Рабочая программа по физической культуре Лях 1 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
г. Петропавловск - Камчатского городского округа
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО_____________ Зам. Директора по УВР_______ Директор школы__________
____________________________ ___________________________ ___________________ ____
Протокол №________
«_______»__________20_____год «_____»_____________20_____г «______»_________20_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 1 класса
Составитель программы:
Учитель физической культуры
Чумаченко Алена Константиновна
Дата составления программы: 21.08.2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ……………………………7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………….8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………..………………………………………9
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………11
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура»,2011, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, 2009и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» на 2014-2015 год.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных, творческих способностей ребёнка, его самоопределения.
Цельюшкольного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Рабочая программа для 1 классов рассчитана на 99 часов при трехразовых занятиях в неделю.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры в спортивном зале, с недооснащением общеобразовательного учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объеме по разделам:
гимнастика с основами акробатики (упражнения на перекладине);
легкая атлетика (прыжок в длину с разбега)
В связи с перечисленными причинами время, отведенное на данные упражнения, равномерно распределено на другие темы по гимнастике и легкой атлетике.
Часы вариативной части программы распределены на подвижные игрына основе волейбола и баскетбола.Всего: 99 часов
Базовая часть -78 часов
Вариативная часть -21 час.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают 6 контрольных упражнений(тесты) для определения уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в на уроках и заносятся в классный журнал. На основе мониторинга данных тестов строится работа по развитию физических качеств.
В первом классе уроки проводятся, преймущественно, в игровой форме. Программа предусматривает использование соревновательного метода, метода круговой тренировки, поискового метода, групповой технологии, технология создания успеха,. В первом классе оценочные результаты и домашние задания не предусмотрены (со 2 класса).
Годовой график распределения учебного времени
для 1 класса
Раздел программы Часы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
1-11 12-18 19-24 25-30 31-48 49-69 70-75 76-78 79-92 93-99
1.Базовая часть 78 1.1.Основы знания о физической культуре В процессе уроков
1.2.Способы физкультурной деятельности В процессе уроков
1.3. Физическое совершенствование: 78 - Лёгкая атлетика 21 11 3 7
- Подвижные и спортивные игры 18 7 3 8 -Гимнастика с основами акробатики 18 18 - Лыжные гонки 21 21 2. Вариативная часть. 21 - Подвижные игры на основе волейбола 15 6 3 6 - Подвижные игры на основе баскетбола 6 6 Итого 99 24 24 27 24
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Требования к уровню подготовки обучающихся1 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:
иметьпредставление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о способах изменения направления и скорости движения;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
демонстрировать уровень физической подготовленности.
Контрольные упражнения УровеньвысокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкийМальчикиДевочкиПодтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз 11 – 12 9 – 10 7 – 8 9 – 10 7 – 8 5 – 6
Прыжок в длину с места, см118 – 120 115 – 117 105 – 114 116 – 118 113 – 115 95 – 112
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях Коснуться лбом коленКоснуться ладонями полаКоснуться пальцами полаКоснуться лбом коленКоснуться ладонями полаКоснуться пальцами полаБег 30 м с высокого старта, с6,2 – 6,0 6,7 – 6,3 7,2 – 7,0 6,3 – 6,1 6,9 – 6,5 7,2 – 7,0
Бег1000 м БезучетавремениУчебно-тематический план
№п./п. Разделы. Темы
Количество часов
Рабочая программа Примерная программа
I. Базовая часть 78 78
1 Знания о физической культуре В процессе урока
2. Способы физкультурной деятельности В процессе уроков
3 Физическое совершенствование: 3.1 Легкая атлетика 21 21
1 четверть 11 Беговая подготовка 4 Прыжковая подготовка 3 Метание 2 Броски большого мяча 2 4 четверть 10 Беговая подготовка 3 Прыжковая подготовка 4 Метание 2 Броски большого мяча 1 3.2. Подвижные и спортивные игры 18 18
1 четверть Подвижные игры 7 2 четверть Подвижные игры 3 4 четверть Подвижные игры 8 3.3. Гимнастика с основами акробатики 18 18
2 четверть Движения и передвижения строем 2 Акробатика 6 Снарядная гимнастика 6 Прикладная гимнастика 4 3.4 Лыжные гонки 21 21
3 четверть Лыжная подготовка 16 Технические действия на лыжах 5 II. Вариативная часть 21 21
1 четверть Подвижные игры на основе волейбола 6 2 четверть Подвижные игры на основе волейбола 3 3 четверть Подвижные игры на основе волейбола 6 4 четверть Подвижные игры на основе баскетбола 6 Итого 99 99
Содержание
1 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком, кувырок вперед, мост из положения лежа; стойка на лопатках.
