Рабочая программа по ОРКи СЭ для 4 класса


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа посёлка Демьянка»
Рабочая программа«Начальная школа XXI века»ОРКиСЭМодуль: «Основы светской этики»4 класс
Программу составила:
Плотникова Любовь Михайловна,
учитель начальных классов
2014-2015 учебный год
Учебно-методический комплект
«Начальная школа XXI века». ОРКиСЭ. Модуль «Основы светской этики». 4 класс
№ п/п Наименование дисциплин, входящих в заявленную учебную программу Уровень изучения Вид учебной программы Используемые учебники Учебно-методические пособия Соответствие УМК учебному стандарту
1 2 3 4 5 6 7
1 ОРКиСЭ Модуль «Основы светской этики» базовый государственная Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011 полное
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль « Основы светской этики» (4 класс) построена и реализуется на основе следующих документов:
1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации « Об Образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357). Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих программы начального общего образования в 2014-2015 учебном году.
4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС
5. Образовательная программа МАОУ «СОШ п. Демьянка»
6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ
Учебный план МАОУ «СОШ п. Демьянка» на 2014-2015учебный год.
Модуль «Основы светской этики» по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и программы к модулю курса.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают нравственное воспитание школьников, духовное развитие детей, развитие толерантности и уважения к другим культурам, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству у подрастающего поколения, что подразумевает изучение особенностей национальных культур, социальных явлений и традиций, культуроведческих основ.
В связи с этим актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящий школьников с основами различных мировоззрений, и опирающийся на нравственные и духовные ценности и традиции, а также гуманизм.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
* знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
* развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
* обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
* формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКиСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКиСЭВ основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКиСЭ заложены базовые национальные ценности: социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта один учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа
Результаты освоения курса «Основы светской этики»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
* формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
* формирование семейных ценностей;
* становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
* формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии, народов, культур и религий;
* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
* развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
* готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
* понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
* формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в российской культуре;
* становление внутренней установке личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
* осознание ценности человеческой жизни
Метапредметные результаты
* освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку события;
* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных. Культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;* умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен:
* приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
* получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия.
Содержание курса
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения. Уяснят смысл знакомых терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом «Окружающий мир».
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает: установление контакта с семьёй, выработку согласованных действий и единых требований.
Структура учебного курса
№ п/п Название раздела, блока Количество часов
1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1
2 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. 16
3 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. 12
4 Духовные традиции многонационального народа России 5
Итого: 34
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфесиионального диалога — факторы общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы — народ России — едины. У нас общие язык, культура, история, территория, государство, и главное, сходные нравственные основы.
В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение 2 блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и выполнением несложных творческих работ.
В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики, в содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.
Блок 4 — итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно - семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре курса ОРКиСЭ.
№ Этап урока Варианты использования образовательных технологий
1 Актуализация знаний Игровые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающий подход.
2 Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии.
3 Работа по теме урока. Технология активного учебного процесса, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология, развивающее обучение, игровые технологии, проблемное обучение
4 Физкультминутка Здоровьесберегающие технологии
5 Индивидуальная ( самостоятельная ) работа Информационно-коммуникативные технологии
6 Итог урока Гуманно-личностная технология
7 Рефлексия Здоровьесберегающий подход
Календарно-тематическое планирование ( 34 часа).
№ п/п Тема Содержание Требования к уровню подготовки учащихся Дата
1 Введение в предмет Россия - Родина моя Народы России, их духовно - нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия - многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. 2 Этика и этикет Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки родственных слов. Значение вежливости. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них 3 Этика и мораль Значение вежливости. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, её категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам. 4 Вежливость Понятия вежливость, уважение.
Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. 5 Этикет приветствия Понятия здравствуйте, привет.
Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. 6 Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. 7 Благожелательность Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. 8 Дружба и порядочность Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. 9 Отношения в классном коллективе Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. 10 Честность и искренность Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность - составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом. 11 Гордость и гордыня Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня. 12 Обычаи и обряды русского народа Что такое обычай и обряд. Из истории русского обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Особенности бракосочетания в современной России. Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации 13 Этикет царского обеда. Этикет царского обеда. Иметь представление о правилах этикета за столом.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации 14 Терпение и труд Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учёба - важнейший труд школьника..Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды. 15 Моё любимое дело Подготовка творческого проекта Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. 16-17 Моё любимое дело Защита творческих проектов Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. 18 Семья Семья - объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия - наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; нарисовать семейный герб 19 Родословная семьи. Понятия род, родословная. Родословная семьи. Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия.
Уметь составлять родословную своей семьи. 20 Семейные традиции Традиция - передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини — сочинение. 21 Традиции моей семьи Семейная этика. Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи. 22 Сердце матери Роль матери в семье.
День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье - нераздельные понятия. Мать - творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.23 Бережное отношение к родителям Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану. 24 Правила твоей жизни Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приёма пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок. 25 Культура общения со сверстниками и взрослыми Культура общения сверстников.
Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности. 26 Праздники народов России Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями. 27 Праздники народов России Курбан - байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести. Иметь представление о понятиях: праздник, религия, мусульманство, буддизм, свобода совести.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями. 28 Защитники
Отечества 23 февраля - День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17в., подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941 - 1945г.г. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ - почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. 29 Защитники
Отечества Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ - почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. 30 Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Экскурсия в городской музей. 31 Итоговое
повторение Основные знания и умения по этике и этикету. Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания. 32-33 Подготовка к обобщающему уроку 34 Обобщающий урок по курсу Защита творческих проектов Учебно-методическое обеспечение курса:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010
Мир словарей
Мегаэнциклопедия Кирилла и МефодияЭнциклопедия «Вокруг света»