Рабочие программы по ОБЖ по учебнику под редакцией Воробьева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Якшангская средняя общеобразовательная школа
Поназыревского муниципального района Костромской области


«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы Заместитель по УВР

____________/Вяткина Г.А./ __________/Семенова Л.Б./
«____» __________________ «____»________________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 КЛАСС


Количество часов
в неделю ___1____
в год ___34____





программу составила учитель второй категории
Виноградова Елена Александровна







Якшанга
2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.
Предлагаемая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни;
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать:
потенциальные опасности техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
уметь:
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем! и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользования бытовыми приборами;
пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе
оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях.
Календарно-тематический план


п/п
Раздел
Тема раздела
Количество часов
Из них





Изучение нового и закрепле-ние
Контроль

1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека
1.Производственные аварии и катастрофы
2. Пожары и взрывы.
3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ
4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
5.Гидродинамические аварии.
6. Нарушение экологического равновесия.
3

5
7


4


3

5
3

5
6/1


4


3

4











1

2
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения на дорогах.
1.Безопасное поведение на улицах и дорогах
7








6






1









Тема урока
Цели обучения
Основные понятия
Дом. задание


Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека (27)

1
Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера и их классификация
Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера, с обеспечением личной безопасности при аварии, с причинами аварий и катастроф.
Чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа.
Гл. 1, с. 8-14

2
Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.
Научить определять последствия ЧС техногенного характера, проконтролировать знания о классификации ЧС техногенного характера

Гл. 1, с. 14-18, блок-схема ЧС Якшанги

3
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий
Научить определять стадии развития техногенных происшествий, развить навыки по определению потенциально опасных ситуаций при разных типах техногенных происшествий.

Гл. 1, с. 18-20, вопросы

4
Пожары
Общие сведения о пожаре, знать причины и последствия пожара.
Пожар, горение, полное горение, неполное горение.
Гл. 2, с. 21-31

5
Взрывы
Общие сведения о взрыве, знать причины и последствия взрыва
Взрыв, взрывоопасный объект
Гл. 2, стр. 32-34

6
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов
Актуализировать знания и пожарах и взрывах, научить решать практические задания-ситуации

Гл. 2, стр. 35-40

7
Возможные последствия пожаров и взрывов
Изучить последствия пожаров и взрывов, проконтролировать знания по действиям под завалами
Поражающие факторы
Гл. 2, стр. 41-43

8
Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Учащиеся должны знать правила поведения при пожарах и взрывах, и меры, принимаемые по защите от них населения.

Гл.2, с. 43-45, вопросы с. 45

9
Опасные химические вещества и объекты
Иметь представление об аварийно химически опасном веществе (АХОВ) и химически опасном объекте.
Аварийно химически опасное вещество, химически опасный объект
Гл. 3, с. 46-49

10
Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.


Познакомить учащихся с классами опасных веществ и характером их действия.
Предельно-допустимая концентрация
Гл.3, с. 49-54, задание с. 54

11
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах
Иметь представление о последствиях аварий и мерах, принимаемых по защите населения
Очаг химического заражения, зона химического заражения
Гл. 3, с.54-61

12
Правила поведения и действия населения при авариях на химически опасных объектах
Знать правила поведения, способы оповещения, основные мероприятия по защите населения при авариях на химически опасных объектах

Гл.3, с.62-74, составить план квартиры

13
Первая помощь пострадавшим от АХОВ
Научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от АХОВ
Химический ожог
Гл.3, с.75-79, повторение пройденного

14
Приборы для определения сильнодействующих ядовитых веществ.
Ознакомить учащихся с приборами для определения сильнодействующего ядовитого вещества.

