Классный час Мы в ответе за свои поступки

«Гораздо лучше предупреждать
преступления, нежели их наказывать»
Екатерина Великая
Классный час «Мы в ответе за свои поступки» ( слайд1)
Цель классного часа:
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: книги, раздаточный материал, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.
Ход классного часа:
1. Организационный момент:
Здравствуйте! Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Учитель: Как видите в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
Что же они символизируют?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить. Первая нить прямая и ровная, значит и наша жизнь протекает легко и гладко, а вот другая-с её заворотами и узелками может привести к тяжелым последствиям в жизни. Николай Константинович Рерих говорил: «Спросят , как перейти жизнь, отвечайте: как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно». ( слайд2)
А также вам хорошо известна такая пословица “от сумы и от тюрьмы не зарекайся ”. Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами.(слайд3) А может быть, как говорил Лев Николаевич Толстой ( слайд4):
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
«Не знал», «Не думал», «Не хотел...», – этот лепет часто потом приходится слышать. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.  Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
3. Основная часть:
А сейчас я расскажу вам сказку. ( слайд5)
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. ( слайд6)
В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
(- Жители стали жить по законам.)
(- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!)
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
А что же всё таки такое закон?
(Дети отвечают, а потом ( слайд7)) ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
(Дети отвечают) Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. ( слайд8) (Демонстрация книги.)
В школе наши права и обязанности описаны в «Уставе» (показать книгу)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».(показать книги)
Конкурс 1 (слайд9)
За каждый правильный ответ ставится 1 балл, а если всё правильно и быстро 3,2,1 дополнительно.
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права и поговорим о наших обязанностях
На доске есть таблички «Права» и «Обязанности», а на столе у учителя карточки. Среди всех утверждений выберите права и обязанности, и распределите таблички на доске.
1 группа
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
2 группа
Права
Получить фамилию, имя, отчество
Выражать собственное мнение
Обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства
Общаться с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно
Обязанности
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
3 группа
Права
Распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами
Свободно выезжать, за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться
Участвовать в мирных собраниях, демонстрациях;
Получать материальное содержание от своих родителей и других членов семьи
Обязанности:
лица, не достигшие совершеннолетия, не могут носить оружие
принимать заботу и внимание родителей

Среди карточек с утверждениями остались следующие: Исключение из школы,
Возмещение причиненного вреда, Направление комиссией По Делам Несовершеннолетних (ПДН) в специальные учреждения.

Прочитайте, что осталось? Каким общим понятием можно объединить эти утверждения (осталась ответственность).(повесить на доске) . Но об этом поговорим чуть позже.
Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои  действия, поступки, быть ответственным за них.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:
Конкурс 2(слайд10)
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
(Одинаковые карточки раздать всем трём группам. Кто быстрее и правильно сделает-3 балла, потом-2 б, и последнему -1б. В итоге первые вывешивают карточки на доску)
Соотнести термины с их определениями.
(Проступок )– это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
(Правонарушение) – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
(Преступление) – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Конкурс 3(слайд 11)
Рассмотрим несколько ситуаций. За каждый правильный ответ-1 балл, ответ даёт та команда, кто быстрее поднимет руку.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Он находится в вестибюле школы).
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
(слайд12)
Существует 4 вида юридической ответственности:
1)уголовная ответственность– ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
2)административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3)дисциплинарная ответственность– это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4)гражданско-правовая регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Конкурс 4(слайд13)
(Для всех групп одинаковые карточки. За каждый правильный ответ -1 балл )
Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. +
2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. +
3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. +
5. Подростки курили в школьном туалете.
6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. +
7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. +
8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Теперь дадим время орбитру подвести предварительные итоги соревнования.
А мы тем временем посмотрим ситуации, которые могут с вами случиться в повседневной жизни и рассмотрим какие наказания предусмотрены законом.
игра «Судья»  
Ложный звонок
(слайд-видео) Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья – ученик  зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людейнаказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
(слайд-видео) Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Судья – ученик  зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик
- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере
расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
(слайд-видео) Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукатища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик  зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу  А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты  Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней»
(слайд-видео) Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься -убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья – ученик  зачитывает: Статья  119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
(слайд-видео) Ситуация 5:  Две девочки  в классе   ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама Гадина!!!
Судья – ученик  зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
(слайд-видео)Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Судья – ученик  зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.
- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания  наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.  
(слайд) К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

