Разработка воспитательного мероприятия Двигательная активность и здоровье


Воспитательный час «Двигательная активность и здоровье» для детей 7-8 классов
Цель:
Убедить учеников, что движение – это жизнь, а гиподинамия – основной фактор возникновения хронических болезней и сокращения жизни;
Способствовать формированию умения самостоятельно работать, анализировать, работы выводы;
Способствовать работе в группе;
Влиять на воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Способствовать положительному отношению к учению.
Оборудование: высказывания о здоровье; таблички с терминами; листки с текстом; карточки с заданием; пословицы, написанные на доске.
Ход занятия
Этап ориентации
С каким настроением, c желанием или без него, вы пришли сегодня в школу?
Я знаю простой способ, известный с давних времен не только для улучшения настроения, но и для укрепления иммунитета, продления жизни. И. Павлов назвал это средство «зарядкой для подкорки, что мобилизует защитные силы организма на борьбу против заболеваний». От себя добавлю, что это средство не требует материальных затрат, доступное всем и мы можем использовать его по собственному желанию в любой момент.
Назовите и покажите это средство. (Смех, улыбка.)
Чтобы вы предложили, чтобы ваша улыбка стала более искренней, естественной?
Я предлагаю простой и забытый способ, которым вы можете пользоваться всегда, это – комплимент. (Учитель предлагает обменяться комплиментами с товарищем по парте.)
Улыбайтесь чаще и будьте здоровы и счастливы!
Этап определения цели
Как много на свете чудес! Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы вызывают восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их хотя бы однажды. Но ни одно чудо мира не может сравниться с тем, что всегда с нами. Это чудо – мы сами!
«Много чудес на свете нашем, и все же человек – чудо над чудесами», - так когда-то сказал Софокл. С великим древнегреческим драматургом трудно не согласиться. А, по мнению Ф. Достоевского, «Человек – это тайна. Ее надо разгадать, и если разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».
Значит и мы с вами причастны к разгадыванию этой величайшей тайны, этого чуда.
А зачем вам разгадывать человека, что дадут вам знания об организме человека?
Знания – Здоровье – Успех.
Итак, основой успеха является здоровье. А какая психологическая характеристика является достаточно важной для достижения успеха? Это память. Давайте потренируем и проверим ее.
Задание: я зачитываю термины, а вы зарисовываете ассоциации, которые связаны с ними.
Скелет; мышцы; опорно-двигательная; ткани; остеоциты; миозиты; хондроциты; осанка; сколиоз; здоровье.
Воспроизведите по рисункам термины. Если вы воссоздали 80% и более, у вас превосходная память.
Составьте краткий логически связанный рассказ, используя эти термины: первый ряд – три; второй ряд – следующие четыре; третий ряд – последние три.
Исходя из рассказов учеников, сидящих на третьем ряду, выясняем, что осанка и здоровье взаимосвязаны.
Академик Норбеков говорил: «Все заболевания лечатся правильной осанкой и хорошим настроением».
А какие же факторы влияют на ее формирование, от чего зависит больше всего, по вашему мнению, осанка человека?
Известный философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».
Сама природа создала опорно-двигательную систему для движения.
Так какой фактор, определяющий правильное формирования опорно-двигательной системы, а поскольку организм – единое целое, то и здоровья в целом?
Итак, тема нашего сегодняшнего воспитательного часа «Двигательная активность и здоровье».
Этап проектирования
Так какие же задачи мы поставим?
Выяснить, как влияет на здоровье долговременное физическое бездействие?
Убедиться, что движение – это жизнь!
Выяснить, какие другие факторы влияют на формирование опорно-двигательной системы и здоровья организма в целом?
Этап организации выполнения плана деятельности
Задачи. Проработайте полученный текст. Карандашом сделайте обозначения:
- - Информация известна;
+ - Новая информация;
! - Интересная информация;
? - Информация вызывает возражения, вопрос.
Дети получают листки со следующим текстом:
Снижена двигательная активность – гиподинамия.
Влияние гиподинамии на организм:
Влечет ослабление силы сердечных сокращений, уменьшение работоспособности сердца, снижение тонуса сосудов, а затем развитие сердечнососудистых заболеваний;
В результате этого, соответственно, уменьшается кровоснабжение тканей и органов, обеспечение их необходимыми питательными веществами и кислородом;
Как следствие, возникает кислородное голодание тканей – гипоксия;
Замедляется обмен веществ в клетках, а из-за этого замедляются процессы роста, снижаются сила и масса мышц, ослабляется иммунитет;
Снижается уровень гемоглобина в крови и развивается анемия;
Нарушается обмен кальция и фосфора, в результате чего снижается прочность костей;
Снижение затрат энергии при гиподинамии, приводит к увеличению жировой ткани, ведет к увеличению веса, а впоследствии - ожирение;
Чрезмерная концентрация жира в крови приводит к образованию его нерастворимых соединений с солями, повышение уровня холестерина в крови, оседает на стенках сосудов, просвет которых при этом сужается, вызывая нарушение кровообращения, ведет к развитию таких опасных болезней как атеросклероз, гипертония;
Нарушается работа эндокринной и нервной систем органов ведущий к ухудшению памяти, внимания, снижение умственной работоспособности, жизненного тонуса;
Эмоциональное состояние человека становится подавленным, а впоследствии возникают психические разделы.
