Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Земля и люди. 7 класс. А.П. Кузнецов, Л.Е Савельева, В.П. Дронов


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 7 класс составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начально общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Примерными программами по учебным предметам. География. Земля и люди. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.П. Кузнецов, Л.Е Савельева, В.П. Дронов ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». ». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Уставом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Основной образовательной программой - Образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Учебным планом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
Положением «Об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Положением «О рабочей программе по учебному предмету, курсу» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа по географии для учащихся 7А, 7Б составлена на основании учебной программы В. П. Дронов, Л.Е. Савельева Рабочая программа. 5-9 классы. УМК «География. Планета Земля. 5-6 классы». Издательство: ОАО «Издательство Просвещение», 1-е издание: 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Земля и люди. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.П. Кузнецов, Л.Е Савельева, В.П. Дронов ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». ». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. Порядковый номер учебника 1.2.2.4.7.2., утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 31 марта 2014 года.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение в год:
Практических работ - 23
Цель рабочей программы:
Главная цель - развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Реализация рабочей программы способствует решению следующих задач:
расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых - человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
Педагогические технологии.
При реализации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
технология организации самостоятельной деятельности школьников;
технология диалогового взаимодействия;
Применение данных педагогических технологий обусловлено специфическими особенностями ученических коллективов классов.
Характеристики классов
7 «А» класс – у учащихся наблюдается высокий уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Поэтому обоснованным для этого класса является применений технологий диалогового обучения (диспуты, дискуссии), проблемного обучения, информационно-компьютерных технологий.
7 «Б» класс – класс с обучающимися различного уровня обученности и мотивации к учебной деятельности. Часть обучающихся являются успешными, подготовленными к восприятию учебного материала; внимательно и сосредоточенно работают во время самостоятельных и контрольных работ, добросовестно выполняют домашние задания, аккуратно ведут рабочие тетради. Часть имеет серьезные проблемы с обучением. На уроках не проявляют никакого интереса к учебному процессу, не выполняют домашние задания. Наибольший интерес у обучающихся этого класса вызывают задания, связанные с практической деятельностью и использованием современных электронных пособий и информационно-компьютерных технологий. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие внимания и мышления.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В курсе «География Земля и люди» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории, а главное - отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).
«География Земля и люди» продолжает географическое образование обучающихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Для общеобразовательных учреждений РФ рабочая программа по географии 7 классов предусматривает изучение предмета в объёме 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется
в соответствии с :- Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс.
Результаты освоения учебного предмета, курса
Предметными результатами обучения географии 7 класса является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в 7 классе обусловливает достижение следующих результатов:
1) воспитание толерантного отношения к истории, языку, культуре народов мира; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей разных стран; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
7) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
8) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ;9) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
10) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
11) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
12) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы ;13) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
14) смысловое чтение;
15) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
16) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
17) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
18) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
19) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования ;20) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
21) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах ;22) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
23) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
24) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
25) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
26) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основное содержание учебного предмета, курса
Введение — 1 ч.
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.
Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 10 ч.
Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.
Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.
Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.
Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.
Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой линии Мирового океана.
Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.
Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.
Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно - антропогенные и антропогенные.
Практические работы. Определение сходства и различия материков по географическому положению. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с карами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 8 ч.
Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.
Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.
Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.
Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.
Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.
Историко–культурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евроазиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.
Практические работы. Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 46 ч.
ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ
Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
МАТЕРИКИ
Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.
Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.
Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.
Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно-Африканская Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.
Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.
Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Казахстан.ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ – 1 ч.
Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
6. Тематическое планирование
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование раздела и тем Всего часов Количество часов
теоретические практические
1 Введение 1 - 1
2 Природа Земли: главные закономерности 10 5,5 4,5
3 Человек на планете Земля 8 3,5 4,5
4 Многоликая планета 46 13,5 32,5
5 Общечеловеческие проблемы 1 0,5 0,5
6 Резерв 2 - 2
Итого 68 23 45
Календарно – тематическое (поурочное) планирование
№ п/п Основное содержание по темам (урокам) Тип/форма урока Планируемые результаты обучения Виды деятельности
(элементы содержания/контроль) Домашнее задание Дата
Предметные МетапредметныеЛичностные ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1 ВВЕДЕНИЕ ИНМ, беседа Географический взгляд на Землю: разнообразие территории. Знакомство со структурой учебника Учеб., с. 5-6, Атлас, Конт. карты Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (10 часов)
2 МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ ИНМ. Практикум Сравнивать размеры материков и океанов, географическое положение материков.
Пр.р.1 Сравнение географического положения материков Учебник,
с. 8-9
Атлас, с. 2-3, Контурные карты, с. 2-3 (№ 1)
3 МАТЕРИКИ ЧАСТИ СВЕТА
Комбинированный Наносить на контурную карту границу между Европой и Азией. Прослеживать по географ. картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света Объяснять происхождение материков. Определять географическое положение материков, океанов, частей света. Сравнивать географическое положение этих объектов, устанавливать сходство и различия Учебник, с. 10-11
Атлас, с. 2-3, 18 4 РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ Комбинированный Сравнивать по картам рельеф материков (океанов) и объяснять особенности размещения крупных форм рельефа.
Составлять по картам атласа характеристику рельефа одного из материков (океанов). Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Определять по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Читать карту строения земной коры. Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере. Описывать рельеф одного из материков. Сравнивать рельеф двух материков, выявлять причины сходства и различий. Учебник, с. 12-13
Атлас, с. 2-3
Контурные карты, с. 2-3 5 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА ЗЕМЛИ ИНМ. практикум Определять по рисункам относительный возраст горных пород. Анализировать схемы (рисунки), иллюстрир. образование материковой и океан. земной коры
Пр.р.2. Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом Земли. Определение направлений передвижения литосферных плит. Учебник, с. 14-17
Атлас, с. 2-5
Конт. карты, с. 4-5 (№ 1-5)
6 КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ Комбинированный Анализировать схему общей циркуляции атмосферы, выявлять воздействие на климат географической широты, ветров, рельефа, океанических течений Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам.
Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс. Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Читать климатические карты для характеристики климата отдельных территорий и оценивать его для жизни людей Учебник, с.18-21
Атлас, с. 2-3, 6
Контурные карты, с. 6-7 (№ 5)
7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ ЗЕМЛИ Комбинированный Распознавать типы климатов по климатограммам. Обозначать на контурных картах границы климатических поясов и областей, области с одинаковым типом климата на разных материках
и определять показатели климата климатического пояса. Составлять по картам атласа краткую характеристику климата одного из материков Выявлять главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов. Объяснять размещение климатических поясов согласно закону географической зональности.
Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов.
Составлять описание клим. одного из поясов Учебник, с. 22-25
Атлас, с. 6-7
Контур. карты, с. 6-7 (№ 1-4)
8 МИРОВОЙ ОКЕАН РЕСУРСЫ ИНМ, практик. Описывать по картам особенности географического положения океанов.
