собравшихся на то, что детский организм, как правило, легко справляется с данной нагрузкой, так как скелет детей сформировался еще не полностью, их кости достаточно мягкие, и, скорее всего, данные упражнения не несут им никакого вреда, но стоит ли рисковать? Девушкам, достигшим 15 лет, и юношам старше 17–18 лет эти движения полностью противопоказаны.
Повороты туловища. Это упражнение не является запрещенным, но выполнять его следует иначе, чем принято в школах. Ноги обязательно нужно поставить вместе, причем соединить не только пятки, но и носки. Именно в этом положении распределение нагрузки идет равномерно на обе стороны спины. Нежелательно выполнять это упражнение в стойке ноги врозь, так как в любом случае одна сторона спины будет задействована хотя и ненамного, но больше, чем другая, а это приводит к искривлению позвоночника. Руки лучше выставить вперед, пальцы в замок. В этом положении необходимо плавно сделать поворот направо на 4 счета. То же налево.
Сед нога на ногу. Больше всего времени доктор уделил основной причине возникновения межпозвоночной грыжи – сидению на стуле в положении, когда одна нога запрокинута на другую. Удивительно, но среди клиентов, обратившихся к нему в клинику за помощью с этим диагнозом, было минимальное количество обращений от людей, выполнявших тяжелую физическую работу, попавших в ДТП, получивших серьезные травмы. Большинство заболевших – офисные работники, ведущие сидячий образ жизни. Изменения, происходящие в позвоночнике в позе нога на ногу, провоцируют защемления, так как межпозвоночные диски смещаются относительно вертикали. Попытки сидеть, запрокидывая то правую, то левую ногу поочередно, не дают равностороннего эффекта, а скорее наоборот, провоцируют образование еще одной грыжи между другими позвонками поясничного отдела.
После ряда примеров из врачебной практики лектора учителя физкультуры, которые сидели в такой позе, задумались и сели правильно.
Вывод четвертый: не все упражнения и положения полезны для организма.

Профилактика
Больше всего собравшихся интересовал вопрос, как избежать нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников, ведь именно это былой темой семинара. Терапевт ответил, опираясь на детскую и подростковую физиологию.
Всем известно, что в детском возрасте кости растут быстрее мышц, поэтому «отстающие» мышцы нужно развивать, в первую очередь, за счет восполнения дефицита движения. Потребность детей в активности должна быть реализована.
По статистике, у малоподвижных девочек начальной школы сколиоз встречается в 2–3 раза чаще, чем у мальчиков. Связано это с тем, что на призывы взрослых (педагогов и родителей) посидеть, не бегать, не прыгать они чаще реагируют положительно, потому что дисциплинированны и исполнительны. Мальчики и девочки-непоседы, как правило, игнорируют замечания подобного рода, но в итоге выигрывают: традиционные ортопедические заболевания у них встречаются намного реже. Доктор Чечиль несколько раз подчеркнул, что лучшая профилактика нарушений осанки – повышенная двигательная активность.
Вывод пятый: хочешь быть здоровым – двигайся!
Что касается особенных физических упражнений, то приоритет нужно отдавать статическим и статодинамическим, но они лучше подойдут детям 10–12 лет.
Возвращаясь к началу своего выступления, доктор снова отметил, что следует больше внимания уделять стопам. Хорошими профилактическими средствами являются ходьба босиком, ходьба по массажным дорожкам, а также использование в обуви специальных ортопедических стелек.
Смотри вывод первый.

Итоги
Несмотря на то, что программа семинара была выполнена только наполовину, никто из собравшихся не остался разочарованным. Участники решили встретиться еще раз, чтобы побывать на практической части, подготовленной другими учителями, и выполнять задания уже с учетом рекомендаций практикующего мануального терапевта.
Я отметил для себя и то, что это был первый посещенный мною семинар, с которого никто из слушателей не ушел раньше времени и даже не пробовал это сделать. Кстати, вместо запланированных 70 минут семинар продолжался два часа. Смею предположить, что и проблема, обозначенная организаторами, оказалась насущной, и человек, с которым удалось встретиться, – уникальным. После встречи любой желающий мог еще свободно пообщаться с доктором Чечилем, задать ему вопросы лично, получить небольшую консультацию.
Возвращаясь домой, я вспомнил слоган, который висит в одной из ортопедических клиник Москвы: «Если вы не займетесь своей спиной, то она займется вами». Так давайте не допустим этого!

15