Классный час по профориентации на тему: «Выбор профессии — дело серьёзное»

ГБС(К)ОУ «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»


Классный час по профориентации

на тему:
«Выбор профессии - дело серьёзное»








Классный руководитель 8 класса: Салахова Э.С.

2012 – 2013 учебный год

Цель: обогащение знаний детей о различных профессиях.
Задачи:
1.Познакомиться с особенностями некоторых профессий
2.Подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии.
3.Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
4.Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
5. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.
6.Воспитывать: уважение к труду, желание продолжить профессиональную подготовку в дальнейшей жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки профессий, инструменты, компьютер, проектор, карточки с заданиями.

План:
Организационный момент.
Фонетическая зарядка.
Вводная беседа. Сообщение о теме.
Словарная работа.
Вступительная беседа по теме.
Сообщение учащихся о профессиях. - работа над сочинениями учащихся.
Ознакомлением с профессией штукатура – маляра.
Рефлексивный анализ урока.
Итог урока. Рекомендации по выбору профессии.






























Ход классного часа:

Организационный момент.(1 слайд)
Коллективное чтение стихотворения
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышан грохот под землёй-
Рудокоп пошёл в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
Экскаватор зашагал-
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не появится вода.
В корпусах станки стучат-
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживёшь».


Фонетическая зарядка. (2 слайд)

Да, ребята. «Без труда не проживёшь»
А теперь смотрим на экран закончим предложения.
Землю красит- солнце, а (человека- труд).
Кто не работает, ,(тот не ест).
Хочешь есть калачи, (не сиди на печи).
Труд человека кормит, (а лень портит).
Птица крепнет в полете, а (человек - в труде).
Поздно встанешь- (мало сделаешь).
Кто рано встает, у того ( копейка растет).

- Подумайте, что это за предложения?
- Это пословицы.
В устной народной творчестве очень много пословиц о труде.
Читают хором.
- Как вы понимаете значение этих пословиц? (ответы детей)
- Кто рано берется за работу, тому сопутствует везение и удача,
Вводная беседа. Сообщение о теме.
-Ребята, скажите, о чем мы сегодня будет говорить.
- Мне кажется, о труде.
- Тема сегодняшнего классного часа.
«Выбор профессии - дело серьёзное».( 3 слайд)
- Прочитаем все вместе.
- Как вы думаете, почему мы эту тему взяли?
- Потому что мы скоро заканчиваем школу и приближается пора выбирать профессию.
- Я думаю, что будем говорить о профессиях, нужных в жизни.
- Правильно, ребята, мы будем говорить о профессиях. Что же такое профессия? Что мы имеем в виду, когда произносим слово «ПРОФЕССИЯ», «Специальность»?
Необходимо различать эти понятия. (4 слайд)

IV. Словарная работа. Смотрим на экран, читаем слова.
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Например, профессия – учитель. Специальность – учитель русского языка, учитель истории, учитель татарского языка. Врач – хирург, окулист, онколог, гинеколог. Продавец - продавец книг, продавец хлебобулочных изделий. Музыкант – пианист, баянист,
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
Чтобы уметь различать профессию от специальности, мы с вами выполним два упражнения
Упражнение 1. Каждому ученику даются карточки с заданием, а один идет выполнять к доске.
( слайд)
1 - ое задание: из списка выделить специальности.
Учитель, водитель автобуса, продавец книг, инженер - механик, врач, штукатур – маляр, музыкант, артист, учитель татарского языка, воспитатель, педиатр, артист цирка, директор школы (должность).


Упражнение 2 (работа у доски.)
2 –ое задание: из списка выделить профессии.
Учитель физкультуры, водитель, пианист, хирург, продавец, садовод, строитель, повар, инженер, актер театра и кино, пчеловод, президент (должность)


V. Вступительная беседа по теме.

Классификация профессий ( 5 слайд)
На предыдущих классных часах мы с вами познакомились с наиболее удачной квалификацией профессий по предмету труда, которую предложил академик Е.А. Климов. Он выделил 5 групп. Пожалуйста, назовите эти группы. Я прошу вас дать полный ответ (ответы учащихся)
П – «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»
Т – «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
Ч – «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
Х – «ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
З – «ЧЕЛОВЕК –ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»
Человек – природа - этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод, ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)

Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот, водитель)
Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми. Воздействует на них (секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый, учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)
Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист, бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)
Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления. Наличие фантазии, таланта (скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер, композитор, актер, поэт, штукатур - маляр)

Назовите профессии данного типа.

Ребята, мы еще с вами проводили тестирование по определению типа будущей профессии и выяснили к какому типу каждый из нас относится.

