Конспект классного часа на тему Добро и зло


Открытый классный час в 4 классе " Добро и зло "
Цели:
1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;
3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Предварительная подготовка: подборка материалов из газет, книг о добрых поступках, пословицы о добре, изготовление цветов из цветной бумаги, дерево добра с записками о совершении ими доброго дела, заучивание стихотворений о добре и добрых делах…
Оборудование:  презентация к классному часу,  3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла, заготовка лица-солнышка,  карточки с человеческими качествами, дерево «доброты»,  буклеты и цветы – герберы, выполненные из бумаги для гостей.
Задачи:-формировать в сознании детей понятие «доброта»;-развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;-расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;-пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Ход классного часа:
Организационный момент.
-Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь
Очень мило улыбнитесь
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
Вступительное слово
-Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важных качествах .-А каких, попробуйте догадаться посмотрев на экран. (слайд1)
-Что объединяет эти картинки?
Я вам дам ещё одну подсказку.(слайд 2)
-Какая общая тема объединяет картинки из сказок?
-Посмотрите. Знакомы герои?
-Правильно тема нашего классного часа «Добро и зло» (слайд 3)
-Ребята ,какие сказки вы вспомните ,где встречается тема добра и зла? (ответы детей)
Вспомните пожалуйста ,героев ,которые имеют положительные качества.
-а каких героев мы можем назвать отрицательными.
Игра «Герои сказок» (если положительный герой то мы хлопаем ,если отрицательный то мы топаем) (показ на слайде различных героевсказок) (слайд 4-5)
-Я вижу вы разбираетесь где добро ,а где зло.
-Ребята ,добро и зло –это особые слова. Давайте попробуем разобраться, а что они означают.
-Над этим вопросом люди размышляют на протяжении всей жизни.
-Я принесла с собой словарь русского языка С.И.Ожегова. В нём мы попробуем отыскать ответ на 1 вопрос : Что такое добро? (работа со словарём)
(слайд 6-добро –это…)
-Обратите внимание ,что слово добро имеет 2 значения (значит оно ?.....многозначное)
-Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе мы обратимся к ребятам 4 класса и послушаем их выступления. Они проводили мини исследования по теме «Что такое доброта?
1 Дарина Фомина
» Слово «доброта определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим».
У слова «доброта» есть много родственных слов: 
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
-Существует много цитат сказанных известными людьми о добре.
О них мы узнаем от Саши Банникова.(слайды7-10)
-А сколько стихов написано о доброте.
Некоторые из них зачитает Диана Кузнецова.Учитель:   В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:А-аз    Ж-живёте       Б-буки    3 - земля       В-веди    Л-люди       Г - глагол    М - мыслите     Д - добро             П - покой   Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся. В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.Ребята работают  в группахСоедините половинки пословиц о доброте.
Доброе дело добром вернётся.Жизнь дана на -    добрые дела.       Не одежда красит человека,    а его добрые дела. (Не только слова, но и дела должны быть красивыми) 
  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Без добрых дел нет доброго   имени.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.Доброе слово лечит, а злое калечит 
1 группа:        Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго     имени?2 группа:         Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека,   а его добрые дела»?3 группа:      Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»Учитель:  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Катя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  помочь мне.   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Матвей будет говорить Кате что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.(Ученик называет обидные слова, учитель загибает края куклы)Учитель:   Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?-  Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.(Дети по очереди называют слова)- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, как и у нашего солнышка. (на доске) А теперь давайте на лучики прикрепим качества доброго человека.
Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. И прикрепите на лучики.
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
ласковый
бескорыстный
внимательный
жадный
крикливыйУчитель:  А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя сигнальные карточки. Красный цвет будет обозначать ответ «да», синий - «нет».Можно ли назвать добрым человека, который:•   делает что-то полезное для людей;•   делает домашнее задание за кого-то;•   ждёт, когда его позовут на помощь;•   переводит старушку через дорогу;•   накормит бездомного котёнка;•   заберёт обратно подаренную вещь;
-Ну ,а сейчас кто мне назовёт антоним слова добро?
-Давайте уточним в словаре что же такое зло?(слайд11)
- Откуда берётся зло? (ответы )-К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
-А сейчас посмотрите на экран и скажите какое отношение к нашей теме имеют эти животные.
-Для того , чтобы лучше понять это , послушайте притчу «О двух волках» (слайд 12)
-Как вы поняли смысл этой притчи?
-Как можно объяснить слова старика:
«Побеждает тот волк ,которого ты кормишь?»
-Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает какой ему волк ближе.
-Кто попытается привести примеры поступков, которые может совершить злой человек?(когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель.
Могут нанести рану природе: сломать ветку, поймать бабочку и оторвать у неё крылышки, разорить птичье гнездо, разрушить муравейник, убить лягушку, ящерицу и других братьев наших меньших)       Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должнынаучиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом. Своё дерево доброты мы уже сделали.
В нашем классе проходила акция «Спешите делать добро» В течение недели мы старались сделать как можно больше добрых дел.
Помогали бабушкам перейти дорогу, соседке поднести сумку, придерживали дверь в подъезде, помогали малышам на детской площадке сесть на качели, уступали место в транспорте, помогали молодым мамам вынести коляску, кормили бездомных кошек и собак, птиц в парке, делали кормушки, помогали дома маме, папе, бабушке, дедушке.
-Я просила приготовить каждого из вас листочки на которых просила написать добрые дела которые вы совершили.
А еще мне хотелось бы напомнить вам ,что 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки и герберы.
Мы тоже приготовили для наших учителей цветы.
Но перед тем как вы их подарите, давайте вспомним одного сказочного героя который говорил : « Ребята, давайте жить дружно!» Ведь только у доброго человека может быть много друзей.(слайд13)
Давайте встанем и споём с нашими гостями песню кота Леопольда.(после дарим цветы на них правила дружбы)
А теперь давайте посмотрим на доску. Замечательная картина получается. Солнце, дерево, не хватает цветов. Давайте мы это исправим. Если вы были активны сегодня на классном часе, если беседа, которую мы провели сегодня, оказалась для вас полезной и поучительной, то прикрепите на доску оранжевый цветок. Если вы на занятии были пассивны, и вопросы, которые мы затронули в ходе классного часа, оказались для вас не достаточно понятными, то прикрепите на доску белый цветок.
На уроках окружающего мира, чтения мы будем возвращаться к этому вопросу, чтобы совершаемых вами добрых дел становилось с каждым днём всё больше и больше.
Учитель:  Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.Наш классный час окончен. Всем спасибо.