Устанавливать по картам особенности систем течений в Мировом океане, природные богатства, виды хозяйственной деятельности. Пр.р. 3. Составление обобщенной схемы морских течений Учебник, с. 26-29
Атлас, с. 2-5, 62-63
Контурные карты, с. 2-3 (№ 5)
9 ВОДЫ СУШИ Комбинированный, практик. Определять режим рек на основе анализа климатограмм, отражающих режим выпадения осадков. Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости стока, характера течения и режима рек от рельефа и климата. Сравнивать реки земного шара по характеру течения, режиму и возможностям хозяйственного использования на основе анализа карт атласа и климатограмм. Пр.р.4. Определение степени современного оледенения материков Учебник, с. 30-33
Атлас, с. 2-3, 6-7
Контурные карты, с. 2-3 (№ 4)
10 ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ Комбинированный, практик. Сравнивать карты (климатическую, климатических поясов и областей, природных зон) и выявлять особенности пространст. распространения природных зон. Пр.р.5. Анализ карт климатических поясов и природных зон мира, работа со статистическими материалами. Определение закономерностей их смены. Учебник, с. 34-35 Атлас, с. 8-9
11 ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК беседа Пр.р.6. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты Учебник, с. 36
Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (8 часов)
12 ЗАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЗЕМЛИ ИНМ Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле. Определять по картам регионы проживания представителей различных рас Выявлять факторы, влияющие на плотность населения. Показывать на карте главные области расселения. Находить и систематизировать информацию об адаптации людей к природным особенностям климатических поясов и областей, к особенностям природных зон. Учебник, с. 38-39
Атлас, с. 10, 15
13 ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ. РАЗМЕЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Комбинированный Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста. Определять по карте средней плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Находить и систематизировать информацию об адаптации жизни и хозяйственной деятельности человека к природным условиям Переписи населения. Численность населения Земли и определяющие её причины. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Размещение людей на планете: географические закономерности.
Называть виды хозяйственной деятельности людей. Приводить примеры хозяйственной деятельности людей в областях с большой и малой плотностью населения. Определять функции городов по разным источникам информации Учебник, с. 40-43
Атлас, с. 2-3, 6-12
Конт. карты, с. 10-11 (№ 2, 3)
14 НАРОДЫ, ЯЗЫКИ, РЕЛИГИИ МИРА Комбинированный, практик. Приводить примеры крупных и малочисленных народов мира, районов их проживания, народов, относящихся к одним языковым семьям.
Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий Пр.р.7. Составление
комплексной характеристики населения мира. Составление картосхемы «Расселение населения» Учебник, с. 44-45
Атлас, с. 13, 14-15
Контур. карты, с. 10-11 (№ 4)
15 ХОЗЯЙСТВЕН
НАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ Комбинированный, практик. Составлять схему видов хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности. Определять по картам (статистическим данным) страны-лидеры в сельском хозяйстве и промышленности.
Анализировать карты с целью выявления географических особенностей в распространении главных видов хозяйственной деятельности человека Пр.р.8. Составление схемы «Виды хозяйственной деятельности»
Учебник, с. 46-47
Атлас, с. 20-21
Конт. карты, с. 10-11 (№ 5)
16 ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ Комбинированный Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения. Приводить примеры разных типов сельских поселений мира. Анализировать изменение численности городского населения во времени.
Роль климата как компонента природы и как важнейшего условия жизни людей. Читать карту плотности населен. Вычислять плотност. населения. Определять по карте плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Выявлять факторы, влияющие на плотность населен.
Учебник, с. 48-49
Атлас, с. 11
Контур. карты, с. 10-11 (№ 1)
17 СТРАНЫ МИРА Комбинированный Анализировать политическую карту мира и определять крупнейшие по площади и численности населения страны и их столицы. Находить и подписывать на контурных картах названия приморских, внутриконтинентальных, островных стран.
Определять по тематическим картам форму правления стран. Определять тип хозяйства стран по тематическим картам или статистическим данным о структуре занятости населения Изучать по карте народов мира территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Показывать на карте крупнейшие страны мира, определять по карте основные виды хозяйственной деятельности людей в этих странах. Показывать на карте многонациональные страны Учебник, с. 50-51
Атлас, с. 16-17, 18
Контур. карты, с. 8-9 (№ 1—5) 18 ИСТОРИКО -КУЛЬТУРНЫЕ РАЙОНА МИРА Комбинированный, практик. Давать характеристику географического положения районов. Анализировать карты и выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) об особенностях обычаев, религий, о традиционных видах хозяйства народов район Пр.р.9. Определение историко-культурного района мира. Нанесение номенклатуры на контурные карты Учебник, с. 52-55 Атлас, с. 64
19 ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
Повторение, беседа Тест. Объяснить значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека.
