Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный компьютер


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 60
Янькин Д. В.
«____» ________20____ г.
Программа рекомендована
Протокол № __ от _____ 20___г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Волшебный компьютер»
1 класс (6-7 лет)
Составитель программы:
Борисова Е.Н.
учитель информатики
Новокузнецк, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе программы «Волшебный компьютер» лежит авторская программа Горячева А. В. «Информатика в играх и задачах» образовательной системы «Школа 2100».
Отличительными чертами данной программы от программы, взятой за основу, являются:
формирование практических навыков работы с компьютером (по сравнению с безмашиным вариантом обучения),
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и продуктивными типами деятельности,
опора на здоровьесберегающие образовательные технологии.
В дополнение к авторской программе была разработана система диагностики результатов.
Информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту человека. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 6-11 лет, и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и, как следствие, остается незавершенным. Поэтому обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.Данные умения формируются в процессе освоения основ компьютерной грамотности и приобретения практических навыков работы с компьютером.
Рабочая учебная программа (далее программа) «Волшебный компьютер» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлениюразвития личности.
Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать,умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Цель программы:создание условий для формирования основ компьютерной грамотности, развития логического мышления и творческих способностей у детей младшего школьного возраста при использовании здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
познакомить с правилами по технике безопасности при работе на компьютере;
формировать представление о компьютере и сферах его применения;
формировать представление об информации;
формировать первоначальные навыки работы с мышью и клавиатурой;
формировать навыки создания простых рисунков;
развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание;
сохранять и укреплять здоровье воспитанников.
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Программа содержит три раздела:
Компьютер – объект изучения;
Компьютер – инструмент практической деятельности;
Компьютер – средство творческой деятельности.
В 1-м разделе дети знакомятся с назначением и устройством компьютера.
При работе по 2-му разделу акцент делается на решение практических задач, соответствующих возрасту и развитию детей. При работе с обучающими программами обучающиеся тренируются в счете, учатся читать, правильно ставить ударения в словах, при изучении графического редактора воспитанники строят геометрические фигуры и композиции из них. Таким образом, программа учитывает межпредметные связи и способствует усвоению школьной программы, обеспечивая преемственность.
Процесс реализации программы позволяет использовать компьютер как мощное средство активизации самостоятельной творческой деятельности детей. В конце учебного года при реализации 3-го раздела программыобучающиеся сами выбирают тему и средства для выполнения самостоятельной работы в рамках изученного материала.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса «Основы компьютерной грамотности» ученикидолжны знать:
правила техники безопасности при работе на компьютере;
основные устройства компьютера;
назначение алфавитно-цифровых клавиш;
формы представления информации;
цвет, форму, размер, признаки, состав, действия предметов;
понятия «равно», «не равно»;
отношения «больше», «меньше»;
элементы множества;
назначение текстового, графического редакторов.
Уметь:
управлять курсором;
определять вид информации;
различать цвет, форму, размер, признаки, состав, действия предметов;
сравнивать числа;
ориентироваться на плоскости, а том числе на экране монитора;
набирать числовые выражения;
находить общий признак для группы предметов;
выявлять закономерность в расположении предметов;
исправлять ошибки, выполняя вставку и удаление символа;
выполнять простые рисунки в графическом редакторе;
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора
формулировать вопросы.
Контроль за качеством знаний, умений и навыков учеников осуществляется на протяжении всего курса. Методы контроля разнообразны. По каждому разделу проводятся проверочные работы. Это может быть: тестирование с вариантами ответов; творческие работы; конкурсы, викторины; практические работы.
Проверочные задания и контрольные вопросы по курсу приведены в приложении 1.
Результаты контроля заносятся в диагностические карты, в которыхопределяется уровень усвоения программы, учитывая показатели (приложение 2).
