Ритмическая гимнастика как вид оздоровительно-спортивной внеурочной деятельности в школе

..
3

РАЗДЕЛ 1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ....
7

1. 1 Ритмическая гимнастика как вид
физкультурно-спортивной деятельности...
7

1.2 Особенности использования ритмики на занятиях
с младшими школьниками..
12

1.3 Влияние музыки на организм детей. Музыкотерапия...
14

РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ..
16

2.1 Координационные способности
и их разновидности..
16

2.2 Использование контрольных упражнений (тесты)
в определении уровня развития координационных ...способностей
28

РАЗДЕЛ 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..
30

3.1 Методы исследования..
30

РАЗДЕЛ 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ....
32

ВЫВОДЫ
36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
38





ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Ритмичные движения характерны для многих видов спорта. Необходимость в выполнении ритмичных движений постоянно встречается в окружающей нас действительности.
Жизненный опыт показывает, что физическое качество, которое мы называем ловкость и координационные способности, неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни.
Разве не многообещающим выглядит то, что мировой рекорд по прыжку в высоту с шестом физическому упражнению, как раз целиком, строящемуся на ловкости, установил заслуженный мастер спорта Сергей Бубка, человек невысокого роста, но атлетического телосложения?
Многолетний опыт подтверждает, что ловкость не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз.
Ловкость поддается воспитанию.
Существуют рекорды по быстроте, по силе, по выносливости, но до настоящего времени не придумали ни одного вида соревнований, на котором можно было бы добиваться первенства и рекордов прямым образом по ловкости.
Ловкость помогает в целом ряде и легкоатлетических и спортивно-игровых действий. Это ставит ловкость и в благоприятные внешние условия и внутренне возвышает ее над всеми остальными качествами, придавая ей особенную заманчивость.
На помощь в развитии этого комплексного качества приходит такая отрасль физической культуры и спорта как ритмическая гимнастика, один из видов спорта, которым занимаются только женщины.
Цель ритмической гимнастики – гармоническое развитие личности, направленное на всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия женщин.
Ритмическая гимнастика очень популярна во многих странах мира. Она широко применяется во всех звеньях физического воспитания. Элементы ритмической гимнастики выполняются на занятиях по физической культуре в школе, дошкольных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях.
В процессе занятий ритмической гимнастикой формируются моральные и волевые качества, жизненно важные двигательные умения и навыки.
Одна из наиболее важных задач ритмической гимнастики – это овладение занимающимися спортивным мастерством.
Отличительной особенностью ритмической гимнастики является эмоциональная выразительность движений, непосредственная связь с музыкой и элементами танца.
Ритмическая гимнастика наряду с развитием физических качеств способствует эстетическому воспитанию. Выполнение большинства упражнений связано с умением сознательно регулировать степень напряжения мышц, правильно перераспределять это напряжение и использовать действие сил, возникающих при передаче движений из одного звена тела в другое. Упражнения требуют систематического совершенствования координации движений, выполняемых с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.
Органичное сочетание движений с музыкой обуславливает танцевальный характер упражнений и придает им целостность, слитность и яркую динамическую структуру.
Целостность упражнений предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении.
Динамичность движений обусловлена интенсивным передвижением по площадке, выполнением движений с различной амплитудой, скоростью, силой.
Танцевальность упражнений заключается в умении придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности (циклично).
В связи с этим нами была выбрана тема магистерской работы – Совершенствование координации и ритмичности детей 7-9 лет средствами ритмической гимнастики».
Объект исследования – процесс физического воспитания.
Предмет исследования - совершенствование координационных способностей младших школьников в процессе занятий ритмической гимнастикой .
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занятий ритмической гимнастикой на совершенствование координации и ритмичности детей.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
Проанализировать учебно-методическую и научную литературу по особенностям проявления и развития координационных способностей у детей 8-9 лет.
Выявить уровень развития координационных способностей и ритмичности младших школьников.
Экспериментально проверить влияние занятий ритмической гимнастикой на координационные способности младших школьников.
Научная новизна заключается в том, что проанализирован и обобщен опыт использования средств ритмической гимнастики, выявлены основные средства, способствующие повышению уровня развития координационных способностей у детей.
Практическая значимость. Полученный материал может быть использован при составлении плана секционной работы, в общеобразовательных учреждениях, так же во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста.


РАЗДЕЛ 1
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности
Основа жизни человека – ритм, данный
каждому его природой, дыханием.
К.С.Станиславский.
Ритмическая гимнастика или аэробика является одним из видов оздоровительной гимнастики.
Раскрывая ее основное содержание, необходимо сказать, что ритмическая гимнастика – это своеобразное сочетание общеобразовательных упражнений, бега, прыжков, элементов танца и других гимнастических упражнений, выполняемых под эмоциональную ритмичную музыку преимущественно поточным способом, т.е. без пауз и остановок.
Проведенные исследования показали, что занятия ритмикой оказывают многостороннее воздействие на организм занимающихся. Она активно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и приближается в этом качестве к таким физическим нагрузкам, как ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д.[11].
Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную сферу делают ритмическую гимнастику привлекательной для устранения и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность [10].
Однако ритмика используется не только в оздоровительных целях. При адекватной дозировке она позволяет развивать все основные физические качества, оказывает положительное влияние на повышение уровня работоспособности, устойчивости организма к утомлению. Продолжительность занятий определяется теми задачами, которые решаются в процессе занятий. В настоящее время известно, что если ритмическая гимнастика используется в качестве утренней гигиенической гимнастики, то ее продолжительность равна 6 – 20 минутам. Применение ее в качестве активного отдыха после работы ограничивается 10-20 минутами, а продолжительность занятий в специализированных группах может составлять 45-60 минут [11].
Занятия ритмической гимнастикой в специализированных группах, проводимых опытными инструкторами, ставят перед собой задачу развития и совершенствования функциональных возможностей организма, развития основных физических качеств. Основным содержанием в таких группах является выполнение специально разработанных программ [28].