Приводить примеры адаптации людей к климату. Оценивать климатические условия какого-либо материка для жизни населения Учебник, с. 56
Атлас
Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА
ОКЕАНЫ (5 часов)
20 АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН ИНМ Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности Объяснить особенность природы океана. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Учебник, с. 58-59
Атлас, с. 2-5
21 ТИХИЙ ОКЕАН Комбинированный Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности.
Объяснить особенность природы океана. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Учебник, с. 60-61
Атлас, с. 2-5
22 ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН Комбинированный, практик. Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Пр.р.10 Составление комплексной характеристики океана. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты. Учебник, с. 62-63
Атлас, с. 2-3
23 СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН Комбинированный Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности.
Объяснить особенность природы океана. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Учебник, с. 64-65
Атлас, с. 61
24 океаны земли Обобщающий Урок Урок повторен. Характеризовать природные богатства океанов и их хозяйственное освоение Тест. Повторить основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
Учебник с.58-65 АФРИКА (6 часов)
25 ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АФРИКИ ИНМ Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Африки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Африки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства Учебник, с. 66-69
Атлас, с. 7, 48-51
26 ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АФРИКИ Комбинированный, практик. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка Пр.р.11. Описание климатических условий территорий по климатограммам. Построение климатограммК/к с. 25 (№ 1-5), с. 26 (№1-5)
27 РАЙОНИРОВ.
АФРИКИ Комбинированный Устанавливать взаимосвязи на основе сопоставления тематических карт между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов. Находить информацию и обсуждать проблемы использования природных богатств и охраны природы Северная, Центральная, Южная и Восточная Африка: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Учебник, с. 70-73
Атлас, с. 48, 50-51, 53
28 НАСЕЛЕНИЕ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА Комбинированный Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Африки между особенностями рельефа и расселением населения, между особенностями природной зональности и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу.
Находить дополнительную информацию о проблемах населения Африки Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Африки. Особенности хозяйственной деятельности Учебник, с. 74-75
Атлас, с. 48-50, 52
Контур. карты, с. 27 (№ 1-5)
29 СТРАНЫ АФРИКИ. ЮАР, ЕГИПЕТ И ДРК Комбинированный, практик. Выявлять черты страны, характерные для всего района Южной Африки, и специфические особенности ЮАР.
Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Пр.р.12. Составление
комплексной характеристики страны. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты.
Учебник, с. 76--81
Атлас, с. 15, 48-53
30 АфрикА. обобщающий УРОК Урок повторен Тест сообщения (презентации) об особенностях населения и о хозяйственной деятельности страны ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 часов)
31 ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ ИНМ, лекция Географическое положение, природа, население, хозяйство Учебник, с. 82-85
Атлас, с. 42-45
К/к с. 22 (№ 1-5),23 (№ 1,2,4,5)
32 ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ МАТЕРИКА: РАВНИННЫЙ ВОСТОК Комбинированный Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства Учебник, с. 86-89
Атлас, с. 4-5, 42-45
Контурные карты, с. 23 (№ 3) 33 ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ МАТЕРИКА: АНДЫ Комбинированный, практик. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйства Пр.р.13. Создание презентации по туристическим объектам природного района
Южной Америки» Учебник, с. 90-91
Атлас, с. 4-5, 42-45
Контурные карты, с. 24 (№ 2)
34 НАСЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ Комбинированный, практик. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты Пр.р.14. Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной Америки. Учебник, с. 92-93
Атлас, с. 10-13, 15, 46-47
Конт. карты, с. 24 (№ 1, 3, 4)
35 СТРАНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ. БРАЗИЛИЯ ВЕНЕСУЭЛА И ПЕРУ Комбинированный Выявлять черты сходства и различия географического положения, природы, населения и хозяйства Венесуэлы и Перу, расположенных в жарком поясе и занимающих как горные, так и равнинные территории.