Записи в тетради

15
Обобщающий урок по теме «Пожары, взрывы и аварии с выбросом АХОВ»
Систематизировать знания по теме, обобщить умения и навыки



16
Радиоактивность и радиационно-опасные объекты.
Общие сведения об атомной энергии
Радиационно-опасный объект, радиационная авария
Гл.4, с. 79-86

17
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты
Актуализировать знания об ионизирующем излучении, узнать о природе радиоактивности
Доза, альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение
Гл. 4, с. 86-91

18
Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения.
Познакомиться с характеристикой очагов поражения, характером действия радиации на человека.
Очаг поражения, зона поражения
Гл. 4, с.91-115

19
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности
Знать правила безопасного поведения при авариях на радиационно-опасных объектах, способы оповещения об авариях на радиационно-опасных объектах.
Сигнал «Внимание всем!»
Гл. 4, с. 116-122, задача 2

20
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения
Познакомить учащихся с гидродинамическими авариями, гидротехническими сооружениями
Гидродинамическая авария, плотина, бьеф.
Гл. 5, с.123-126

21
Причины, виды и последствия гидродинамических аварий.
Познакомиться с видами аварий, знать причины и последствия гидродинамических аварий.
Прорыв плотины, волна прорыва, катастрофическое затопление, зона затопления.
Гл.5, с.126-132

22
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
Знать правила поведения при возникновении гидродинамических аварий, владеть навыками выполнения мероприятий по защите от поражающих факторов гидродинамических аварий.

Гл. 5, с.133-138, задание 2 с. 138

23
Экология и экологическая безопасность
Познакомиться с понятиями экология, экологическая безопасность
Техносфера, биосфера, экологическая система, экология
Гл. 6, с. 139-144

24
Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы, почв, природных вод.
Познакомить учащихся как происходит изменение состава атмосферы, гидросферы, состояния суши.
Биосфера, атмосфера, литосфера
Гл. 6, с.145-159.

25
Понятие о предельно-допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.

Знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания.
ПДК
Гл. 6, с.159-166, вопросы с. 166

26
Практическая работа № 1 «Правила поведения при пожаре»
Проверить навыки выполнения учащимися мероприятий при возникновении пожара.

Повторить темы по первому разделу

27
Контрольная работа № 1 «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»
Проверить знание определений, правил поведения при чрезвычайных ситуациях.



Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения на дорогах. (7ч.)

28
История дорожных знаков
Познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков; научить читать дорожные знаки.

Читать записи в тетради

29
Разметка проезжей части улицы и дорог.
Дать понятия о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для регулирования движения транспорта; научить пользоваться разметкой.
Дорога, улица. разметка.
Читать записи в тетради.

30
Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.
Выучить правила для пешеходов; научиться правильно пользоваться ими.
Колонна
Читать записи в тетради.

31
Правила для велосипедистов и роллеров
Актуализировать знания о велосипеде, роликовых коньках и правилах их эксплуатации
Велосипед, роликовые коньки
С.168-186

32
Основные понятия об уголовной ответственности. Как уберечь себя от преступлений
Актуализировать знания об уголовном праве, научить действиям при самообороне

С. 187-200

33
Остановочный путь автомобиля.
Дать понятие об остановочном пути автомобиля.
Остановочный путь, тормозной путь
Читать записи в тетради. Подготовка к контрольной работе.


34
Контрольная работа № 2 «Правила дорожного движения».
Проверка усвоения изученного материала.







Содержание учебной программы ОБЖ 8 класс

Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной обстановкой.
Безопасность на дорогах
История появления дорожных знаков. Причины дорожно-транспортного травматизма. Тормозной путь автомобиля. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Правила для велосипедистов и роллеров. Основное понятие об уголовной ответственности.









Список литературы:

Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. Под редакцией А.Т.Смирнова, 2007
Методическое пособие. Основы безопасности жизнедеятельности. Авторы пособия В. Н. Латчук, В. В. Марков, А. Г. Маслов. 8 класс, «ДРОФА»,2001
Учебное пособие А. Т. Смирнов, В. Н. Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности – 8 класс», АСТ,2001
Пособие для учителя
«Основы безопасности жизнедеятельности», журнал
«Основы безопасности жизнедеятельности», учебное пособие 5-11 классы, Смоленский областной институт усовершенствования учителей,1995 г.
«Уроки по правилам дорожного движения в 5-9 классах», учебное пособие, Екатеринбург, «Калан», 2000г




15