Конспект урока по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур на тему Добро и зло


Урок ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»)
4 класс
Тема урока: Добро и зло
Цели: проследить различия трактовки возникновения добра и зла в разных религиях;систематизировать знания о добре и зле; развивать понятие добродетели; научить различать добрые и злые поступки.
Предметные результаты: совершенствуют понятие добра и зла на примерах литературы и живописи.
УУД:
Регулятивные:предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю и одноклассникам.
Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности
Оборудование: карточки к игре «Добрые профессии», иллюстрация с изображением поляны, кружочки, шаблоны цветов.Ход урока1. Организация деятельности учащихся
1.1. Настрой учащихся на урокРебята, сегодня у нас необычный урок. Давайте дружно скажем:
Мы - дружные!Мы - внимательные!Мы - старательные!Мы - отлично учимся,Все у нас получится.2. Целеполагание и мотивация Сегодня у нас необычный урок и очень интересная, серьёзная тема, а чтобы узнать, её вам необходимо отгадать кроссворд. Я вам буду задавать вам вопросы, а вы поднимая руки будете отвечать.

Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
Пожелание добра.
Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
Близкие отношения, основанные на доверии.
Ребята, какое ключевое слово получилось? Верно, сегодня наш разговор пойдет об одном из чудеснейших человеческих качеств – доброте.Мы с вами будем учиться быть добрыми.
3. Изучение нового материала
-Прочитайте записанные на доске слова знаменитого русского историка В.О. Ключевского. Они будут эпиграфом к нашему уроку: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,а тот, кто не умеет делать зла».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
-Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
- Добро и зло всегда существовали на Земле?
-Чего больше в мире добра или зла?
Рассказ учителя о происхождении добра и зла в разных религиях, у разных народов.
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле.Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.
В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги.Древние греки считали, что на Земле существовало добро, а зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик ( ларец ) , в котором находилось зло.
Библия ( иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создад рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было.Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле.Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась.Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным.
В мусульманстве считается, что добро и зло существует по воле Аллаха.Он четко указал людям в Коране , что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.
В буддизме зло- это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.
Работа с понятиями добро и зло.
Давайте запишем определения понятиям добро и зло.
Запись в тетради определений добра и зла.
Добро- это нравственная ценность , которая относится к человеческой деятельности,образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – противоположность добра, это то , что мораль стремиться устранить.
Рассказ с элементами беседы.
- Какой должен быть добрый человек?
Добрый человек – это прежде всего человек гуманный. А гуманность – это человечность, уважение к людям, к человеческому достоинству. Гуманность – это стремление человека делать добро всем окружающим. Вот и выходит , что добрый – это тот , кто делает добро.
- А что значит делать добро? Как вы это понимаете?
- Какие поступки принято называть добрыми?
- Как вы понимаете такое высказывание : « У человека с добрым сердцем светлая душа»?
Получается, чтобы иметь светлую душу , надо делать хорошее, доброе, нести людям свет.
А сейчас послушайте болгарскую легенду «Зеркало святого Христофора» и подумаем , чему она нас учит.
Смолоду Христофор всем сердцем ненавидел зло, и душа его была непримерима. Его выводили из себя любые проявления человеческого греха, плохие поступки людей, лень, ложь,ненасытность. Все это огорчало его сердце, и он уже не мог терпеть то зло, которое окружало его со всех сторон.
Сам Христофор был наделен Богом огромной силой. Он мог устоять перед любым искушением : твердый , как камень, сильный , как лев, могучий, как дуб.Он готов был одним ударом победить дух Зла. Сжав кулаки, с утра до вечера ходил Христофор городом, который очень любил.В его глазах горело желание задушить любое зло еще в самом зародыше.Работы у него было много, потому что в душах людей , будто змея , каждый день рождалось новое зло и несло новые беды.
В то время законом на Земле была сила, поэтому Христофор и действовал своей силой. Он был огромного роста,когда шел- земля дрожала под его ногами. Его рука дрожала,когда он наказывал хитрого продавца, который обвешивал людей, преступника, насмешника, завистника... Его привычкой стало убивать, ломать все в порыве злости. Душа Христофора постепенно темнела, а лицо становилось хмурым,глаза сузились и налились кровью, брови надвинулись, рот искривился.Христофор потерял божественную красоту и стал похож на бешеного пса.