Опорный прыжок: запрыгивание на гимнастического козла и выпрыгивание вверх, прогнувшись, с приземлением в упор присев.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; хождение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину с места и высоту с разбега; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену, на дальность
Лыжные гонки
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъем «лесенкой».
Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей», «Перетяжка парами», «Посадка картофеля»; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Класс, смирно!», «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Волшебники», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний», «Прыгающие воробушки», «Лисы и куры», «Попади в мяч», «Невод», На материале раздела «Лыжные гонки»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире», «Два дома», «Кто быстрей взойдет на гору», «Солнышко»
На материале раздела «Спортивные игры»:
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ведение мяча;подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Волейбол: броски и ловля мяча на месте в парах, подводящие упражнения для обучения нижней боковой подачи; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Два мяча на поле», «Снайперы», «Школа мяча», «Светофор», «Гонка мячей по кругу», «Передал-садись», «Пустое место», «Играй, играй-мяч не теряй», «Кто дольше», «Пионербол»Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 классе цифровая оценка не выставляется.
В 2 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяются учителем перед уроком.
Таблица

п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1. Основная литература для учителя1.1. Стандарт начального общего образования по физической культуре Д
1.2. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011. Д
1.3. Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2013. Ф
1.4. Рабочая программа по физической культуре Д
2. Дополнительная литература для учителя2.1. Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» Ф
2.2. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998. Д
2.3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г. Д
2.4. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006 Д
3. Дополнительная литература дляо бучающихся3.1. Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. Д
4. Технические средства обучения 
4.1. Музыкальный центрД
4.2. АудиозаписиД
5. Учебно-практическое оборудование 
5.1. Бревно гимнастическое напольноеП
5.2. Козел гимнастическийП
5.3. Канат для лазаньяП
5.4. Стенка гимнастическаяП
5.5. Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 2,4 м) П
5.6. Комплект навесного оборудования (перекладины) П
5.7. Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные П5.8. Палка гимнастическаяК
5.9. Скакалка детскаяК
5.10. Мат гимнастическийК
5.11. Гимнастический подкидной мостикД
5.12. КеглиК
5.13. Обруч пластиковый детскийК
5.14. Планка для прыжков в высоту Д
5.15. Стойка для прыжков в высоту Д
5.16. Флажки: разметочные с опорой, стартовые Д
5.17. Лента финишнаяД
5.18. Рулетка измерительнаяД
5.19. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям Д
5.20. Лыжи детские (с креплениями и палками)  П5.21. Щит баскетбольныйт ренировочныйД
5.22. Сетка для переноски и хранения мячей Д
5.23. Сетка волейбольнаяД
5.24. АптечкаД
5.25. Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);К – полный комплект (для каждого ученика);Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);П – комплект
Список литературы:
1.Для учителя:
-Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
- Примерной программы начального общего образования в 2 ч.. Ч.2. – М.: Просвещение, 2009;
- Программы В.И. Ляха, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011г.
- Лях .И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2013.
2. Интернет ресурсы:
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». Режим доступа: http://festival.1september.ru/Учительский портал www.uchportal.ruК уроку.ruwww.k-yroku.ruCеть творческих учителей www.it-n.ruДистанционный образовательный портал «Продленка»http://www.prodlenka.org/Сайт учителей физической культуры «Физкультура на 5»http://fizkultura-na5.ru/3. Для ученика:
- Лях .И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2013.