Конспект урока по СБО в коррекционной школе «Культура поведения со сверстниками и старшими в различных ситуациях (при встрече, обращении с просьбой, вопросом)»



ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Березанской Краснодарского края
Конспект урока
по социально-бытовой ориентировке
в 5 классе
по теме: «Культура поведения со сверстниками и старшими в различных ситуациях (при встрече, обращении с просьбой, вопросом)»
Подготовила и провела
учитель Манжула Н.А.
\
2015г.
5 класс
Тема: "Культура поведения со сверстниками и старшими в различных ситуациях (при встрече, обращении с просьбой, вопросом)».
Цель занятия: закреплять и углублять знания о вежливости, учить детей употреблять различные формы словесной вежливости (при встрече, обращении с просьбой, вопросом). Оборудование: материал инсценировок, словарные слова — культурный человек, скромность, этикет.
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы и задач.
Обобщение теоретических сведений:
1. Вопросы:
Знаете ли вы, что значит быть вежливым? Давайте проверим.
Какого человека вы считаете вежливым?
Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Почему вы так думаете?
2. Инсценирование стихотворения И.Антонова "Вежлив Витя или нет?"
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю Витя просит:
-Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
-Извините,
Я немного опоздал.
-Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
-Извините, - шепчет Витя, —Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
- Ребята, что бы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?

3. Выводы.
Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом.
Этикет определяет, как спорить, не задевая чувств собеседника; как вести себя за столом, какие дарить подарки и так далее. Поэтому само знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным человеком.
В.А.Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал: "Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях.
Знайте, что существует граница между тем, чего вам хочется, и тем, что можно.
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете, ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо".
Чтение и обсуждение, стихотворения "Дорогие слова" А.Шибаева:
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем...
-Видел Настю
Я на улице сейчас.
Настя — славная девчонка,
Настя ходит в пятый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова... (здрасте)
А слово-то какое - очень дорогое!
Встретил Витю я соседа...
Встреча грустная была!
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте — зря от Вити
Ждал я слово... (извините).
А слово-то какое — очень дорогое!
Он про внучку говорил:
-Экая досада.
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы (спасибо),
А слово-то какое — Очень дорогое!
Вопрос: "Почему надо быть вежливым?"
Вывод:
Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно,
А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме, бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или молоком.
Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях и готов им помочь. И это очень правильно: все люди помогают друг другу, трудятся друг для друга.
5. Практическая работа.
(Употребление "вежливых слов" при общении). Вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой, например, просите папу починить велосипед.
1) Анализ речевой ситуации, описанной И.Кашежевой;Через день мой день рожденья,У меня есть предложенье:Твержу дяде Коле,Прошу дядю Рому,Подружке по школе,По классу шестому,Шепчу тете Рите,Позвав ее в угол:"Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.
Подарите мне тигренка полосатого,
Удивленного, смышленого, усатого!"
В школу нас бы провожал он
И с работы нас встречал бы,
Встречал дядю Колю,
Подружек по школе,
По классу шестому,
Встречать успевал бы
И маму и папу
И мне подавал бы по-дружески лапу.
"Подарите мне тигренка полосатого..."
-О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение?
В этот день каждый мечтает получить в подарок что-то очень хорошее, интересное.
-Но подумайте, пожалуйста, вежливо ли просить приглашенных на твой праздник приносить определенный подарок (куклу, машину и т.д.)?
-Может быть, пусть подарок будет для тебя сюрпризом?
2.Вежливых слов, которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много, и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них:
С какими вежливыми словами вы встретитесь в стихотворении Л.Татьяничевой?
Сколько просьб начинается с "будьте добры"? "Скажите, который час?" "Прочтите, глаза у меня стары..." "Будьте добры" "Очень прошу"
3.Разыгрывание речевой ситуации:
а)как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый номер журнала "Трамвай"?
б)школьный буфетСпросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом;
в)обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города.Рассказы детей о тех случаях, когда и как они пользовались"вежливыми словами" при обращении с просьбой.
4.Анализ текстов, в которых приводятся примеры употребления вежливых слов в процессе общения:а) послушайте стихотворение А.Барто.- Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?
Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном:
Его зовут..., а впрочем лучше
Мы здесь его не назовем,
Ему бывает очень лень
Сказать при встрече:
"Добрый день!"
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит. ' И в лучшем случае "Здорово!"
Он вместо "Здравствуй" говорит.
А вместо слова "До свиданья"
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощанье:
"Ну, я пошел... пока! Всего!"
Какие слова приветствия и прощания вы употребляете?
Кого можно приветствовать словами "Здорово!", "Привет!"?
Кому вы можете сказать при прощании "Пока!"?
5.Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов.
а)Ты идешь по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
б)Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
в)С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
г)Можно ли вместо "здравствуйте" говорить "привет"?
д)В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и,
проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович."Не скажете- ли вы, какая допущена ошибка?
А может быть все в порядке?
6.Подведение итогов:
Вы показали себя воспитанными детьми.
Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять "вежливые слова".
Послушайте стихотворение Г. Остера и скажите, серьезный или шуточный ответ дает вам поэт. А может быть вы напишете стихотворение и в нем дадите серьезный совет вашим друзьям? Попробуйте!. Если ты пришел к кому-то,,
Не здоровайся ни с кем.
Слов "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
7.Итог урока:
Какого человека можно считать воспитанным?