Выявлять специфические особенности этих стран.
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Учебник, с. 94-99
Атлас, с. 42-47
Контурные карты, с. 24 (№ 5)
36 ЮЖНАЯ АМЕРИКА обобщающий урок Урок повторение Тест Учебник с. 82- 99 АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (5часов)
37 ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АВСТРАЛИИ ИНМ Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами.
Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Учебник, с. 100-103
Атлас, с. 54-57
Контур. карты, с. 28 (№ 1-4)
38 ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ОКЕАНИИ Комбинированный, практик. Устанавливать различия на основе анализа и сопоставления тематических карт островов Океании по размерам, геологическому строению, особенностям климата. Наносить на контурные карты природные географические объекты Океании.
Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях органического мира островов Океании Пр.р.15. Разработка маршрута
путешествия по островам Океании. Нанесение номенклатуры на контурные карты Учебник, с. 104-105
39 НАСЕЛЕНИЕ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ Комбинированный Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии и Океании между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью.
Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части Австралии и Океании по плотности населения, расовому и этническому составу Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Австралии и Океании. Особенности хозяйственной деятельности.
Учебник, с. 106-107
Атлас, с. 10-13, 15, 58-59
40 АВСТРАЛИЙСКИЙ СОЮЗ, САМОА Комбинированный Выявлять черты Австралийского Союза, характерные для стран, расположенных в субэкваториальных и тропических широтах, и специфические особенности страны. Выявлять воздействие природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности.
Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Учебник, с. 108-111
Атлас, с. 54-59
Контурные карты, с. 28 (№ 5)
41 австралия. обобщающий урок Урок повторение Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения и хозяйства страны Тест Учебник с. 100-111 АНТАРКТИДА (3 ч)
42 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ АНТАРКТИДЫ ИНМ, практик. Устанавливать причины на основе анализа и сопоставления тематических карт Антарктиды оледенения, особенности береговой линии, взаимосвязи между особенностями надлёдного и подлёдного рельефа, между климатом и органическим миром.
Строить профиль подлёдного рельефа и рельефа ледникового покрова по картам атласа.
Наносить на контурные карты природные географические объекты материка Пр.р.16. Составление описания географического положения и особенностей природы Антарктиды. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты. Учебник, с. 112-113
Атлас, с. 60
Конт. карты, с. 30 (№ 1-3, 5)
43 ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ АНТАРКТИДЫ Комбинированный Определять по картам географ. объекты, названные именами исследователей материка. Находить информацию (в Интернете и др. источн.) и обсуждать причины изучения Антарктиды, проблемы охраны её природы и природн. богатств Открытие материка. Достижение Южного полюса норвежским исследователем Р. Амундсеном. Статус нейтральности и «национальные сектора». Исследования Антарктиды. Значение ледникового покрова для природы Земли.
Учебник, с. 114-115
Атлас, с. 60
Контурные карты, с. 30 (№ 4)
44 ОБОБЩЕНИЕ. СРАВНИТЕЛЬН.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНЫХ МАТЕРИКОВ Комбинированный, практик. Пр.р.17. Составление картосхемы «Эндемики южных материков» СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7ч)
45 ЧЕРТЫ ПРИРОДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ ИНМ Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Северной Америки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка.
Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства Учебник, с. 116-119
Атлас, с. 36-39
Контур. карты, с. 19 (№ 1-5), 20 (№ 1—5)
46 РАВНИННЫЕ РАЙОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Комбинированный Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Северо-Американская Арктика, равнины Канады, Центральные, Великие и Береговые равнины: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Учебник, с. 120-123
Атлас, с. 36-39
47 ГОРЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Комбинированный Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления иллюстративного материала и тематических карт Северной Америки между положением подножий Кордильер в той или иной природной зоне и особенностями высотной поясности. Составлять характеристики природных районов Кордильер, оценивать возможности жизни и хозяйствования в разных частях гор Аппалачи, Субарктические Кордильеры, Кордильеры умеренного пояса, Субтропические и Тропические Кордильеры: особенности природы и хозяйственной деятельности. Учебник, с. 124-125
Атлас, с. 36-39
48 ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МАТЕРИКА Комбинированный, практик. Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью.
Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу Пр.р.18. Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности Учебник, с. 126-127
Атлас, с. 10-13, 15, 40-41
Контур. карты, с. 21 (№ 2, 3)
49 СТРАНЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА. США Комбинированный Выявлять черты США, типичные для стран, расположенных на равнинных и горных территориях в умеренных и субтропических широтах, а также специфические особенности природы, населения и хозяйства США.
Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Учебник, с. 128-129
Атлас, с. 36-41
50 КАНАДА И МЕКСИКА Комбинированный, практик. Выявлять отличия географического положения, природы, населения и хозяйства Канады и Мексики. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об истории формирования расового и этнического состава населения, особенностях размещения населения и городов, памятниках культуры Пр.р.19. Составление географического описания страны. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты Учебник, с. 130-133
Атлас, с. 36-41
Контур. карты, с. 21 (№ 1, 4, 5)
51 Северная Америка. Обобщающий урок Урок обобщен. Географическое положение, природа, население, хозяйство, города.
Тест ЕВРАЗИЯ (14 ч)
52 ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ МАТЕРИКА ИНМ Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между природной зональностью и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности.
Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, органический мир, природные зоны и богатства.
Учебник, с. 134-135
Атлас, с. 22-25
Конт. карты, с. 12-13 (№ 1, 2, 4, 5), 14-15 (№ 4, 5)
53 ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ МАТЕРИКА Комбинированный Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности.
Пр.р.20. Составление описания внутренних вод Евразии Учебник, с. 136-137
Атлас, с. 8-9, 22-23, 26, 30
К/к,с.12-13(№ 3), 14-15(№ 1-3)
54 РЕГИОНЫ ЕВРАЗИИ. ПРИРОДА ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ЕВРОПЫ Комбинированный Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между природной зональностью и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности Северная, Средняя и Южная Европа: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории.
Учебник, с. 138-139
Атлас, с. 22-27
55 СЕВЕРНАЯ ЕВРАЗИЯ, СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. Комбинированный Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности.
Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы.
Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории Учебник, с. 140-141
Атлас, с. 22-27, 30
56 ЮЖНАЯ, ЮГО-ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ Комбинированный Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между природной зональностью и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности Южная, Юго-Западная и Центральная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории Учебник, с. 142-143
Атлас, с. 22-25, 30
57 ЧЕЛОВЕК НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Комбинированный Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между особенностями рельефа и природной зональности и размещением населения и хозяйственной деятельностью.
Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Евразии. Особенности хозяйственной деятельности. Учебник, с. 144-145
Атлас, с. 10-13, 15, 28-29, 31, 34-35
Контурные карты, с. 16-17 (№ 1-3), с. 18 (№ 1, 2, 5)
58 СТРАНЫ ЕВРОПЫ. НОРВЕГИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Комбинированный Выявлять черты Норвегии и Великобритании как типичных стран Северной Европы и специфические особенности её природы, населения и хозяйства.
Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Учебник, с. 146-149
Атлас, с. 22-29 59 ГЕРМАНИЯ И ФРАНЦИЯ ИНМ. Практик. Выявлять черты Германии и Франции как типичных стран Средней Европы и специфические особенности их природы, населения и хозяйства.
Сравнивать географическое положение, природу, население и хозяйство Германии и Франции, определять черты сходства и различия.
Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры стран. Наносить на контурные карты природные объекты и объекты хозяйственной деятельности Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Учебник, с. 150-153
Атлас, с. 22-29 60 ИТАЛИЯ И ЧЕХИЯ ИНМ. Практик. Выявлять различия географического положения, природы, населения и хозяйства Италии и Чехии как типичных стран Южной и Средней Европы, расположенных в разных географических поясах. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о населении, городах, об особенностях материальной и духовной культуры, о памятниках культуры.