1.2 Особенности использования ритмики на занятиях с младшими школьниками

Привычка к физической культуре, потребность в движении легче всего формируются и должны быть сформированы в дошкольном возрасте. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства [37].
Само словосочетание «ритмическая гимнастика» указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Хорошо известно, что даже такой генетически заложенный акт, как сосание, сопровождается не только ритмическими движениями губ и языка, но и пальчиков кисти ребенка. До 4,5 месяцев малыш во время купания ритмично гребет руками и ногами (затем этот автоматизм утрачивается). В 5-6 месяцев ребенок во время игры ритмично взмахивает руками, а в 8 выполняет ритмичные прыжки [48]. На этом этапе развития малыш непроизвольно стремится к выполнению ритмически повторяемых движений, и они приносят ему видимое наслаждение [3].
В дальнейшем склонность детей к стихам, танцам, музыке отражает естественное стремление к ритму.
Младший школьный возраст (7-9 лет) характеризуется значительным развитием центральной нервной системы, но функциональные показатели ее еще далек и от совершенства.
Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, высокая реактивность, преобладание возбуждения над торможением могут приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению [4]. Вместе с тем дети этого возраста легко могут овладеть сложными по координации движениями, поскольку им свойственна высокая пластичность нервной системы. Однако при действии сильных и монотонных двигательных раздражителей у них снижается устойчивость к внешним воздействиям и развивается запредельное торможение. Избежать этого можно путем внесения разнообразия в занятия физическими упражнениями, введения элементов игры, чем так богаты профессионально подготовленные занятия по ритмической гимнастике [27].
В процессе роста и развития ребенка происходят большие изменения в сердечно-сосудистой системе. Увеличиваются масса и объем сердца, совершенствуются регуляторные функции. В 7-9-летнем возрасте сердце по своей структуре напоминает сердце взрослого человека, однако полное соответствие наступает лишь к 20 годам.
По мере взросления постепенно замедляется частота сердечных сокращений. У младших школьников деятельность сердца мало экономна и невелики его функциональные возможности.
Эти особенности сердечно-сосудистой системы, а также относительно низкое артериальное давление обусловливает значительную напряженность деятельности системы кровообращения при мышечной работе. В связи с этим при передозировке нагрузки у них могут возникать нарушения сердечного ритма и резкие изменения давления крови.
Дыхательные возможности у детей младшего школьного возраста также ниже, чем у подростков и у взрослых людей. Дети этого возраста имеют с точки зрения физиологии очень ограниченную способность работать «в долг», что требует соблюдения осторожности в применении упражнений при кратковременных физических нагрузках максимальной интенсивности. Такие нагрузки становятся доступны детям только в 12-13 лет [45].
Ритмическая гимнастика сочетает в себе также компоненты, которые как нельзя лучше отвечают и другим особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность траты накопившихся сил и энергии. Поэтому включение игровых элементов делает занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей [38].
Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной [8].
Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве.
Главный результат занятий ритмической гимнастикой – воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.
Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие, в общем [27].

1.3 Разнообразие средств двигательной деятельности на занятиях ритмической гимнастикой

Ритмическая гимнастика – сложнокоординационный вид спортивной деятельности. Она содержит в себе огромное количество разновидностей общеразвивающих упражнений, средств развития физических качеств, включает в себя как упражнения из художественной гимнастики и хореографии, так и из народных, современных и бальных танцев [25].
Занятия ритмической гимнастикой включают в себя ритмико-гимнастические упражнения, они являются организующим моментом и проводятся обычно в начале занятия.
Включают в себя гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления недостатков (косолапости, шаркания, сутулости).
В этот же раздел относят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации [14].
Сюда входят: шаги, прыжки через обруч, палку, качающийся канат, повороты на пальцах ног, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять с закрытыми глазами, стоя на двух и одной ноге – их используют в заключительной части урока, т.к. они способствуют успокоению и релаксации организма, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве [25].
Упражнения художественной гимнастики и элементы хореографии применяются, в основном, как дополнение к общеразвивающим упражнениям и тоже, как правило, характеризуются многократной повторяемостью. Использование танцевальных элементов на занятиях ритмической гимнастикой – непременное условие их эмоциональности, красочности, привлекательности [49].
В этом разделе полезно использовать упражнения с предметами. Упражнения с мячами, шарами, флажками, гимнастическую скамью, шведскую стенку и др. Бросание, подбрасывание, ловля, катание, перекатывание, прыжки и другие упражнения [25].
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку – в этот раздел входят разнообразные движения подражательного характера, свободные формы движения, передача эмоционального восприятия музыки. В этих упражнениях преодолевается скованность в движениях, повышается возможность приспосабливать свои действия к данным условиям и ситуациям. Используются упражнения: «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т.д. [14].
Правильно организованные подвижные игры под музыку с разнообразными движениями и действиями играющих способствуют развитию двигательных и координационных способностей. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на свежем воздухе, способствующих закаливанию детей и снижению гиподинамии. В подвижных играх ученики закрепляют накопленный опыт и свои представления об изображаемых событиях, о жизни, совершенствуют приобретенные знания, умения и двигательные навыки [13].
Народные и современные танцевальные движения – используются в любой части урока, включают элементы танца и простые танцевальные движения: простой шаг – мягкий, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий; изучаются народные и современные танцы и движения [14]. В работе используются хороводы, парные танцы, общие пляски. В них дети учатся внимательно относится к партнеру, находить ритм движения [49]. Однако занятия ритмической гимнастикой не предполагают овладению искусством танца. Танцевальные элементы целесообразно использовать для улучшения общего эмоционального фона и частично для решения задач прикладной подготовки [27].

