Рабочая программа ОП.03 Гигиенические основы физической культуры и спорта


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находке
Отделение среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
49.02.01 Физическая культура
углубленной подготовки
Находка, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «11» августа 2014 г. № 976.

Разработчик:
Акимова Е.Ю., старший преподаватель филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке.
Одобрена на заседании межпредметной цикловой комиссии 22 апреля 2016 г., протокол № 8.
Председатель МПЦК ________________ Фадеева Н.П.
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2 Информационное обеспечение обучения
4 КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
4.2 Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля.
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Гигиенические основы физической культуры и спорта» относится к базовой части общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 49.02.01 Физическая культура.
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Гигиенические основы физической культуры и спорта» является овладение студентами современными научными знаниями в области общей гигиены и гигиены физической культуры и спорта, овладение практическими навыками формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи дисциплины:
- получение знаний в области профилактической медицины – одного из мощных средств укрепления здоровья;
- получение знаний о санитарно-гигиенических основах деятельности в области физической культуры и спорта;
- овладение практическими навыками применения гигиенических факторов в процессе занятий физической культурой и спортом;
- овладение практическими навыками формирования здорового образа жизни среди различного контингента населения.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в процессе гигиенического просвещения обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих);
- составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок;
- определять суточный расход энергии, составлять меню;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях, при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-тренировочного процесса;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований при подготовке спортсменов.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основы гигиены различных возрастных групп занимающихся;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья наразличных этапах онтогенеза;
- понятие медицинской группы; гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культурой;
- вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности; основы профилактики инфекционных заболеваний;
- основы гигиены питания различных возрастных групп занимающихся;
- гигиена физической культуры при проведении занятий на производстве и по месту жительства;
- гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест учебно-тренировочных занятий;
- гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой и спортом различных возрастных групп занимающихся;
- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом;
- гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов;
- гигиенические основы закаливания; физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании;
- понятие о двигательной активности человека, ее нормирование и поддержание оптимального уровня у различных возрастных групп населения.
Общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.
ПК 1.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 61
в том числе: лекции 36
лабораторные занятия *
практические занятия 25
контрольные работы *
курсовая работа (проект) *
Самостоятельная работа студента 29
Итоговая аттестация в форме: Экзамен (Э)
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
Тема 1.
Введение в предмет. Содержание учебного материала. Предмет и задачи гигиенических основ физического воспитания.
2
3
Тема 2.
Личная гигиена спортсменов. Содержание учебного материала. Рациональный суточный режим, уход за телом, гигиенические требования к спортивной одежде и к спортивной обуви; гигиенические свойства спортивной одежды и обуви. 4 3
Практические занятия. Защита сообщений на темы: Гигиена кожи. Гигиена тела. Гигиена волос. Гигиена ротовой полости. Гигиена питания. Гигиена спального места. Гигиена одежды. 4 Самостоятельная работа обучающихся. Составление суточного режима по своему виду спорта, подготовка докладов, рефератов, презентаций. 4 Тема 3.
Формирование здорового образа жизни.
Содержание учебного материала. Вредные привычки-разрушители здоровья: влияние курения, алкоголя, наркотиков. Закаливание: принципы закаливания, физиологический механизм. Профилактика инфекционных заболеваний, мероприятия по предупреждению и борьбе с ними. 6 3
Практические занятия. Защита сообщений на темы: Закаливание воздухом.
Физиологический механизм закаливания. Закаливание водой. Меры борьбы с алкоголизмом и наркоманией. 4 Самостоятельная работа обучающихся. Составление комплекса лечебно-оздоровительной гимнастики; подготовка докладов, рефератов, презентаций. 5 Тема 4.