Дети, которых он считал безгрешными и которые раньше его любили, теперь убегали от него и дразнились вслед.А женщины , которые всегда любовались ним, дали Христофору страшное прозвище «Псоголовый».
Христофор еще больше рассердился на все зло и дал обещание задушить само воплощение Зла.Он хотел проклясть его,но из рта вырывался только собачий лай.
И тогда Христофор покинул родной город ( так как он хотел защитить его от злых сил!) и пошел по миру.
Христофор сильно мучился – он знал, что у него собачье лицо, выходит , и душа у него собачья, он бы никогда не превратился в чудовище. С горькими мыслями забрел он на далекий остров. Посреди острова протекала огромная , быстрая, мутная река, которую невозможно было ни перейти, ни переплыть. На одном берегу реки росла густая пшеница, а на другом паслись отары овец, но люди, которые жили по берегам этой реки , страдали от того, что не могли обмениваться подарками.Вот тут и поселился Псоголовый.Его душа страдала.Христофор решил помочь жителям острова и стал переносить с одного берега на другой хлеб и мясо.За это люди его кормили.Со временем он стал переносить с берега на берег и людей, чтобы они могли общаться друг с другом.Христофору это было совсем не трудно, ведь он легко пересекал бурные потоки мутной реки.Но и тут Христофор продолжал бороться с нечестными людьми, которые жили со злом в душе.Он сбрасывал их в воду реки,как гнилые плоды.А когда наступала ночь,Христофор обращался к Богу:
-Господи, я хотел, чтобы моя душа была чистой и прозрачной, как сама правда, как истина, которую ты завещал.За что ж ты сделал мое лицо таким страшным, как то зло, которое нас окружает?
Один раз на берег реки пришел путешественник и попросил Псоголового перенести его.Он сказал, что за ним гонется дух Зла.У прохожего не было ничего, чем бы он мог расплатится за переправу,поэтому он дал Христофору маленькое зеркальце и сказал, что Псоголовый будет видеть в нем свое собачье лицо до тех пор, пока не сделает подвиг, которым будет доволен Бог.Псоголовый перенес путешественника, и когда тот пошел по бескрайнему полю, над его головой светился ореол.Тогда Псоголовый понял, что перенес самого Бога.В душе его что-то пошевелилось, потеплело.Он посмотрел в зеркальце, но на него смотрела собачья морда, которая стала еще злее и страшнее.
Псоголовый потерял надежду.Ему казалось,что ум его помутнел,что он уже не может отличить зло от добра. Тогда он постарался успокоить бунт в своей душе и начал смотреть на все по - другому, не разделяя зло и добро.
И вот один раз к нему подошел человек с очень страшным ,рассерженным ,перекошенным от злости лицом,с глазами , налитыми кровью.Христофор сразу догадался, кто это. Он не раз представлял себе эту встречу.Это был никто иной , как сам дух Зла- самое большое зло на Земле,от которого он мечтал освободить все человечество.Христофор решил сразу же убить злодея.Он поднял свою сильную руку, но тот насмешливо попросил:
-Перенеси меня на другой берег реки, ты же сильный ! Этим ты спасешь тех жителей , у которых уже нет недостатков, и добру уже нечем кормиться!
Эти слова заставили Псоголового быть снисходительным и рассудительным.Он посадил злодея себе на плечи и почувствовал такую тяжесть,что у него подогнулись ноги, и он еле держался на ногах.Но свой страшный груз все же понес.Христофор хорошо понимал, что несет на своих плечах того, который сам является воплощением самого страшного зла.Несколько раз он останавливался, чтобы сбросить зло в реку, но не сделал этого.Едва Христофор достиг берега, как сбросил с плеч неприятный груз. А злодей с невиданной легкостью подскочил , пожал руку Псоголовому и пошел своей дорогой, по которой шел недавно Господь, идет темный и рогатый силуэт духа Зла.