1.4 Влияние музыки на организм детей. Музыкотерапия

Любая двигательно-игровая активность должна начинаться с малых, спокойных, медленных оборотов, и далее – с постепенным их увеличением до максимума к последней трети занятия. Такой подход основывается как на общедидактических принципах: от простого к сложному, от легкого к трудному; правилах постепенности, последовательности, преемственности, так и на учете физиологии движений человека.
О целебной силе звука и цвета знали еще в глубокой древности. В Японии звуки гонга, барабана использовали для очищения воздуха в храмах после окончания службы. Авиценна и Пифагор применяли музыку и в воспитании и при лечебных воздействиях [17].
В 14-16 вв. по Европе прокатилась эпидемия психических заболеваний, что во многом было связано с разгулом инквизиции. В то время заболевание «пляска Святого Витта» быстро распространялась в возбужденной толпе людей. И тогда же замечали, что остановить и потушить такую эпидемию помогала только музыка, дающая успокоение и расслабление.
Бетховен был, очевидно, первым композитором, который заговорил о целебном воздействии музыки. Он утверждал, что мир подобен вибрирующему звуку, а люди в нем – струны. Музыка – это частортно-импульсный код, она – одна из наиболее эффективных средств воздействия на психическое состояние человека [51].
Однако далеко не всякая музыка, положительно влияет на настроение, на психику и здоровье человека. Экспериментально доказано, что после рок-музыки появляется потребность двигаться, ни о чем не думать, при этом изменяются многие физиологические параметры, заметно повышается раздражительность.
Медики разных стран не только признали благотворное влияние на психоэмоциональное состояние человека, на лечение болезни, но и создали специальные клиники при госпиталях, ассоциациях музыкантов, а на специальных курсах готовят врачей – музыкотерапевтов [19].
С помощью микроскопа изучались процессы, протекающие в клетках крови, при воздействии на них звуковыми частотами в порядке хроматической гаммы. Ученые обнаружили, что звучание той или иной ноты соответствующим образом изменяет цвет и форму клетки.
В нашей стране музыкотерапия успешно используется при неврозах и вегетативных расстройствах. Е.Ф. Томпакова использует сеансы классической музыки расслабления и концентрации внимания на мелодии. Такое лечение дает хороший эффект.
Все это позволяет говорить о том, что в руках воспитателей, школьных учителей, родителей имеется хорошее средство для нормализации психического состояния детей.
Это направление носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применятся в работе со здоровыми детьми. Пока можно обозначить лишь несколько аспектов музыкотерапии [51].
Гармонизация степени возбуждения центральной нервной системы у детей:
Заторможенные малыши с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями нуждаются в соответствующей стимулирующей музыке, которая повышала бы генерацию возбуждения в коре головного мозга ребенка и стимулировала таким образом его общий жизненный тонус. Для таких детей можно рекомендовать произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа. Однако здесь необходим разумный методический подход. Дело в том, что постоянно звучащая стимулирующая музыка может вызвать у них реакцию отторжения, неприятия. Стимулирующий аккомпанемент должен применятся периодически, в соответствующих двигательно-игровых ситуациях.
Возбужденные дети, наоборот, нуждаются в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным, медленным, весьма спокойным темпом, снижающих общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка.
Дистонический тип представлен детьми, у которых в течение дня может происходить резкая смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии. Таким малышам требуется стабилизирующая музыка умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания [8,19,23,45].
РАЗДЕЛ 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