Гигиенические требования к окружающей среде. Содержание учебного материала. Физические и химические свойства воздуха, акклиматизация, загрязнение воздуха, санитарное обследование водоисточников, характеристика питьевой воды: отчистка и обеззараживание. 6 3
Практические занятия. Защита сообщений на темы: Значение воздуха при двигательной активности. Климат и его влияние на самочувствие. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Акклиматизация спортсменов. 4 Самостоятельная работа обучающихся. Описание методов акклиматизация спортсменов. Подготовка докладов, рефератов, презентаций. 5 Тема 5.
Пищевые рационы и режим питания спортсмена. Содержание учебного материала. Калорийность пищи, гигиеническая характеристика пищевых продуктов, режим питания спортсмена. 6 3
Практические занятия. Защита сообщений на темы: Режим питания при двигательной активности. Рациональное питание – залог здоровья. Правильное питание. Переедание и недоедание. 4 Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций. Определение в питании спортсмена соотношения белков, жиров и углеводов. Составление режима питания по своему виду спорта. 5 Тема 6.
Гигиенические требования к спортивным сооружениям. Содержание учебного материала. Требования к строительным материалам. Ориентация спортивных объектов, освещение, отопление, вентиляция, синтетическое напольное покрытие. Открытые и закрытые спортивные сооружения, естественные водоемы, спортивные бассейны. 6 3
Практические занятия. Описание гигиенических требований к открытым и закрытым спортивным сооружениям. Защита сообщений на темы: Физкультурно-спортивные сооружения как необходимое условие обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Требования к местам занятий физическими упражнениями и спортом при строительстве плоскостных и крытых спортивных сооружений. Эксплуатация спортивных сооружений. Профилактический осмотр, текущий и капитальный ремонт. Сроки и порядок их выполнения. 5 Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций. 5 Тема 7.
Гигиена
физического воспитания детей и подростков. Содержание учебного материала. Возрастные особенности, гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в школе и к местам занятий физической культурой. Работа с медицинскими группами. 6 3
Практические занятия. Защита сообщений на темы: Гигиена физического воспитания дошкольников. Гигиена физического воспитания школьников. Гигиена физического воспитания в трудовом коллективе. 4 Самостоятельная работа обучающихся. Составление комплекса общеразвивающих упражнений для медицинских групп. Подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций. 5 Всего: 90 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Анатомии и физиологии человека».
Оборудование учебного кабинета:
- учебный материал: макеты, плакаты, медицинский инструмент, муляжи, видеофильмы и т.д.;- мебель: шкафы, тумбочки, столики для демонстрации наглядного материала, стенды
- рабочее место: парта, стул, стол, кресло;
- технические средства обучения: персональный компьютер, проектор, экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Вайнер Э.Н. Валеология. - 5-е изд., испр., доп. - М.: Наука, 2013. - 416с.
2. Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы. - М.: Экзамен, 2014. - 448с. - (Абитуриент).
3. Чумаков Б.Н. Валеология. - 4-е изд., испр., доп. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 407с.
Дополнительные источники:
1. Физиология и анатомия. - М.: Семенов Э.В., 2014. - 470с.
Интернет-ресурсы:
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http:/www.eLIBRARY.RU
2. Ресурс Цифровые учебные материалы http://abc.vvsu.ru/3. ЭБС «Руконт»: http://www.rucont.ru/4. ЭБС «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru/

4 КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, докладов, рефератов, контрольных работ, презентаций в ходе самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в процессе гигиенического просвещения обучающихся педагогов, родителей (лиц их заменяющих) педагогическое наблюдение за деятельностью студентов на занятиях
составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок; контроль выполнения самостоятельной работы обучающихся
экспертная оценка на практическом занятии
определять суточный расход энергии, составлять меню; контроль выполнения самостоятельной работы обучающихся
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях школы при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-воспитательного процесса; контроль выполнения самостоятельной работы обучающихсяприменять знания по гигиене при изучении профессиональных модулей. контроль выполнения самостоятельной работы обучающихсяЗнания:
основы гигиены детей и подростков; устный опрос
контрольная работа
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; устный опрос
контрольная работа
понятие медицинской группы; устный опрос
контрольная работа
гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культурой; устный опрос
контрольная работа
вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности; устный опрос
контрольная работа
основы гигиены питания детей, подростков и молодежи; устный опрос
контрольная работа
гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест учебных занятий; устный опрос
контрольная работа
гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой детей, подростков и молодежи; устный опрос
контрольная работа
основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом; устный опрос
контрольная работа
гигиенические основы закаливания; устный опрос, контрольная работа
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы; устный опрос
контрольная работа
физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, наркомании и токсикомании. устный опрос
контрольная работа
4.2 Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля
Текущий контроль учебного материала заключается в следующем:
– устный опрос;
– проверка выполнения самостоятельной работы студентов;
– практические задания.
