Музыкальное занятие для подготовительной группы Адыгея — родина моя

Музыкальное занятие для подготовительной группы детского сада
«Адыгея – родина моя»
Цель: Приобщать детей к культуре адыгского народа, формируя познавательный интерес и любовь к своей малой родине, воспитывать уважительное отношение к культуре другого народа. Развивать словарный запас детей.
Задачи:
1.Воспитывать любовь к своей малой родине, к культуре адыгского народа.
2.Систематизировать знания детей о символике Республики Адыгея.
3. Расширять и углублять знания детей о нашей республике, о нашем городе, об адыгейских народных инструментах;
Словарная работа: Родина, Россия, Республика, символика, герб, гимн, флаг.
Предшествующая работа:
- разучивание стихов русских и адыгских поэтов о Родине, природе; песен, народных игр, танцев;
- чтение произведений русских и адыгейских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;
- рассматривание иллюстраций книг, картин; открыток; флагов, гербов страны, республики, города;
- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
- посещение городского музея;
Методика проведения
В зале присутствуют гости: заведующая, методист, педагоги.
(звучит песня Р.Рождественского и Д.Тухманова «Родина моя»)
Дети забегают в зал под музыку, выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Родина моя».
Здравствуйте, ребята! (музыкальное приветствие)
Ребята, у каждого из нас есть Родина. Как вы думаете, что это такое? (это мой дом, мой город, моя республика, моя мама и я, моя страна)
Правильно, молодцы! Давайте попросим Валю рассказать нам стихотворение И.Мазнина о Родине.
Валя:
У каждого листочка, у каждого ручья,
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём,
Края свои родные мы Родиной зовём.
В какой стране мы с вами живём? (ответы детей)
Россия, страна в которой мы живём – это наша большая Родина. А место рождения человека это его малая Родина. Для многих из нас – это Республика Адыгея. Ребята, расскажите, что вы знаете о нашей малой Родине (ответы детей)
У нашей Республики, как и у любой другой, есть своя символика. Это флаг, герб и гимн.

Герб представляет собой круг, сверху обрамлённый ленточкой с надписью «Республика Адыгея» на русском и адыгейском языках. В середине ленты большая звезда. С боковых сторон – листья дуба, клёна, золотые колосья пшеницы, початки кукурузы. Круг завершается аббревиатурой Российская Федерация, над которыми изображён национальный стол – анэ с хлебом и солью в середине круга – главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне.

На флаге Республики Адыгея изображены двенадцать звёзд и три скрещенные стрелы.
Звёзды обозначают двенадцать адыгейских племён, населяющих республику, а три стрелы - три древнейших княжеских рода, их силу и единство.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Собери флаг».
Игра «Собери флаг»
(из частей звёзд, стрел, полотнища составляют флаг республики Адыгея).
Ребята, а знаете ли вы что такое гимн? (ответы детей)
Гимн – самая главная песня страны. А в нашей республике самой главной песней является гимн Республики Адыгея, который называется «Славься, живи, Адыгея». Сейчас мы внимательно прослушаем отрывок гимна Республики Адыгеи, а после прослушания, вы расскажите мне, какое настроение передаёт музыка гимна и какие чувства она вызовет у вас.
Слушание в записи гимна республики Адыгея «Славься, живи, Адыгея» слова И.Машбаш, музыка У.Тхабисимова.
Дети: (все встают)
И так, какое настроение передаёт музыка гимна? (Торжественное, приподнятое настроение.)
Какие чувства гимн вызывает у вас? ( Вызывает чувство гордости, возвышенности, чувства любви, уважения, сплоченности.)
Вы правильно сделали, что встали. Гимн исполняют в особо торжественных случаях. Так принято, что исполняется и слушается он стоя.
Ребята, слова гимна написал народный писатель Республики Адыгея и Кабардино-Болкарской Республики Исхак Машбаш.

Музыку к гимну написал известный адыгейский композитор, народный артист Российской Федерации и Республики Адыгея Умар Тхабисимов.

Умар Тхабисимов – первый профессиональный композитор Адыгеи. Он написал более 600 песен. Его знают и любят не только во всех уголках Адыгеи, но и в Кабарде и Черкесии.
Вы уже сказали мне, что в гимне Республики Адыгея поётся о любви, гордости и уважении к родине. Мы с вами тоже можем передать свою любовь к Родине в песне. Мы знаем одну замечательную песню. Давайте все дружно её споём.
Исполняется песня «Мой аул» слова К.Жанэ, музыка У.Тхабисимова.
Ребята, как называется столица нашей республики? (Майкоп)
Правильно! Столица нашей республики город Майкоп. Давайте попросим Ахмеда и Эльмиру рассказать нам стихотворение о городе Майкопе на русском и адыгейском языке.
Майкоп
Слова Д.Чуяко, перевод Ю.Чирга
Солнечный город, южный мой город,
Как ты прекрасен, как ты мне дорог.
Живём мы дружно семьёй единой,
Народ адыгский – гостеприимный.
Небо над нами пусть будет чистым,
Пусть будет солнце всегда лучистым.
Солнечный город, город чудесный.
Мой южный город, живи ты вечно!
Ребята, мы с вами знаем одну замечательную песню о нашем городе, давайте, её исполним.
Дети исполняют песню «Сказочный город Майкоп» слова и музыка Натхо.
На прошлых занятиях мы познакомились с вами с адыгейскими народными инструментами. Давайте посмотрим, как хорошо вы их запомнили. Будьте внимательны, я загадаю вам загадки об адыгейских народных инструментах.
1.Расскажу тебе, дружок, в древние века,
Дунул тихий ветерок в трубку камыша.
И Адыг услышал вдруг нежный мелодичный звук,
И родился в тот момент музыкальный инструмент. (Камыль)

2.Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,
Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок. (Шичепшин)

3. Очень древний и простой, инструмент, внутри пустой.
Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают. (Пхачич)

4.Заливается трёхрядка и народ идёт в присядку.
А трёхрядка неплоха, есть и кнопки и меха.
То толстеет, то худеет, на весь двор голосит. (Пщынэ)

Молодцы, ребята! Отгадали все загадки. А сейчас давайте поприветствуем наших девочек с национальным танцем.
Сольный танец «Девичий»
Адыгейские дети, так же как и все дети мира любят играть, и сейчас я предлагаю поиграть в адыгейскую народную игру.
Игра «Подлог шапки» («Паочадз»)
У Адыгов есть традиция заканчивать праздник общим танцем. Давайте и мы с вами станцуем на последок круговой танец.
Этот танец как горные ручьи.
На равнинах плавны, а в горах горячи –
А теперь, а теперь ноги просятся в круг
Танец уджь, танец уждъ сердце радует друг.
Танец «Уджъ – хурай»
Ребята, а теперь давайте ещё раз вспомним, о чём мы говорили сегодня на занятии. Что нового вы узнали сегодня? Что слушали? Понравилось ли вам играть ребята? Молодцы, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наше занятие закончилось.
Под музыку дети выходят из зала.
















13PAGE \* MERGEFORMAT14715








4DIGITAL CAMERA DIGITAL CAMERA