2.1 Координационные способности и их разновидности
Ритмическая гимнастика – сложнокоординированный вид спорта. Особенностью мастерства в ритмической гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали [49].
В ритмической гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию координационных способностей [18].
Координационные способности (КС) представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие [47].
В общем, виде под КС понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия.
Координационные способности включают в себя:
ориентацию в пространстве;
точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
КС делятся на общие, специальные и специфические виды.
К важнейшим, специфически проявляющимся координационным способностям в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:
способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве);
способности к ориентированию в пространстве;
способность сохранять равновесие;
чувство ритма;
способность к перестроению двигательных действий;
статокинетическая устойчивость;
способность к произвольному мышечному расслаблению [26].
В.И. Лях (1989) указывает, что наиболее благоприятным периодом для развития координационных способностей является возраст 11-12 лет.
Способность к ориентированию в пространстве.
Под этой способностью понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо деятельности (на гимнастической площадке, на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта [30].
Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному).
Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве [20].
Способность сохранять равновесие.
Рост спортивного мастерства в гимнастике в значительной мере зависит от деятельности вестибулярного анализатора. Наряду с двигательными и зрительными анализаторами он обеспечивает ориентировку в пространстве, влияет на уровень двигательной координации и качество равновесия.
Наблюдения показывают, что гимнасток, у которых недостаточно хорошо развит вестибулярный анализатор, обычно с трудом осваивают программный материал, они испытывают затруднения в усвоении вращательных движений и сохранении равновесия [24].
Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех, либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия [3].
Проявление равновесия разнообразно.
В одних случаях нужно сохранять равновесие в статических положениях (стойки на одной ноге в положении "ласточка", стойки на руках в гимнастике и акробатике); в других – по ходу выполнения движений (в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету и т.д.) - динамическое равновесие [9].
Различают и третью форму равновесия – балансирование предметами и на предметах, например, балансирование гимнастической булавой, стоящей на ладони; удержание мяча на голове, стоя на месте или в движении; удержание равновесия, стоя на валике и т.п. [24].
Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально-подготовительных координационных упражнений [9].
Элементы равновесия являются составной частью почти всех движений: циклических, ациклических, метательных, акробатических, спортивно-игровых и т.д. [30].
Разнообразие проявлений равновесия вызывает необходимость в уточнении его разновидностей. Изучение устойчивости тела в двигательной деятельности находится в поле зрения многих авторов. Однако до настоящего времени не определены структура данного двигательного действия, его основные компоненты и проявления, факторы, обуславливающие развитие и критерии оценки устойчивого положения тела.
Следовательно, в первую очередь необходимо определить и обосновать каждый из структурных элементов этого качества.
Являясь сложным двигательным действием, равновесие имеет следующие компоненты:
рациональное расположение звеньев тела;
минимизацию количества степеней свободы движущейся системы;
дозировку и перераспределение мышечных усилий;
уровень пространственной ориентации.
Основу управления любым равновесием составляет взаимодействие тела с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывают на него силы гравитации и тем труднее сохранять устойчивость.
Первый компонент – рациональное расположение звеньев тела – способствует лучшему сохранению равновесия. Правильная осанка в положении сидя или стоя способствует лучшей устойчивости тела. Рациональное взаимораспределение звеньев тела существенно влияет на активность мышц. Так, в положении приседа на одной ноге резко увеличивается активность мышц туловища и опорной ноги. Следовательно, расположение звеньев тела не только значительно влияет на внешнее восприятие любого двигательного действия, но и способствует сохранению устойчивости [40].
Второй компонент равновесия – дозировка и перераспределение мышечных усилий. Сложность сохранения устойчивого положения тела после выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, кувырка) заключается в том, что усилия мышечных групп имеют кратковременный характер, возникая лишь в определенных фазах двигательного действия, при этом в начале и в конце движений величина этих усилий различна. Объем прилагаемых мышечных усилий в значительной степени определяется конкретным проявлением равновесия. Например, сохранение равновесия на повышенной опоре и после выполнения вращения требует совершенно разного характера приложения усилий. Во втором случае их необходимо больше, что связано с наличием реакции противовращения [31].
Сохранение устойчивости после выполнения различных прыжков требует преодоления определенных инерционных сил. Чем сложнее техника прыжка, тем более значительные силы необходимо преодолеть. При кратковременном характере выполнения двигательных действий возникают дополнительные трудности, связанные с решением задач сохранения равновесия в максимально короткий отрезок времени. При этом резко возрастают требования к проявлению высокого уровня внутримышечной и межмышечной координации.
Разные группы мышц, как известно, имеют неодинаковую степень активности. Наибольшей обладают мышцы, выполняющие основную нагрузку при удержании звеньев тела в состоянии равновесия. Например, в стойке на руках более высокая активность характерна для мышц лучезапястных суставов и мышц спины.
Третий компонент – сохранения устойчивого положения тела - уровень пространственной ориентации. Для выполнения любого двигательного действия, от естественных элементарных движений: удержание какой-либо позы, ходьба, бег – до технически сложных спортивных упражнений, необходима определенная степень ориентации в пространстве. Чем она лучше, тем легче сохранять устойчивое положение. Пространственная ориентация обеспечивает точность движений при перемещении тела и его отдельных звеньев [22].
В различных видах двигательной деятельности большое значение имеет пространственная точность движений. Например, меткость броска мяча зависит от степени точности оценки пространственных характеристик движений. Каждое двигательное действие имеет определенную структуру, и информация о его параметрах направляется по своим конкретным каналам в систему управления.
Такие понятия, как "чувство дистанции", "чувство мяча" и так далее, имеют своей основой взаимодействие комплекса функциональных систем, позволяющее определять и контролировать расстояние [30]. Поэтому сохранение устойчивости тела при выполнении многих двигательных действий с закрытыми глазами гораздо сложнее, чем с открытыми.
Известны две основные разновидности равновесия: статическая и динамическая.
Вместе с тем в специальной литературе не представлены различные проявления статического и динамического равновесия, что приводит к разному толкованию ведущей роли некоторых факторов в развитии и совершенствовании данного качества.
Поэтому определение конкретных проявлений статического и динамического равновесия имеет большое значение.
Специальные исследования позволили выявить, что как у статического, так и у динамического равновесия существует ряд специфических и неспецифических проявлений. Специфические связаны с конкретным видом спортивной деятельности, неспецифические чаще всего характерны для трудовой и бытовой деятельности [26].
Деление на специфические и неспецифические проявления весьма условно, так как невозможно провести четкое разграничение в сложной двигательной деятельности без нарушения структуры движения. Тем не менее, выделение этих двух относительно самостоятельных групп оправдано с точки зрения развития и совершенствования устойчивости тела. Необходимо иметь в виду, что добиться абсолютной устойчивости тела невозможно.