После обработки текста осуществляется его фронтальное обсуждения.
Вывод
Итак, физическое бездействие, гиподинамия действительно разрушают здоровье человека. И нет системы органов, которая бы не страдала от них.
Тогда попробуем доказать обратное, что движение – это жизнь!
Работаем в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием. Две минуты обсуждаем в группах задачи, а потом каждая группа представляет свой ответ на него.
Задание.
Народная мудрость гласит: «Много ходить – долго жить».
Как вы понимаете эту пословицу? Другие пословицы о здоровье вам известны?
Народная мудрость гласит: «Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой».
Как могла «родиться» в народе такая пословица?
Жорж Тиссо говорил: «Движение – источник здоровья, бездействие – могила здоровья».
Подтверждаются слова Ж. Тиссо жизнью?
В Элладе 2500 лет назад на огромной скале были выбиты слова: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай».
Докажите, что действительно, благодаря движению, можно стать сильным, красивым, умным.
Что будет, если не зарядить винтовку? Что случится, если не зарядить аккумулятор автомобиля?
Винтовка НЕ ​​выстрелит, автомобиль трудно будет завести. Водитель и охотник об этом не забывают. Но о том, что и свое собственное тело надо «заряжать», заряжать ежедневно порцией бодрости, многие, к сожалению, забывают.
Как заряжать?
Это очень просто – каждое утро делать зарядку. Всего 10-15 минут упражнений на свежем воздухе или в комнате с открытой форточкой – и запаса бодрости хватит на целый день. Есть и другие способы.
Как вы тренируете свое тело, «заряжаете» его бодростью?
Наш век называют веком «сидячей цивилизации».
Согласны ли вы с этим? Как сказывается это на здоровье современных людей?
Вывод: значит, мы вместе доказали, что движение – это действительно жизнь.
Нам осталось выяснить, какие другие факторы, кроме двигательной активности, влияющие на формирование опорно-двигательной системы и здоровья человека в целом. Для этого воспользуемся народной мудростью и высказываниями известных людей. В ходе нашей работы построим «Мост здоровья», который ведет «от рождения – к долгой счастливой жизни».
Движение
Рациональное питание
Закаливание
Соблюдение режима дня
Научиться владеть эмоциями
Заботиться о чистоте окружающей среды
Нет – вредным привычкам
Пословицы и выражения, которые записаны на доске и используются, как подсказки
«Обжора роет себе могилу собственными дубами» (народная мудрость).
И. Павлов: «Чрезмерное увлечение едой – животность, пренебрежение ею – бессмыслица».
«Лучше разобраться с дураком, чем с табаком» (народная мудрость).
И. Павлов: «Не пейте вина, не утяжеляйте сердце табаком, и проживете столько, сколько жил Тициан» (итальянский живописец XV Тициан прожил 100 лет, когда средняя продолжительность жизни средневековья равнялась 40 лет).
«Веселая мысль – половина здоровья» (народная мудрость).
«Солнце, воздух, вода – наши лучшие друзья».
«Соблюдай режим, планируй свой день».
«Суди не по годам, а по зубам» (народная мудрость).
«Яблоко от яблони далеко не падает».
Вывод: шагайте по жизни этим мостом, и ваша жизнь будет долгой и счастливой.
Этап рефлексии. Итог воспитательного часа
Дайте оценку занятия, ответив на следующие вопросы:
Что на занятии было главным?
Что было интересным?
О чем новом узнали?
Играйте, прыгайте, кружите на улице,
Хотя и перемены маленькие в школе.
Хотим видеть всех вас здоровыми,
Долой все болезни! Не будем слабыми!

Список используемой литературы
Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для ВУЗов. М., 2002.
Классные часы. А. В. Давыдова. – Москва: ВАКО 2008г.
Лоранский Д. Н., Лукьянов В. С. Азбука здоровья, - М.: Профиздат, 1990.
Нестеров В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков. Хабаровск, ДВГАФК, 2001. 
Социально-педагогические технологии и оздоровительные программы. СБ. научн. ст. Белгород, БГУ, 1999. с.89. 
Физическая культура: учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях – М.: Просвещение, 2011.
Фомин Н.А. Физиология человека. – М., 1982. – 380 с.