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы можете ориентироваться в мире профессий, а для этого проведем игры:
Первая игра - "Назови инструменты и угадай профессию":
назвать инструменты и определить профессию. (-----)
-ребята, вы убедились, что у каждой профессии есть свои инструменты.
ПОВАР
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

ПАРИКМАХЕР
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

ХУДОЖНИК
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.


Вторая игра - «Отгадай профессию по описанию». Сейчас будете отгадывать профессии по описанию. Смотрим на экран. Внимательно слушаем. (видео)


Это – древняя профессия ,призванная дарить людям счастье из песка и бетона, из деревянных брусьев, из гвоздей и радужных красок, и волшебной извести. Это профессия всегда в уважении и почете. (строитель)

Ему доверяют самое ценное, самое дорогое, что есть на земле - детей. Он не просто работает с детьми - проживает вместе с ними каждую минуту, каждый урок. Насколько тонким и мудрым должен быть человек этой профессии, чтобы суметь посеять только те зёрна, которые дадут благородные всходы. Сколько же труда, умения, терпения, ума и души требует эта профессия! (учитель)

Представитель этой профессии имеет дело с деньгами. (Продавец)

Человек – этой профессией получает деньги за управление транспортным средством и перевозку людей или товаров. Под транспортным средством подразумевается автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро. (водитель)

- Скажите, как зовут того, кто печет хлеб, батоны, рогалики? ( пекарь)

Она шьёт одежду ни на что несмотря,
Все её знают, ведь она же... (швея)

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он - ... (артист)

Варит он ни борщ, ни суп,
И ни каши с разных круп,
Варит он котлы стопные,
Трубы, прутья, швы сварные.
(Сварщик)


-Итак, профессий на свете очень много, и все они требуют от людей упорства, старания.
Ну, что устали? Для того ,чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.
Физминутка: типы профессий. ( слайд)
Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия.
Ч-Т: два раза нагнуться
Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.
Ч-П: встать.(эколог)
Ч_З: два раза сделать приседание.
Ч-Х: поаплодировать.
(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)(программист, врач, электрогазосварщик)
- Ребята , нам в гости сегодня пришёл папа Ильшата. Его профессия очень нужная. Папа Ильшата работает электрогазосварщиком. Он сам расскажет вам о своей профессии. ( Вопросы – ответы) вы в какой организации работаете?

- Скажите, в нашей школе представители, каких профессий работают?
- Учитель, воспитатель, медсестра, повар, сантехник, охранник.
- Как нужно выбирать профессию?
- Профессию нужно выбрать по душе.
- Я думаю, по интересу.
- Нужно выбрать ту профессию, которую ты любишь.
- Ту профессию, которую человек сам может справиться.
- Выбрать профессию, как вы думаете легко или трудно?
- Мне кажется, трудно.
- Я думаю не легко, будет выбрать будущую профессию.
- Да, ребята выбрать, ту единственную профессию, которую тебе по душе очень трудно. И к выбору профессии нужно отнестись серьезно.
Значит, что можно сказать исходя из вышесказанного?
Все вместе прочитаем.(слайд )
Надо сознательно готовить себя к будущей профессии. Каждый должен выбрать ту профессию, которая даст вам возможность раскрыть свои способности. Профессию, к которой лежит ваша душа, в которой вы чувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым.
А счастливый труд – это труд по способностям, интересам человека.
- А что такое труд по способностям?
- Я думаю, при выборе профессии нужно учитывать свои возможности.
- Мне кажется труд по способностям – это учет состояния своего здоровья.
- Правильно ребята. Вы должны выбрать ту профессию, которая в жизни вас прокормит и которую вы в состоянии выполнить.
- Через год вы закончите школу, вступите в самостоятельную жизнь. Всем вам надо будет продолжить свое образование, учиться дальше.
Вы, наверное, подумали о своей будущей жизни и о своей будущей профессии.
- Какую профессию каждый из вас для себя выбрал?
- Кем ты хочешь стать? (Ответы)
- Я хочу стать водителем.
- А, почему тебе нравится эта профессия.
- На прошлом классном часу вам было дано домашнее задание написать мини-сочинение на тему «Профессия моей мечты». (слайд )
Сообщение учащихся о профессиях.
Работа над сочинениями учащихся.

- Кто желает ознакомить со своим сочинением.
Ребята сейчас Гена ознакомит нас с содержанием своей работы.
Гена читает, остальные слушают.
Вам сочинение понравилось?
- Да.
- Почему?
- Потому что, очень интересное.
- Мне тоже очень понравилось.
-Гена, почему ты решил стать водителем, а не художником.
- Гена:
- Потому что, у художников маленькая зарплата.
- Ребята, вы знаете кто такой водитель.
- Я думаю что, человек, который
Давайте поближе узнаем, каким должен быть водитель.
Ребята, изучайте свою будущую профессию и все, что с ней связано.

Гена приготовил нам реферат о профессии водителя.