При сохранении любого равновесия мышцы находятся в состоянии определенного тремора, который в большей степени проявляется у нетренированных, в связи, с чем им труднее добиться равновесия. Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние дыхательной системы.
Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 секунд вызывает снижение колебаний тела [24].
Одним из факторов, влияющих на способность сохранять устойчивое положение тела, является уровень развития физических и координационных качеств.
Определенная степень развития силовых и скоростных качеств мышц позволяет многократно повторять усилия различного характера с максимально возможной скоростью. Усиливают проявление устойчивости тела определенные показатели устойчивости. Чем выше уровень общей и специальной выносливости, тем быстрее спортсмен осваивает различные разновидности равновесия.
Способность удерживать равновесие также зависит от уровня развития подвижности в суставах. Чем выше степень подвижности (в определенной мере), тем легче обеспечить рациональное расположение тела и его отдельных звеньев и таким образом управлять устойчивостью.
Уровень развития гибкости также влияет на сохранение равновесия. Высокая степень гибкости шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника позволяет занять устойчивую позицию над опорой [20].
Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень мышечной и внутримышечной координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач. Поэтому, чем сложнее спортивное упражнение, тем больше ловкости требуется для сохранения устойчивого положения тела. В каждом виде спорта проявление ловкости при сохранении устойчивости имеет свою специфику.
Проявляется ловкость также в целесообразном выполнении действий, времени выполнения движений, в правильной мгновенной оценки ситуации и адекватной реакции.
Немаловажное значение имеет точность движений, обеспечивающая рациональное расположение звеньев тела над опорой и безопорном состоянии. Точность двигательных действий способствует их высокой экономичности, выполнению с меньшими затратами мышечных усилий и энергии. Проявляется она в совершенной форме (видимой стороне) движений и четкой структуре (содержании) двигательного действия [34].
Ритмичность также имеет определенное значение в устойчивом положении тела, обеспечивая равномерное распределение и перераспределение мышечных усилий. Она обуславливает оптимальное соотношение отдельных частей двигательного действия, их непрерывность в течение заданного времени, а также характер, согласованность и амплитуду отдельных движений.
В любом упражнении есть определенная продолжительность во времени (темп) и закономерное распределение усилий (динамика). Темп и динамика тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Их оптимальное сочетание обеспечивает гармонию движений. В этом случае наблюдается чувство ритма ходьбы, бега и т.д., что невозможно без устойчивого положения тела [49].
Один из факторов, повышающих способность сохранять равновесие, является психологический настрой и эмоциональное состояние. Высокий уровень психологической подготовки способствует уравновешенности нервных процессов – важного условия устойчивого положения. Положительные эмоции также способствуют повышению работоспособности, мышечной активности и, следовательно, более эффективному сохранению равновесия тела и его отдельных звеньев [9].
Критерии оценки устойчивого положения тела следующие:
пространственная оценка и самооценка расположения звеньев тела при сохранении отдельной позы: в движении и в сочетании с другими видами двигательных действий;
степень соответствия оценки и самооценки расположения звеньев тела;
степень устойчивости тела после отклонения от основного положения в пределах 5-10-15°;
степень устойчивости тела при дополнительных движениях (головой, руками и т.д.);
степень устойчивости тела в определенной позе;
степень устойчивости тела при различных способах перемещения в пространстве (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах и др.);
степень устойчивости тела в различных условиях опоры:
повышенная, наклонная, упругая, мягкая, жесткая и т.д.;
степень устойчивости тела в безопорном состоянии;
степень устойчивости тела до нагрузки (начала тренировки), в середине занятия и после нагрузки;
степень устойчивости тела в сочетании с другими видами двигательных действий: вращениями, прыжками, поворотами;
степень устойчивости тела при балансировке предметами [24].
Исходя из выше изложенного, можно дать следующее определение данному ДКК: равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.
Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности.
Исследования В.И. Лях показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве по И.М. Сеченову), достаточно специфичны.
Это способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения.
Объяснить наличие довольно широкого спектра так называемых простых способностей можно, скорее всего тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов.
Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров основаны преимущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятии, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми способностями. При малом моторном опыте ощущения и восприятия детей еще слишком грубы, не точны, плохо осознаваемы ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временных, пространственно-временных и силовых признаков движения.
По мере приобретения опыта ощущения и восприятия параметров выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными [30].
В каждом виде физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер.
Это зависит от своеобразия координации движений, условий окружающей среды, используемых снарядов. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называют чувствами. Наиболее известные чувства: дистанции у фехтовальщиков и боксеров; предмета у гимнасток; воды у пловцов; времени у бегунов, велосипедистов, лыжников и т.д.
Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движении, действий или деятельности в целом, основанные на точности и тонкости, специализированных восприятий ("чувств"), весьма разнообразны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта.
Вместе с тем данные способности изолированно встречаются крайне редко. К тому же они находятся в определенных связях с другими специальными и специфическими КС, а также с физическими и психологическими особенностями [29].
Эти связи обусловлены тем, что в двигательной деятельности координация движений выступает как целостный психомоторный процесс, в котором в единстве и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: интеллектуальные (программирующие и смысловые), сенсорные, сенсомоторные и моторные (исполнительские, физические) [4].
Способность точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений развивается, прежде всего, при систематическом применении обще- и специально-подготовительных координационных упражнений, методов и методических приемов развития специальных КС [41].
Для повышения эффективности педагогического воздействия используют методические подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Методы развития КС основаны на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений [34].
Различают задания аналитические (избирательные) – на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движения (пространственного, временного или силового) и систематические – на точность управления двигательными действиями в целом.
Понятно, что такое разделение условно, ибо точность воспроизведения, оценки и т.п., скажем, пространственного параметра изолированно от точности воспроизведения, оценки и т.п. временного или силового признака движения не встречается [24].
В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности всегда выступают в органическом единстве. Поэтому, хотя и возможно преимущественное дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра движения, обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом [42].
При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей, юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями; на более высоком качественном уровне усваивают новые и легче перестраивают старые тренировочные программы; быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и дольше остаются в большом спорте; успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику; легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах; приобретают умение рационально и экономно расходовать свои энергетические ресурсы; постоянно пополняют свой двигательный опыт; испытывают радость и удовольствие от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений [30].