· штраф;

· лишение права заниматься определенной деятельностью;

· обязательные работы;

· исправительные работы;

· арест;

· лишение свободы на определенный срок.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Продолжаем наше соревнование
Конкурс 5
Обучающиеся вынимают себе карточку из всех заданий. Дети совещаются минуту и дают ответ на вопрос, поставленный в задании.
Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
(Ответ: гражданско – правовая ответственность)
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
(административная ответственность, наказание определяется в соответствии с  законом № 1539)
№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
(уголовная ответственность, наступает с 14 лет)
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
(Административный кодекс: административная ответственность).
№5.Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, оставила деньги и попросила дочь сходить после школы за хлебом. Вернувшись домой поздно вечером она обнаружила, что хлеба нет. Наташа объяснила, что весь день делала уроки. Какое правонарушение совершила Наташа и можно ли ее поведение признать виновным?
(Наташу нельзя ни в чём обвинить. Её можно только упрекнуть что она не сходила за хлебом. Хотя то что она делала весь день уроки не является оправданием. Вот если бы выяснилось что Наташа присвоила себе деньги на хлеб, то тогда это уже преступление – кража денег.)
№6.В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложения, сначала попросил напиравших на него людей «быть полегче», а потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли. Как можно оценить поведение этого молодого человека? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответственности можно к нему применить?
(Парню грозит максимум административная ответственность(моральный или даже материальный) за хулиганство в общественных местах)

№7.На экзамене учительница заметила, что один из ее учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу поставлена «двойка»..Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится поведение виновного?
(Действия преподавателя полностью правомерны. А ученик понёс справедливое наказание, т.к. списывать на экзаменах запрещено и некоторые на это закрывают глаза. Тем более что учитель поймал его с поличным.)
№8.Одинадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь разобраться, нечаянно сломали. Какое правонарушение они совершили и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?
(Ребята по закону могут быть привлечены к административной ответственности за порчу чужого имущества по причине не осторожного обращения, за незаконное проникновение в комнату без ведома потерпевшего и за пользование аппаратуры без его разрешения , если потерпевшая сторона подаст в суд)

№9.При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет 14-ти, сидевшую под деревом. Они курили, передавая самокрутку по очереди. Их вид не оставлял сомнений, что они были в состоянии наркотического опьянения. В нормальном состоянии был только один из них, самый старший, по виду лет 16-ти.на вопрос милиционера, чем они занимаются, ответили, кивнув на старшего, сразу несколько ребят: «Это нас Колька угощает!». Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае его совершил? Какое наказание может за это последовать? Ознакомьтесь со ст.228-230 УК РФ.
(Николай должен быть привлечён к административному наказанию за вовлечение малолетних лиц к пристрастию к наркотическим вещам, как лицо несовершеннолетнее, но полностью дееспособное. Также за несовершеннолетних детей будут наказаны их родители, вплоть до лишения родительских прав)
Конкурс 6. Разгадайте кроссворд.(слайд)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4. Рефлексия.(слайд)
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? Учащиеся выскажут своё мнение, используя «дерево мнений». Нарисовать дерево без листьев. На этом дереве дети по очереди поместят отпечатком своего пальца «листочки» одним из цветов (красный, зелёный, жёлтый).
(слайд) Зелёный лист- я выбираю законопослушное поведение
Жёлтый лист – я задумаюсь
Красный лист – я останусь при своём мнении.
(потребуются краски и стаканчик с водой)
5. Памятка школьнику «Как не допустить правонарушений» (слайд)
1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).
3. Не общайся с сомнительными компаниями.
4. Если, что-то произошло обязательно расскажи взрослым.
5. Помни, что за все твои поступки будет ответственность.

Закончить я хочу словами крупнейшего французского философа – просветителя 18 века Франсуа-Мари Аруэ Вольтера « Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не к чему»