Христофор протянул руки к небу и выкрикнул:
-Господи, теперь мое лицо страшнее морды собаки.Содрагаясь всем телом, Христофор достал зеркальце и поднес его к глазам...На него смотрело прекрасное лицо человека с ясными и добрыми глазами.И первая мысль , что промелькнула в его просветленной человечьей голове, была такой: «Я очистился потому, что сделал добро самому злу!»
Беседа
-Чему учит нас эта легенда?
-Да, делать добро легко и просто, а сделать добро злому- очень трудно.
-Вспомните начало легенды.Чем наделил Бог святого Христофора ?
-Куда святой растрачивал свою силу?
-К чему привела его такая борьба со злом?
- Можно ли назвать Христофора добрым?
--Но он же искоренял зло?
- Какой подвиг нужно было сделать Христофору, чтобы вернуть себе человеческий вид?
-Что сделал Христофор? И почему это дело признали подвигом?
- К чему призывает нас эта легенда?
-Почему нельзя злом отвечать на злое?
Люди на протяжении веков встречались со злом.И научились отличать доброго человека от злого. У доброго человека особенное лицо,ясные , лучистые глаза, светлая улыбка.Лицо злого человека искажено злостью. У него тусклые глаза, жестокий неприветный взгляд. Зло порождает в душе человека делать плохое. Учитесь быть милосердными,гуманными людьми, которые умеют владеть собой, и тогда зло никогда не сможет перебороть вас. С достоинством несите свое человеческое лицо и не дайте себе претвориться в чудовище, от которого вы сами будете страдать.
Подумайте над словами мудреца: «Спеши к доброму делу, хотя и незначительному, и беги от всякого греха; ибо одно доброе дело влечет за собою другое, а один грех порождает другой: награда добродетели – добродетель, наказание порока – порок.» ( Талмуд).
4. Закрепление и осмысление знаний
Словесное рисование.
-Попробуйте нарисовать словесный портрет Добра и Зла.
-Какие черты характера свойственны злому человеку? А доброму?
5. Обобщение и систематизация знаний
Игра «Фея доброты»
Ученики становятся в круг и вытягивают перед собой руки. Учитель незаметно вкладывает в ладошки одного из учеников колечко и громко говорит: «Кто сегодня всех добрей, выходи сюда скорей!». Тот, у кого колечко, выбегает в центр круга и становится Феей доброты.
Фея доброты дотрагивается к какому-нибудь из учеников колечком и рассказывает о нем что-то доброе. Тот, к кому дотронулась фея, говорит доброе о своем соседе, который, в свою очередь, говорит что-то доброе следующему по кругу и т. д.
Игра «Добрые профессии»
Ученики играют парами.
Каждая пара вытягивает карточку с названием той или иной профессии.
Если на карточке написана профессия повара, ученики представляют себя добрыми поварами и придумывают рецепт доброго пирога.
«Врачи» составляют рецепт от злости, «Строители» - строят дом доброты с окнами на солнечную южную сторону и т.д.
Побеждает пара, которая придумывает самый интересный способ сделать людей добрее.
Игра «Добрые волшебники»
Все ученики – добрые волшебники.
Каждый должен подарить людям какой – нибудь добрый подарок.
Дети рисуют свои добрые подарки, а потом по рисункам один другого угадывают, какие добрые подарки принесли людям волшебники. Этими рисунками оформляется стенд добрые подарки.
6. Итоги урока
Беседа
– С чем познакомились сегодня на уроке?
- Что такое добро? Что такое зло?
- Чему учит пословица: «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости»?
- Как вы считаете, какой человек сильнее и мудрее – добрый или злой?
Вывод:
Сильный человек никогда не будет мстить, отвечать злостью на злость, потому что «месть это наслаждение души мелкой и низкой» (Ювенал).
Так давайте расти сильными и мудрыми, чтобы добро увеличивалось на Земле, а зло, хитрость, неправда уменьшались.
Домашнее задание
Подготовить рассказ на тему «Как возникло добро и зло».
Рефлексия «Поляна настроения»Ребята, посмотрите это моя поляна настроения. У вас на партах синие и красные цветочки, кому было интересно, весело наклейте красные цветочки, у кого настроение плохое и было совсем не интересно, наклейте синие цветочки. (дети подходят к нарисованной полянке и наклеивают цветы по настроению).