Наносить на контурные карты
природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Учебник, с. 154-157
Атлас, с. 22-29
Контур. карты, с. 18 (№ 3, 4) 61 СТРАНЫ АЗИИ. ИНДИЯ КИТАЙ ИНМ. Практик. Выявлять черты Индии как крупнейшей страны Южной Азии, выявлять черты Китая как крупнейшей страны, расположенной в Восточной и во Внутренней Азии, специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Учебник, с. 158--161
Атлас, с. 22-25, 30-35 62 СРАВНИТЕЛЬН.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ИНМ. Практик. Выявлять черты Японии и Республики Корея как типичных стран Восточной Азии и специфические особенности их природы, населения и хозяйства.
Сравнивать географическое положение, природу, население и хозяйство Японии и Республики Корея, определять черты сходства и различия. Пр.р.21. Комплексное описание страны. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты. Учебник, с. 162-165
Атлас, с. 22-25, 30-35
63 ТУРЦИЯ И КАЗАХСТАН ИНМ. Практик. Выявлять на основе анализа карт различия географического положения, природы, населения и хозяйства Турции и Казахстана как типичных стран Юго-Западной и Внутренней Азии, расположенных в разных географических поясах. Определять специфические особенности этих стран.
Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о населении, городах, об особенностях материальной и духовной культуры народов. Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Учебник, с. 166-169
Атлас, с. 22-25, 30-35
Конт. карты, с. 16-17 (№ 4, 5)
64 Евразия. Обобщающий урок Урок обобщен. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
Тест. Учебник, записи в тетради 65 СРАВНИТЕЛЬН.
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНЫХ МАТЕРИКОВ Комбинированный, практик. Пр.р.22. Составление сравнительной характеристики климата Северной Америки и Евразии Учебник
Атлас
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1 ч)
66 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Комбинированный, практик. Анализировать карты материков «Нарушение природных комплексов», «Мировой океан. Хозяйственная деятельность человека», выявлять территории с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией.
Обсуждать общечеловеческие проблемы, перспективы охраны и разумного использования мирового природного и экологического потенциала Пр.р.23. Составление обобщеннойсхемы глобальных и региональных проблем человечества Учебник, с. 170-173
67 Резерв 68 Резерв Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для ученика:
Учебник «География. Земля и люди» для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – М.: Просвещение, 2014. – (Сферы)
Кузнецов А.П. География. Земля и люди: 7 класс: Атлас. – М.: Просвещение, 2014. – (Сферы)
Для учителя:
География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под ред. В.П. Дронова. – М.: Просвещение, 2009. – (Сферы)
География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9 кл./ под общ. ред. В.П. Дронова. – М.: Просвещение, 2008. – (Сферы)
Ссылки в сети интернет
Архив номеров журнала «Наука и жизнь» (http://nkj.ru/archive)
Архив номеров журнала (http://www.national-geographic.ru/ngm/archives)
Архив погоды (http://meteo.infospace.ru/win/wcarch/html/r_index.sht)
Географический каталог фото пейзажей (http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html)
Географический справочник «Страны мира» (http://geo.historic.ru)
Гидрометцентр России (http://www.meteoinfo.ru)
Фактические данные (http://www.meteoinfo.ru/pogoda)
Климат (http://www.meteoinfo.ru/climate)
Моря и океаны (http://www.meteoinfo.ru/ocean)
Погода и климат (http://atlantida.agava.ru/weather/index.php376)
Энциклопедия «Вокруг света» (http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia)
Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru)
Народы мира. Народы Африки, Азии, Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании (http://www.etnolog.ru)
Список объектов (http://heritage.unesco.ru/index.php?id=30&L=9)
Всемирное наследие — Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
Яндекс. Словари (http://slovari.yandex.ru)
Словарь происхождения географических названий из курса географии материков и океанов, 7-й класс (http://festival.lseptember.ru/articles/503809)
Итоговая работа по географии в конце учебного курса.