2.2 Использование контрольных упражнений (тесты) в определении уровня развития координационных способностей

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать их развитие по унифицированному критерию [47].
Этот теоретический и практический материал, полученный в последнее время, не нашел еще должного отражения в нашей учебной и методической литературе. Исследователи в целом единодушны, называя важнейшие количественные показатели КС: точность, быстроту, экономичность [32].
Так как координационные способности (КС) не существуют сами по себе, а находятся в разных системах взаимоотношений с целым рядом других [29], критериями оценки КС являются правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [32].
Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:
Время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.
Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей.
Координационная сложность выполняемых двигательных заданий или их комплексы. В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека.
Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).
Сохранение устойчивости при нарушении равновесия.
Стабильность выполнения сложного в координационном отношении движения (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности – количеству попаданий в цель [47].
Например, КС оценивают по результату челночного бега 3 раза по 10 или 15 м; по времени ведении мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки и др. [32].
Следует оговорить особо, что каждый критерий оценки КС (например, точность, быстрота или экономичность) не является единым и однозначным показателем, характеризующим КС. Наоборот, каждый из них весьма сложен и многозначен [29].

РАЗДЕЛ 3.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
анализ научно-методической литературы;
педагогические наблюдения;
тестирование двигательных качеств;
методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы. Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература о ритмической гимнастике, её видах, особенностях использования в младшем школьном возрасте. Была изучена характеристика средств и методов ритмической гимнастики. Анализировалась литература о координационных способностях, их развитии. Также были использованы рекомендации руководителей секций по ритмической гимнастике.
Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения проводились на занятиях в секциях в Алуштинской общеобразовательной школе I-III ступеней № 2. Наблюдения велись за детьми 7-9 летнего возраста. Непосредственное наблюдение проводилось на протяжении всего учебного года. С помощью него выявлялось отношение детей к занятиям, об изменении настроения в процессе занятий.
Тестирования двигательных качеств. Важным организующим и направляющим фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием качеств. Одним из показателей, характеризующих уровень развития координационных способностей, является успешная сдача ими тестов.
Методы математической статистики. Все результаты исследований были обработаны с помощью статистического пакета Microsoft excel – 2005.

РАЗДЕЛ 4.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенное тестирование учащихся МОУ «Школа №2» города Алушты показало следующие результаты.
На начальном этапе измерения уровня развития координационных способностей было выявлено, что высокий уровень развития имеют 5,5%, средний – 58,3%, низкий уровень – 36,2%. Средний балл выполнения тестов составил 3,8 балла. При выполнении заданий, отмечалось особое затруднение в тестах на определение уровня развития ловкости (3,5б.), внутренней и коллективной ритмичности (3,6 б.), ориентации в пространстве (3,6 б.) и пластичности (3,5 б.).
На заключительном этапе исследования повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп показало, что в экспериментальной группе высокий уровень развития координационных способностей у 61,2% (прирост составил 55,7%), средний уровень развития КС показали 38, 8%, что меньше, чем в контрольной группе на 19,5%. Это объясняется тем, что занимающиеся со средним уровнем КС перешли на более высокий уровень развития КС.
13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415
Рисунок 1. Показатели качественного изменения уровня развития координационных способностей в исследуемых группах:
1 – начальное исследование;
2 – итоговые показания в экспериментальной группе;
3 – итоговые показания в контрольной группе.
Низкого уровня развития координационных способностей в экспериментальной группе выявлено не было.
В контрольной группе высокий уровень – 11,1%, на этом уровне увеличилось количество занимающихся на 5,6%.
Следовательно, можно подтвердить то, что возраст 7- 9 лет достаточно благоприятен для развития КС. У детей в этом возрасте высокая пластичность нервной системы и, в этом возрасте дети быстро овладевают новыми двигательными действиями даже без специального воздействия на них.
Средний уровень выявлен у 72,2% (прирост на 13,9 %), низкий уровень развития КС показали 16,7% детей, количество занимающихся с низким уровнем развития КС уменьшилось на 19,5% (рис. 1).
В результате проведенных тестов видно, что в контрольной группе средний балл выполнения увеличился на 0,2б, а в экспериментальной на 0,6б (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Показатели качественного изменения уровня развития координационных способностей в исследуемых группах
Уровень
Первоначальное тестирование
Экспериментальная гр.
Контрольная гр.

