Конспект урока по литературе на тему: «Гражданская война в произведениях М.А. Шолохова «Чужая кровь» и «Родинка».


Урок №2.
Тема: «Гражданская война в произведениях М.А. Шолохова «Чужая кровь» и «Родинка».
Цель: Изучить «Донские рассказы» М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в произведениях М. Шолохова на примере рассказов «Родинка» и «Чужая кровь».
Задачи:
Формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказов.
Формировать умения обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь.
Научить обучающихся распознавать время и пространство в произведении М.А.Шолохова «Родинка» и «Чужая кровь».
Оборудование: тексты «Донских рассказов» М.А.Шолохова, портрет писателя, выставка его книг, словари.
«Гражданская война есть бедствие для той и иной враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна»
Демокрит.
«Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью».
Ф.Г.Бирюков.
Содержание урока:
Слово учителя. Двадцатые годы ХХ столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917г. на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война.
I Актуализация знаний учащихся.
Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?
Ответ: Это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.
Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?
Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
Промежуточный вывод: Гражданская война – величайшее бедствие, для страны и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга ненасытным Молохом требяю жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо замечание греческого философа Демокрита.
(Обращение к первому эпиграфу)
Определение целей урока: Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение в прозе, и в поэзии 20 годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к «Донским рассказам» М. Шолохова.
Наша цель – выявить систему взглядов гражданской войны М.Шолохова, т.е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений. Указать классификации хронотопа употребленного в данных рассказах.
Слово учителя о М. Шолохове и его ранних «Донских рассказах»: «Донские рассказы» были опубликованы в 1926г. Их автор М.А. Шолохов в это время молод, но несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясение гражданской войны, мгновенно перечеркнувшее детство, прошедшее на Дону в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни.
Позже в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу «Молодая гвардия», которой помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в «Журнале крестьянской молодежи» и на страницах газеты «Молодой ленинец». В последствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборник «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».
Выявление читательского восприятия:
Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление?
Что больше всего удивляет в рассказах Шолохова?
Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах» М.Шолохова?
(Ответ: Семья, в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи). (Обращение ко второму эпиграфу).
Анализ рассказа “Родинка»: Пережде чем начать анализ произведения давайте дадим определение термину «хронотоп», как вы думаете что это?
(«Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. … Освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложнено и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные в начале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и существование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс»). «Родинка» - один из самых первых рассказов Шолохова.
Как вы думаете, можно ли по первым строкам «расшифровать» рассказ, то есть определить о чем он и как закончится?
Обратите внимание на детали: «баранья кость», «лошадиный пот». Что они означают? (Ответ: «Баранья кость»- своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строки рассказа. «Лошадиный пот» - символ загнанности в произведении).Как вы считаете имеют ли вышеперечисленные детали отношение к хронотопу?
Кто чувствует себя загнанным в рассказе? ( Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды).Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?
Какую роль играют в произведении портрет героя и его воспоминания о детстве?
О чем думает Николка? (Ответ: «Опять кровь – уморился так жить – опостылело все»).Какой мотив возникает в размышлениях героя? (Ответ: Мотив очерствения души . Антиподом становится Атаман банды – отец Николки).
Как раскрывается душевное состояние Атамана?
Какую роль в его раскрытии играет пейзаж третьей главы?
Что общего в жизни Николки и Атамана?
Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм?
Как этот конфликт достигает своей кульминации?
Как осознается Атаманом убийство Николки?
Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?
Промежуточный вывод: М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.
В чем по вашему смысл названия? Проанализируйте семантику слова «родинка» (работа со словарем).
В каких моментах использовался хронотоп и почему?
Анализ рассказа “Чужая кровь:
Что общего в рассказах «Родинка» и «Чужая кровь», а чем они различаются?
Кто из героев «Чужая кровь» проходит тяжелый путь вочеловечивания?
Какие черты, качества русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? В каких эпизодах они проявляются?
Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?
Сформулировать идею рассказа.
Подведение итогов: Какова концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова?
Заключительное слово учителя: Гражданская война предстает в «Донских рассказах» М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.
Но за изображением обоюдной жестокости оказывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах оказывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, отваживших Россию в начале XX века, душа народа непременно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.
Домашнее задание: