Урок литературы на тему М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность 11 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АСТАНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №20»
Урок литературы
на тему
"М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность"
11 класс
учитель русского языка и литературы
Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна
АСТАНА 2014 год
Цели и задачи урока:
Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.
Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.
Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.
Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
Подготовительный этап.
Учащиеся готовят индивидуальные задания:
Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
Выучить наизусть стихотворение В. Фирсова «Дом, в котором родился Шолохов».
Сжатый пересказ произведения М.А.Шолохова «Нахалёнок».
Сообщение о сборнике М.А.Шолохова «Донские рассказы».
Сообщение о романе «Тихий Дон».
Выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Есть вечные глубины в «Тихом Доне».
Выучить наизусть стихотворение А. Сафронова «…Пойдёшь в станицу…».
Сообщение о романе «Поднятая целина».
Сообщение о рассказе «Судьба человека».
2. Оформление выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».
3. Презентация на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Учитель показывает слайд №1 (тема урока).
Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.
Учитель показывает слайд №2 (портрет писателя и список регалий).
- Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.
Учитель показывает слайд №3 и читает эпиграф к уроку.
«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».
М.А. Шолохов.
Звучит классическая музыка. Сообщение ученика.
- 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.
Учитель показывает слайд №4 (дом, в котором родился Шолохов).
Ученик рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».
Среди шести материков В краю, где плещет Дон, Стоит на стыке двух вековСоломой крытый дом.Я низко кланяюсь ему,Не постучав в окно.Другие люди в том домуЖивут давным-давно.Но та же в окнах синева.И так же помнит дом того,Кто первые словаЗдесь начинал с трудом.
Сообщение ученика.
- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.
Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.
В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.
Учитель показывает слайд №5 (фото из семейного альбома) и комментирует.
- Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.
Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.
Сообщение ученика.
- В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.
Учитель показывает слайд №6 (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).
Сообщение ученика.
- В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.
23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.
В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.
Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».
Учитель показывает слайд №7 (фото М. Шолохова с женой Марией Громославской).
Сообщение ученика.
В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.
Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).
Учитель показывает слайд №8 (обложка книги М.А.Шолохова «Нахалёнок») и комментирует.
Сообщение ученика. Звучит сжатый пересказ рассказа «Нахалёнок».
Сообщение ученика.
- В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.
Сообщение ученика о сборнике «Донские рассказы».
Комментарии учителя.
- Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.
Сообщение ученика.
- В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.
В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.
Учитель показывает слайд №9 (обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).
Сообщение ученика.
- В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».
Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.
Сообщение ученика о романе «Тихий Дон».
Учитель показывает слайд №10 (кадры из фильма «Тихий Дон» и картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и Натальи»).
Комментирует.
- На этом слайде вы видите кадры из фильма «Тихий Дон», который был снят в 1957 году режиссёром Герасимовым. Это был 3-х серийный цветной художественный фильм, заслуживший всенародное признание.
Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.
В левом нижнем углу картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и Натальи».
Звучат стихи.
Николай Рыленков.
Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,То, что народ наш совестью зовет.Гремит гроза, иль ясен небосвод, Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет, 
Как в первый раз, придет к нему, и вот-Все мелкое ушло. Душа бездонней.Святая жажда дела жжет ладони, Святая жажда правды сердце жжет.
Анатолий Софронов.
… Пойдешь в станицу – на горе она,Спешат в сельпо казачки в полушалках.Все незнакомые, и это жалко …Узнать бы мне прохожих имена.Хотелось бы немедля угадать:В бордовой кофте или в кофте синейМелькнула за левадою Аксинья,И сколько лет ей можно нынче дать?Светлеет небо к полудню, и яснейСтаница вся приподнята на взгорье,А голубое в зелени подворьеКак бы взлетело голубем над ней.
Учитель показывает слайд №11 (обложка книги М.А. Шолохова «Поднятая целина» и кадры из экранизации этого романа).
Сообщение ученика.
- Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.
«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.
Комментарии учителя.
- Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром Ю.Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.
Сообщение ученика о романе «Поднятая целина».
Учитель показывает слайд №12 (фото Шолохова на фронте и биография писателя с 1941 по 1944 годы).
Сообщение ученика.
- В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной(Сталинской) премией 1 степени.
Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.
Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).
Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».
Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.
Учитель показывает слайд №13 (обложка книги «Судьба человека» и годы публикации этого рассказа).
Сообщение ученика.
- Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.
Учитель показывает слайд №14 (кадры из фильма «Судьба человека»). Комментирует.
- Перед вами кадры из фильма «Судьба человека», который был снят режиссёром Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук. Ванюшу – Леонид Борискин.
Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.
Сообщение ученика о рассказе «Судьба человека».
Учитель показывает слайд №15 (вручение М.А.Шолохову Нобелевской премии).
Сообщение ученика.
- В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.
В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».
Комментарии учителя.
- Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А.Шолохову Нобелевскую премию.
Учитель показывает слайд №16 (диплом Нобелевской премии). Комментирует.
- А так выглядит диплом Нобелевской премии.
За что же была присуждена эта премия? «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа».
Ответные слова Шолохова:
«Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой-то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»
Учитель показывает слайд №17 (биография писателя с 1967 по 1969годы) и комментирует.
Учитель показывает слайд №18 (могила писателя).
Сообщение ученика.
- 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Заключительное слово учителя, показ слайда №19 (слова Константина Федина).
- Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.
«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).
Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.
3. Беседа. Просмотр выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».
4. Домашнее задание.
a. Определить жанр романа «Тихий Дон».b. Какие семьи находятся в центре повествования?c. Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?d. Сообщение по истории казачества (индивидуальное задание).
5. Подведение итогов. Выставление оценок.