Конспект урока ОРКСЭ на тему Добро и зло 4 класс


Конспект урока по предмету
«Основам православной культуры и светской этики»
4 класс
Тема: Добро и зло
Цель: пробудить у детей желание совершать хорошие поступки.
Задачи:
Образовательные: ознакомить с понятием «добро» и что входит в понятие добра; с понятием «зло» и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать мышление, способности к умозаключению и выводам; развивать устную речь, внимание и память.
Воспитательные: продолжать воспитание нравственного, к изучению предмета; работать над самооценкой учащихся; воспитывать культуру речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемно - поисковый; продуктивный,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, плакат, краски и кисти, пластилин, карточки с пословицами, индивидуальные листы для работы учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Введение в тему урока. (Беседа)
- Сегодня у нас с вами необычный урок. И начать бы мне его хотелось со сказки. Садитесь и удобно и слушайте внимательно.
(Звучит красивая музыка, на доске плакат, учитель рассказывает сказку, одновременно рисуя)
Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.
Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляю после себя выжженную, опустошенную землю и пустые умершие души.
- Да что же это такое? – сокрушалось Добро, - Строишь, строишь, а придет Зло – и все разрушит!
Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.
А зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?
И пойдет себе дальше. Добро глядь на свое плечо, а там кровавая рана – Зло прихватило с собой кусок.
Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?
А Зло сладенько так поет:
-Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.
А Добро доброе, возьми, да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь – и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет к себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может – сама ведь в дом впустила.
Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.
- Чего тебе? – спросило Добро.
- Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно хочется.
- Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, - ответило Добро и не открыло дверь.
Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие – Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.
И стала кругом выжженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.
Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.
И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.
Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:
-Добренькое, как же я рада, что ты живенькое - здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.
Но закрыло Добро все окошки и двери, и даже не ответило Злу.
Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.
Постановка тему и цели урока.
- Итак, какие выводы мы можем сделать, послушав сказку?
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Как будет звучать тема нашего урока?
- Правильно, тема урока «Добро и Зло».
-А как вы думаете, зачем нам нужно говорить об этой теме?
(чтобы побудить в себе желание совершать добрые поступки, быть позитивными)
Работа над новым материалом.
- Большинство живущих на земле людей не задается мыслью, что есть “добро”. В чем оно “добро”? Кому добро? От кого добро?
- Как бы вы смогли ответить на эти вопросы? (ответы детей)
- Какого же человека можно назвать добрым?
Работа со словарём С.И. Ожегова
Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д - обозначала “добро”. Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы постигнуть значение слова “добро”.
“Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.
Вывод о понятии “добро” (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)
- А что есть зло? (ответы детей)
Зло - это нечто противоположное добру, дурное, плохое, например: беда, зависть... (дети продолжают по цепочке)Работа со словарём С.И. Ожегова
“Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.
Вывод о понятии “зло” (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)
-А давайте прочитаем в учебнике на странице 12- 13 о том, что такое добро и что такое зло.
- Ребята, а как вы думаете, человек это добро или зло?
(ответы детей)
- А давайте с вами сегодня вспомним притчу о двух волках, которую я вам уже рассказывала.
- Какой мы сделаем вывод посмотрев это видео?
-Ребята, а давайте проанализируем сегодняшний день. Ведь каждый день мы с вами проживаем и совершаем какие-то поступки: хорошие или плохие. Они всегда остаются в наших сердцах. Давайте мы с вами возьмем сердечки, разделим их на две части. В одной части вы напишете хорошие поступки, а в другой – плохие.
- Что получилось? Какая часть заполнена больше? Плохую можно закрасить или стереть!
- Ребята, а еще я бы хотела вам рассказать небольшую историю:
Как-то повстречались сердце и душа. И сказало сердце: "Как ты хороша!" А душа, смутившись, сердцу отвечает: "Тошно мне дружочек… Каждый залезает… Кто-то плюнуть хочет, кто-то потерзать, кто-то продать чёрту, кто-то просто взять… Я обид всех этих не могу забыть… Много мне не надо… Мне б как ты… ЛЮБИТЬ!!!
-У вас на столах есть кусочки пластилина, возьмите их в руки и представьте, что это душа! Когда совершаем поступки по отношению к другим людям (обижаем, оскорбляем) то мы оставляем на душе рану. Сделайте рану на пластилине и посмотрите что произойдет. Исчезла ли рана?
- Правильно, нет. Как бы мы не просили прощения, наши обиды уже оставили свой след в душе человека.
5. Физкультминутка
Звучит релаксирующая музыка «Ручей»
И так, мы с вами посеяли зернышко доброй мысли.
Представьте, что вы маленькие зернышки, вы глубоко в земле (дети сидят на корточках, голову наклонив к коленям) А сейчас мы начнем расти: медленно, но  уверенно. Один - медленно выпрямляем ноги, 2 –постепенно выпрямляем позвоночник, 3-поднимаем руки вверх, смотрим вверх. Мы красивые стройные деревья наши листики тянутся к ласковому солнышку. И вдруг подул сильный ветер. Он раскачивает стволы деревьев:
Назад, вперед, вправо, влево, но крепко мы держимся корнями за землю. Ветер не смог сломить красивые стройные деревья.
6. Закрепление изученного материала.
-Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.
- В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.
Работа с пословицами
1) С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
Пословицы недаром появляются.Без них прожить никак нельзя,Они - великие помощницыИ в жизни - верные друзья.Порой они нас наставляют,Советы мудрые дают,Порой чему-то научаютИ от беды нас берегут.
- Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?
Игра “Составь пословицу”
(каждый учащийся на карточке стрелками соединяет начало пословицы с её концом)
Кто любит добрые дела, будешь и сам без беды.
Делай другим добро – тому и жизнь мила.
Доброе слово человеку, на добрые дела.
Жизнь дана а злое калечит.
Доброе слово лечит, что дождь в засуху
Добро помни, а пожнёшь.
Что посеешь, то и зло забывай.
За добро добра не делает никому.
Худо тому, кто добром платим.
- Какая пословица понравилась больше других?
- Как вы понимаете её смысл?
7. Итог
1) Вопросы
- Какова была тема нашего урока?
– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?
– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
2) Рефлексия деятельности на уроке
- Ребята, а знаете ли вы, Мир – это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь – и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним – и он станет вашим весёлым, милым товарищем.
Встаньте, ребята, повернитесь лицом к своему соседу . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.  
  - Наш урок я хотела бы закончить тем, что мы все вместе спели известную песню «Дорога добра»