Подведение итогов реализации данной образовательной программы осуществляется также и по результатам участия в выставках, конкурсах, фестивалях, практических конференциях различного уровня.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема Общее количество часов
Компьютер – объект изучения Устройство ЭВМ. 3
Информация. 2
Введение в логику. 19
Компьютер – инструмент практической деятельности Работа с текстом 3
Графический редактор. 4
Компьютер – средство творческой деятельности Итоговые творческие работы. 2
Всего 33

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Содержание занятия Общее кол.час. Теория Практика Другие формы
Устройство ЭВМ. 3 Вводный инструктаж. ТБ, правила поведения в компьютерном классе. Сто профессий компьютера. 1 1 Знакомство с клавиатурой. Клавиши управления курсором, ESC, Enter («Лабиринт», пакет «Джинн»). 1 1 Управление программой при помощи мыши («Pecseso», пакет «Радуга»). 1 1 Информация. 2 Что такое информация. 1 1 Понятие «меню» («Меню», пакет «Роботландия»). 1 1 Введение в логику. 19 Цвет предметов («Раскраска», пакет «Радуга»). 1 1 Форма предметов («Конструктор», пакет «Страна Фантазия»). 1 1 Размер предметов. Названия предметов. 1 1 Признаки предметов («Собери картинку», пакет «Малыш 2»). 1 1 Состав предметов («Собери картинку» пакет «Малыш 1», «Собери лицо» пакет «Малыш 2»). 1 1 Действия предметов. 1 1 Проверочная работа № 1. 1 1
Понятия: равно, не равно («Посчитай», «Малыш 1»). 1 1 Отношения: больше, меньше («Larger», «Change» пакет «Радуга»). 1 1 Координатная сетка («Полянка», пакет «Джинн»). 1 1 Задачи на развитие внимания («Найди пару» пакет «Малыш 3»). 1 1 Проверочная работа № 2. 1 1
Цифры. Возрастание и убывание («Follow», пакет «Радуга»). 1 1 Множество и его элементы («Множества», пакет «Страна Фантазия»). 1 1 Вложенность множеств («Множества», пакет «Страна Фантазия»). 1 1 Общий признак для группы предметов («Укажи лишнего», пакет «Страна Фантазия»). 1 1 Выделение существенного признака предмета («Третий лишний», пакет «Страна Фантазия»). 1 1 Выявление закономерностей в расположении предметов («Последовательности», пакет «Страна Фантазия»). 1 1 Проверочная работа № 3. 1 1
Работа с текстом. 3 «Алфавит», пакет «Радуга». 1 1 «Поставь ударение», пакет «Радуга». 1 1 Работа с текстом («Привет», пакет «Роботландия»). 1 1 Графический редактор Paint. 4 Графический редактор. Выбор инструментов в меню, цвета. («Paint»). 1 1 Построение геометрических фигур композиций из них. 1 1 Создание простого рисунка. 1 1 Самостоятельный рисунок (сюжет по сказке). 1 1
Итоговые занятия. 2 \ Творческая деятельность художника. 2 2
Итого: 33 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Компьютер – объект изучения
Устройство ЭВМ
Вводный инструктаж. ТБ, правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с группой. Сто профессий компьютера. Знакомство с клавиатурой. Клавиши управления курсором, ESC, Enter («Лабиринт», пакет «Джинн»). Управление программой при помощи манипулятора типа «мышь» («Pecseso»).
Информация
Что такое информация, понятие «меню».(«Меню», пакет «Роботландия»).
Введение в логику
Цвет предметов («Раскраска», пакет «Радуга»). Форма предметов («Конструктор», пакет «Страна Фантазия»). Размер предметов. Названия предметов. Признаки предметов («Собери картинку», пакет «Малыш 2»). Состав предметов («Собери картинку» пакет «Малыш 1», «Собери лицо» пакет «Малыш 2»). Действия предметов. Понятия: равно, не равно («Посчитай», «Малыш 1»). Отношения: больше, меньше («Larger», «Change» пакет «Радуга»). Координатная сетка («Полянка», пакет «Джинн»). Задачи на развитие внимания («Найди пару» пакет «Малыш 3»). Цифры. Возрастание и убывание («Follow», пакет «Радуга»). Множество и его элементы («Множества», пакет «Страна Фантазия»). Вложенность множеств («Множества», пакет «Страна Фантазия»). Общий признак для группы предметов («Укажи лишнего», пакет «Страна Фантазия»). Выделение существенного признака предмета («Третий лишний», пакет «Страна Фантазия»). Выявление закономерностей в расположении предметов («Последовательности», пакет «Страна Фантазия»). Логическая задача. Цифровая клавиатура, клавиша BS. («Ханойские башни», 3,4 кольца). Задачи на развитие внимания («Запомни» пакет «Малыш 3»). Логика и конструирование.
Раздел II. Компьютер – инструмент практической деятельности
Работа с текстом
Работа с текстом («Привет», «Аленка»). Режимы клавиатуры: вставка, замена, удаление («Правилка»). Обучающие игры «Алфавит», «Поставь ударение».
Графический редактор
Графический редактор. Выбор инструментов в меню, цвета. («Paint»). Создание простого рисунка. Самостоятельный рисунок (сюжет по сказке). Мозаика («Mosaic»).
Раздел III. Компьютер – инструмент творческой деятельности
Творческая деятельность художника.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основной формой обученияпо данной программе является занятие. На занятии возможно использование следующих форм работы:
фронтальной - подача нового материала всей группе;
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы.
групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
При обучении используются словесный, наглядный, практический методы. Основными методами обучения, способствующими развитию познавательной активности обучающихся, являютсяпрактический и поисково-творческий. Все виды практической деятельности направлены на освоение различных технологий работы с компьютером как инструментом обработки информации. Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения.
Применяются нетрадиционные формы занятий: занятия-фантазии, занятия-сказки.