Как много мы с вами узнали об этой профессии.

- Как вы думаете, он правильно профессию для себя выбрал?
- Я думаю правильно, потому что водитель это очень хорошая профессия.
(слайд)
- Да, ребята, для того чтобы стать хорошим водителем, что надо знать и каким надо быть? (ответы) Я хочу, чтобы твоя мечта сбылась, чтоб стал хорошим водителем. Молодец, Гена садись.
- А теперь кто желает ознакомить со своим сочинением.
- Айдар, иди к доске и ознакомь нас с содержанием своей работы.

Айдар, почему ты выбрал профессию программиста?
- Потому что, я считаю, что одно из нужных и полезных профессий для человека.
Да, профессия программиста очень трудная.

На наш классный час мы пригласили студента 3 курса Ефимова Артема. Он учится в Альметьевском политехническом техникуме по профессии программиста. Мы выйдем с ним на связь по скайпу. Он расскажет нам о своей будущей профессии.
-----Для того чтобы стать успешным программистом, что надо знать и каким надо быть?

Может быть у вас есть Артему какие - то вопросы.


- Вы поняли кто такой программист? Да, ребята, для того чтобы стать успешным программистом, что надо знать и каким надо быть?(ответы)

- Да, мы поняли.
- Молодец, Айдар садись. Я желаю тебе успехи, чтоб твоя мечта сбылась.
- А еще кто желает ознакомить со своим сочинением. ( по желанию)
- Почему ты выбрал эту профессию?
Молодцы ребята.
- Я думаю, что профессии вы выбрали по своим интересам, по возможностям.

Ознакомлением с профессией штукатура – маляра.

Профессия штукатур-маляр
( слайд) Ребята, я хочу вас ознакомить ещё одной важной профессией – профессией штукатура - маляра. Реферат о профессии приготовили учащихся сами. (слайд)


Ребята, представьте , что если это профессия не существует каким был бы наш класс, наша школа
Итак, ребята, для чего нужна нам профессия штукатур – маляр? (слайд)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Получить такую профессию можно в Нурлатском аграрном техникуме.

К нам в гости на классный час пришла наша выпускница Тытагина Кристина. Она учится в Нурлатском аграрном техникуме. Кристина расскажет вам о техникуме, как она учится. Какую профессию получает (презентация о техникуме)

VIII. Итог урока. Рефлексивный анализ классного часа.

Любую работу нужно делать с душой. Неважно, какую профессию выберете вы, станете или нет знаменитыми, главное – хорошо делать свое дело, и гордится этим.
И последним этапом нашего классного часа проведем рефлексивный анализ урока.
( Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить.)или с мячом устно
( слайд)
Сегодня на классном часу :
Мы говорили.
Я научился
Было интересно.
Было трудно..
Заставило задуматься

IX. Рекомендации по выбору профессии.

Итак, вы получили информацию о мире профессий.
Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».
( слайд)
Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна.
Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.
Пришло время для мешочка «желаний». Я мечтаю стать
Напишите на листочке, кем вы мечтаете стать,
и опустите эту бумажку в мешочек «желаний».
Мы его закроем и спрячем,
а на первой встрече выпускников (через 5 лет встретимся) мы посмотрим, все ли ваши желания исполнились.
(Учащиеся пишут записки и складывают их в мешочек).
А сейчас я хочу вам предложить памятки - рекомендации по выбору профессии.
(Каждому участнику раздается памятка).
Рекомендации по выбору профессии:
1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.
2. Изучайте профессию и все, что с ней связано.
Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.
3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.
4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями.
5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.
6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.
7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.
8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.

А что для этого вы должны делать сейчас, чтобы получить хорошую професссию? (хорошо учиться).
Но главное вы должны помнить всегда:
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по свету белому отправиться с утра.
Как путь не был бы долог,
Иди прямой дорогой,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

На этом наш классный час подошел к концу.

Но прежде, чем попрощаться, я хочу чтобы вы оценили работу нашего классного часа.
Если вы считаете, что классный час прошел на отлично, вы показываете пять пальцев,
если хорошо, то четыре,
если на удовлетворительно, три,
ну а если совсем не понравилось, то два.
Итак, какую оценку вы поставите нашей работе?

Классный час завершаем песней , посвященной нашим дорогим учителям. Я думаю, что профессия учителя, конечно же, важная, нужная, интересная и очень ответственная. Разве не учителя учили всех нас – учителей, воспитателей, космонавтов, врачей, строителей, художников, президента, директоров школ, и так далее. В мире более 50 тысяч профессий.
Наверное, сполна оценить труд учителя мы сможем, только повзрослев. И только тогда сможем сказать искреннее «спасибо», за всё, чему научили нас наши учителя.
Песня «Родные учителя»

Спасибо за работу на уроке. До свидания.









13PAGE \* MERGEFORMAT14415