I вариант
Первый уровень (анализ). За каждое правильно выполненное задание – 1 балл
Выберите правильно утверждение.
1. Основными формами рельефа Земли являются:
А) Горы и равнины
Б) Низменности, плоскогорья и возвышенности.
В) Высокие и низкие горы.

2. К частям света относятся:
А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия
Б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка
В) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида

3. Антарктиду открыли:
А) Шмидт С.А., Ф. Магеллан,
Б) Р. Амундсен, Пржевальский Ф.Ф.
В) Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев
Второй уровень (анализ). – 2 балла
4. Определите, что за объекты написаны в тексте задания и соотнесите их с материками.
Текст задания Варианты ответа
Эль -Абьяд,
Игольный,
Альмади,
Рас-Хафун а) Австралии
б) Антарктиды
 в) Африки
г) Южной Америки

Третий уровень (сравнение). - 2 балла
5. Сравните физико-географическое положение двух материков Южной Америки и Африки по отношению к экватору. Что общего и в чем различия? Ответ оформите в виде таблице.
Четвертый уровень (логика, элементы эвристики, умение использовать опорные знания в новой учебной ситуации). – 3 балла
6. Верно ли утверждение, что коренные жители Северной Америки относятся к расе
« американские индейцы»? Обоснуйте свою точку зрения.
II вариант
Первый уровень (анализ). За каждое правильно выполненное задание – 1 балл
Выберите правильно утверждение.
1. К равнинным формам рельефа Земли относятся:
А) горы и равнины
Б) низменности, плоскогорья и возвышенности.
В) высокие и низкие горы.

2. К материкам земного шара относятся:
А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.
Б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.
В) Европа ,Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

3. Первое кругосветное плавание совершил:
А) Ф. Магеллан,
Б) Пржевальский Ф.Ф.
В) М. Лазарев

Второй уровень (анализ). – 2 балла
4. Определите, что за объекты написаны в тексте задания и соотнесите их с материками
Текст задания Варианты ответа
Рока,
Челюскин,
Пиай,
Дежнева а) Австралии       
б) Антарктиды       
 в) Евразии       
г) Южной Америки
Третий уровень (сравнение). - 2 балла
5. Сравните физико-географическое положение двух материков Южной Америки и Африки по отношению к океанам. Что общего и в чем различия? Ответ оформите в виде таблице.
Четвертый уровень (логика, элементы эвристики, умение использовать опорные знания в новой учебной ситуации). – 3 балла
6. Объясните, почему Евразия имеет крупнейшую в мире область внутреннего стока?
Итого: 10 баллов
9, 10 баллов – 5
7,8 баллов – 4
4-6 баллов – 3
0-3 баллов – 2
Ключ для проверки
Задания I вариант II вариант
1 А Б
2 А Б
3 В А
4 крайние точки материка, Вкрайние точки материка, В5 ФГП материка к экватору
Южн. Америка Африка
большая часть материка расположена в Южном полушарии Экватор пересекает материк почти посередине
Общее: оба материка пересекает экватор
ФГП материка к океанам
Южн. Америка Африка
на востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим на западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским
Общее: оба материка омываются Атлантическим океаном
6 Утверждение верное – название «американские индейцы» появилось в результате ошибки Колумба, который был убежден, что достиг Индии. Коренное население С.А. – индейцы, эскимосы и алеуты. Это объясняется засушливым климатом его внутренних частей и котловинным строением рельефа.
Планируемые результаты изучения учебного предмера
В процессе обучения ученик научится понимать и объяснять:
основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы;различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов;
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Ученик получит возможность научиться
выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на различных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе разнообразных источников географической информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
свободного чтения карт различного содержания;
оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;
проведения поиска географической информации из различных источников.