Высокий
5,5%
61,2%
11,1%

Средний
58,3%
38,8%
72,2%

Низкий
36,2%
0%
16,7%

Ср. балл
3,8
4,4
4,0


В контрольной группе, как и в экспериментальной, замечен прирост показателей, это вполне объяснимо, так как этот возраст считается сенситивным для координационных способностей. Но, в экспериментальной группе прирост гораздо больше, чем в контрольной.
В тестах на развитие КС лучшие результаты в экспериментальной группе показаны в определении уровня развития внутренней ритмичности (прирост на 0,8б.) и коллективной (прирост на 0,7б.), равновесия (+0,5б.), ловкости (прирост на 0,8б.) и пластичности (+0,7б.) (табл. 4.1).
Для достижения этого уровня развития КС на занятиях использовались специальные ритмические упражнения на согласование движений с музыкой (разновидности ходьбы с хлопками и движениями рук, отображение длительности звука, игры для развития чувства ритма), подобранные комплексы ритмической гимнастики, упрощенные элементы художественной гимнастики и хореографии (около станка и в партере).
Способность сохранять равновесие зависит от многих факторов, таких как выносливость, ритмичность, гибкость, пространственная оценка, поэтому на эту способность влиял большой диапазон используемых средств ритмической гимнастики (упражнения для развития пластичности и гибкости, комплексы ритмической гимнастики для общей и специальной выносливости, согласованность движений по временным параметрам для чувства ритма).
Меньший прирост наблюдается в заданиях на определение уровня точности (+0,4б.), ориентации в пространстве (+0,3б.). В контрольной группе наибольший прирост показателей был получен в тестах на определение точности (+0,3б.), ловкости (+0,2б.), пластичности (+0,3б.), что не превышает показатели в экспериментальной группе. Остальные результаты показали прирост в 0,1б.;0,2б. Данные результаты показывают, что КС у детей 7-9 лет развиваются, но при отсутствии способствующих развитию средств дают очень маленький прирост (рис. 1).
Анализируя результаты контрольной и экспериментальной групп можно говорить о том, что в возрасте 9 лет нервная система легко возбудима, еще не до конца сформированы функциональные показатели, это дает возможность легко усваивать новые, довольно сложные двигательные действия. Но, в результате того, что нервная система не уравновешена при сильных раздражителях или монотонном воздействии развивается запредельное торможение.
Поэтому, для более эффективного процесса развития у детей 8-9 лет КС следует использовать элементы ритмической гимнастики, которые вносят в занятия разнообразие средств, элементы игры, возможность педагогу полностью отвечать физиологическим требованиям данного возраста. Обязательное условие развития КС – непрерывное освоение новых упражнений или изменение условий, внешних факторов для выполнения уже изученных.
ВЫВОДЫ
1. Данная тема широко рассмотрена в научно-методической литературе, в работе показано становление и структура координационных способностей; их развитие, положительное влияние и взаимосвязь ритмической гимнастики и координационных способностей.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, таких как: способности к точному анализу движений, деятельности анализаторов, сложности двигательного задания, уровня развития других физических способностей, смелости и решительности, возраста, общей подготовленности занимающегося.
Взаимосвязь двигательно-координационных качеств проявляется в их влиянии друг на друга при освоении новых двигательных действий.
Установлено, что: чем разнообразнее средства, используемые для развития и совершенствования ведущих двигательно-координационных качеств, тем более высокого уровня проявления можно достичь; в возрасте 7-9 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности; в период от 11 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа.
2. Определен уровень развития координационных способностей у детей 8-9 лет, занимающихся ритмической гимнастикой и посещающих группу общей физической подготовки. В результате итогового тестирования выявлено, что в группе ОФП низкий уровень развития координационных способностей у 16,7% детей (+ 19,5%), в экспериментальной – не выявлен; средний уровень КС в контрольной группе составил 72,2% (прирост на 13,9 %), в экспериментальной 38,8% (снижен на 19,5% за счет перехода занимающихся на высокий уровень развития КС). Высокий уровень развития КС в экспериментальной группе показали 61,2% (+55,7%), что превышает результат контрольной группы на 50,1%. Средний балл выполнения тестов в экспериментальной группе увеличился на 0,6 балла, а в контрольной на 0,2 балла.
С помощью средств ритмической гимнастики удалось существенно повысить результаты в тестах на определение ритмичности, как внутренней, так и коллективной, пластичности, ориентации в пространстве и видах равновесия.
3. Результаты исследования показали, что, для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста наиболее эффективной оказалась программа, включающая ритмическую гимнастику, элементы ритмики, способствующие развитию физических качеств, дифференцировке мышечных усилий, развивающие у детей пространственный анализ и повышающие запас разнообразных двигательных умений и навыков занимающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бейлин В.Р. Искусство ловкости. - Брест, 1997. – 76с.