Примерная тематика контрольных работ:
1. Гигиена и ее основные задачи. Личная гигиена: распорядок дня, гигиена сна, рациональное питание, гигиена тела, гигиена одежды, гигиена обуви, отказ от вредных привычек.
2. Рациональное питание и физические упражнения – важнейший фактор укрепления здоровья и повышения работоспособности человека.
3. Гигиенические правила организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви с учетом метеорологических условий, местам проведения занятий, спортивному инвентарю и оборудованию.
4. Особенности режима жизнедеятельности занимающихся физической культурой и спортом.
5. Вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности: гидропроцедуры, бани, тепловые камеры, массаж и самомассаж, искусственное УФО, ионизированный воздух.
6. Профилактика заболеваний средствами физической культуры. Гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем.
7. Гигиенические требование к спортивным сооружениям.
Контрольные вопросы к экзамену:
1. Предмет и задачи гигиены. История развития гигиены.
2. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в легкой атлетике.
3. Гигиена физической культуры и спорта.
4. Особенности питания спортсменов в связи с климатом.
5. Эпидемиологические факторы внешней среды.
6. Режим питания спортсменов.
7. Физико-химические свойства атмосферного воздуха.
8. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по плаванию.
9. Физиологическое и гигиеническое значение воды.
10. Виды спортивных сооружений.
11. Гигиеническое значение почвы.
12. Гигиенические требования спортивной одежды.
13. Гигиенические требования спортивной обуви.
14. Структура задачи и условия функционирования системы гигиенических факторов в подготовки спортсменов.
15. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков.
16. Гигиенические основы закаливания.
17. Личная гигиена спортсменов.
18. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по гимнастике.
19. Форма и методы занятий физической культурой в среднем и пожилом возрасте.
20. Особенности питания юных спортсменов.
21. Задачи и содержания гигиены детского возраста.
22. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по спортивным играм.
23. Основы профессиональной гигиены.
24. Весовой режим спортсменов.
25. Гигиеническое значение калорийности пищевых рационов.
26. Гигиенические требования к участку, зданиям и помещениям школы.
27. Санитарный режим в спортивных залах. Дезинфекция.
28. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по лыжному спорту.
29. Гигиеническое обеспечение спортсменов при подготовке на учебно-тренировочных базах.
30. Значение витаминов при подготовке спортсменов.
31. Гигиенические требования к учебному процессу в школе.
32. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по спортивной борьбе.
33. Профилактика инфекционных заболеваний.
34. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по боксу.
35. Дополнительные формы физкультурно-оздоровительной работы.
36. Гигиеническое значение вентиляции и освещения в спортивных сооружениях.
37. Гигиена обучения и физическое воспитание в школах.
38. Роль производственной гимнастики в укреплении здоровья.
39. Закаливание в спортивной практике.
40. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по фехтованию.
41. Гигиеническое положение тренировочного процесса и соревнований.
42. Контроль за калорийностью питания.
43. Влияние средств физического воспитания на организм школьников.
44. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по туризму.
45. Гигиена половой жизни спортсмена.
46. Значение «розы ветров» при ориентации спортивных зданий.
47. Очистка и обеззараживание воды.
48. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по тяжелой атлетике.
49. Положение о микроклимате спортивных сооружений.
50. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов по легкой атлетике.