Реализуя образовательную программу, необходимо следовать принципам здоровьесберегающих технологий: соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, смена видов деятельности, использование на занятии малых форм физической активности. Исходя из данных принципов, применяется примерная структура занятия (для каждого года обучения):
1. Организационный момент (2 мин)
2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (4 мин)
3. Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (7 мин)
4. Физкультминутка (2 мин)
5. Работа за компьютером (13 мин)
6. Подведение итогов занятия (2 мин)
Структура занятия может варьироваться в зависимости от целей и типа занятия.
В начале занятия обучающиеся знакомятся с планом проведения занятия и целями, а также с той пpогpаммой, с которой им предстоит работать: ее название, назначение и управление ею. Безмашинную часть занятия можно посвятить как pазбоpу принципа работы с пpогpаммой в устной форме, так и решению различных логических задач путем диалога детей друг с другом и с педагогом.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: индивидуально-личностный подход к обучению детей. Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
В соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста необходима дополнительная мотивация через игру. Кроме того, во время работы с воспитанниками, используются соревновательные моменты, познавательные игры, творческие задания, поощрения.
Для придания динамичности и интереса занятиям, а также в целях соблюдения санитарно-гигиенических требований к работе учащихся с компьютером в ходе одного занятия сочетаются изучение теории и практика. Такое разделение позволяет выработать у обучающихся навыки решения различных логических задач как в устной или письменной форме, так и реализованной на ЭВМ.
Обязательны на занятиях физкультминутки (приложение 4) и упражнения для отдыха глаз (приложение 5). Физкультминутки проводятся в середине занятия перед работой с компьютером. Упражнения для отдыха глаз проводятся через каждые 10 минут непрерывной работы за компьютером с целью снятия зрительного напряжения.
Компьютерная поддержка осуществляется в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
Пакет программных средств «Страна Фантазия»
Пакет программных средств «Роботландия»
Пакет программных средств «Малыш»
Пакет программных средств «Джинн»
Пакет программных средств «Радуга»
Редактор мультфильмов «Мульти-пульти»
Серия игр «На дне рождения у Антошки»
Развивающие игры для детей «Искатель в школе»
Клавиатурный тренажер «majestro»
Виртуальные лаборатории
Перечень практических работ по темам
Занятие по теме «Понятия вверх, вниз, влево, вправо» (карточка 1).
Занятие по теме «Задачи на развитие внимания» (карточка 2, 3).
Занятие по теме «Цвет предметов» (карточка 4).
Занятие по теме «Форма предметов» (карточка 5).
Занятие по теме «Размер предметов. Названия предметов» (карточка 6).
Занятие по теме «Признаки предметов» (карточка 7).
Занятие по теме «Состав предметов» (карточка 8).
Занятие по теме «Действия предметов» (карточка 9).
Занятие по теме «Понятия: равно, не равно» (карточка 10).
Занятие по теме «Отношения: больше, меньше» (карточка 11).
Занятие по теме «Задачи на развитие внимания» (карточка 12).
Занятие по теме «Выявление закономерностей в расположении предметов» (карточка 13).
Занятие по теме «Задачи на развитие внимания» (карточка 14).
Перечень проверочных работ по темам
Проверочная работа № 1. «Информация».
Проверочная работа № 2, 3, 4. «Введение в логику».
Проверочная работа № 5. «Графический редактор».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ
Гольцман, Н. Арифметические исполнители [Текст] / Н. Гольцман, А. Дуванов, Я. Зайдельман, Ю. Первин // Информатика и образование. - 1990. - № 6. - С. 3.
Гольцман, Н. Обработка текстов в Роботландии [Текст] / Н. Гольцман, А. Дуванов, Я. Зайдельман, Ю. Первин // Информатика и образование. 1991. - № 2. - С. 22.
Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 1 класс [Текст] : Методические рекомендации для учителя / А. В. Горячев, Н. И. Суворова, Т. Ю. Спиридонов. – М. : «Баласс», «Экспресс», - 1998.
Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 2 класс [Текст] : Методические рекомендации для учителя / А. В. Горячев, Н. И. Суворова, Т. Ю. Спиридонов. – М. : «Баласс», «Экспресс», - 1998.
Дуванов, А. Роботландия [Текст] / А. Дуванов, Я. Зайдельман, Ю. Первин // Информатика и образование. - 1988. - № 1. - С. 109.
Дуванов, А. Как сделать сказку [Текст] / А. Дуванов, Ю. Первин // Информатика и образование. - 1993. - № 3. - С. 30.
Тур, С. Н. Первые шаги в мире информатики [Текст] : Методическое пособие для учителей 1-4 классов / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. – СПб. : БВХ-Петербург, 2002. – 544 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Коган, И. Д. Эта книга без затей про компьютер для детей [Текст] / И.Д. Коган, В. В. Леонас. - М. : Педагогика, 1989. — 64 с.
Первин, Ю. А. Информатика дома и в школе [Текст] : Книга для ученика / Ю. А. Первин. – СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 352 с.
Скетчер, А. Интернет для школьников и их родителей. Самоучитель. : Учебное пособие [Текст] – М. : Издательство Триумф, 2003 – 272 с.