Бенджамин Лоу. Красота спорта. /Пер. с английского И.П.Моничева, под ред. В.И.Столярова. – М.: Радуга, 1984. – 241с.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 1991. – 228с.
Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медицина, 1947. – 255с.
Беспутчик В.Г. Психомускульная аэробика. //Физическая культура в школе.- 1993.- №7.- С.48-49.
Боброва Г.А. Искусство грации. – Л.: Детская литература, 1986. – 247с.
Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе.- М.: Физкультура и спорт, 1978. – 208с.
Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 1959. – 175с.
Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста. //Развитие двигательных качеств школьников. /Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1987. – С.153-177.
Борисова И. Танцуют все. //Физкультура и спорт.-2003.-№5.-С.24-25.
Бочкарев В.Ф. Гимнастика для всех. - Ф.: Кыргызстан, 1989. – 80с.
Булкин В.А., Попова Е.В., Сабурова Е.В. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности. //Теория и практика физической культуры. - 1997.- №3 - С.44-46.
Варшавская Р.А., Кудряшова П.Н. Игры под музыку. – М.: Просвещение, 1964.- 141с.
Вохмянина Л.Л. Программа МОРФ для общеобразовательных школ (КРО). – М., 2001.- 327с.
Гальпер Р.Г. Образное мышление как фактор формирования двигательной культуры, выразительности, артистизма в технико-эстетических видах спорта.// Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб.науч.тр. // Под ред. В.Б.Коренберга/ Московский обл. гос. институт физической культуры. – Малаховка, 1991. – С. 143-150.
Голомазов С.В. Точность движений. – М.: ГЦОЛИФК, 1979. – 43с.
Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: Просвещение, 1975. – 138с.
Дж. Фонда. Моя аэробика. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 48с.
Ефименко Н.И., Театр физического развития и оздоровления детей младшего возраста. – М., 1999. - 286с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1966.- 196с.
Иваницкий А.В. и др. Ритмическая гимнастика на ТВ. – М.: Советский спорт, 1989. – 53с.
Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность. //Теория и практика физической культуры. – 1982.- №3. – С.51-53.
Каджаспиров Ю.Г., Музыка в спортивном зале. //Физическая культура в школе. - 1998 - №2 - С. 72-73.
Кобяков Ю.П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 64с.
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
Курганский А.В. О возникновении координационных ритмичных движений. //Теория и практика физической культуры. - 1996. - №11. – с.44-49.
Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе. – Ставрополь: СГУ, 1998. – 204с.
Лисицкая Т.С. Ритм + пластика. – М.: ФиС, 1988. – 154с.
Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект. //Теория и практика физической культуры. - 1991.-№3.-С.31-35.
Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989. – 159с.
Лях В.И. Координационные способности школьников. //Теория и практика физической культуры. - 2000 - №1.- С.24.
Лях В.И. Критерии определения координационных способностей. //Теория и практика физической культуры. - 1991.- №11.- С.17-20.
Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Теория и практика физической культуры - 2001.- 332с.
Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации. – М.: Теория и практика физической культуры - 2003. – 259с.
Назаров В.П. Координация движений рук и ее совершенствование у детей младшего школьного возраста // Научные основы физического воспитания и спорта. – М.: ФиС, 1968. – С.162-164.
Прокофьев А. Слайд-аэробика – скользкий путь красавицы. // Физкультура и спорт.-2003.-№3.-С.18-19.
Пуртова Т.В. и др. Учите детей танцевать.- М.: Изд-во Владос, 2003. – 256с.
Ротерс Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах. // Физическая культура в школе. - 1988. - №10. – С.32-34.
Ротерс Т.Т. Элементы ритмики на уроках в средних классах. // Физическая культура в школе. - 1988. - №2. - С. 27-33.
Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации. // Теория и практика физической культуры.- 1998.- №6. – С.8-12.
Теория и методика физического воспитания. /Под ред. В.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 280с.
Трактат о гигиене. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 1990. – 224с.
Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. Автореф. дисканд. пед. наук. – М.,1980. – С.33.
Физиология человека. /Под ред. Г.И. Косицкого.- 3-е изд. – М.: Медицина, 1985. – 544с.
Физиология человека. /Под ред. Н.А. Фомина. – М.: Просвещение, 1982. – 320с.
Физическая культура. Общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы - 1-11 классы. /Под ред. А.П.Матвеева. – М.: Радио и связь, 1995. – 215с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Изд-во Академия, 2000. – 480с.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. – 320с.
Художественная гимнастика. /Под ред. Л.П.Орлова. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- 188с.
Череховская Р.Л. Танцевать могут все. - Минск: Народная асвета, 1993. – 263с.
Шапошникова В.И., Здоровье и музыка. // «Физическая культура в школе». - 1998. - №2. - с. 91-93.











13PAGE 15


13PAGE 144115




РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
КАК ВИД ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-СПОРТИВНОЙ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ШКОЛЕArial BlackRoot Entry