Воспитательское занятие на тему Единство прав и обязанностей (5 класс)


МКОУ «Крыловская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Занятие в 5 классе на тему:
«Единство прав и обязанностей»

Подготовила и провела:
воспитатель Иванова Н.В.
декабрь 2016г.
Занятие на тему: «Единство прав и обязанностей»
Цель:
Формирование правовой грамотности воспитанников
Задачи:
- обобщать знания детей об основных правах и обязанностях ребенка,
- формировать умения применять знание прав и обязанностей на практике;
- развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
- способствовать созданию стабильного радостного, доброжелательного настроения.
- воспитывать толерантное отношение к окружающим, уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Материалы и оборудование:
- караоке «Учат в школе»
- видеоролик «Права и обязанности детей»
- компьютер, проектор, презентация «Единство прав и обязанностей».
- картинки со сказочными персонажами
Ход занятия
Игра «Солнышко».
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А, что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.
Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Воспитатель: Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:
уважение к тому, кто говорит;
не смеяться над высказываниями других;
правило поднятой руки.
- Как вы их понимаете?
Воспитатель: В нашей школе проходит правовая неделя. Мы с вами тоже в ней участвуем. Сегодня мы с вами поговорим над темой: «Единство прав и обязанностей»
Будем решать такие задачи:
- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).
Работа с презентацией
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Взрослые и дети имеют свои права и обязанности, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений.
Сегодня на нашем занятии вы узнаете о некоторых ваших правах и обязанностей.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка (слайд).
- Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
Конечно же, взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, воспитатели, директор, завуч, психолог и многие др.
- Но о вас также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка" (слайд).
ООН - Международная организация, объединяющая государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.
Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.
- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.
- Как он называется? (паспорт)
– Что означает, иметь право на имя?
– Как следует обращаться друг к другу?
– Как следует обращаться к взрослому?
Игра « Шляпа знакомств».
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы!
– А какой документ подтверждает это?
– Верно, свидетельство о рождении.
Статья 18 "Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье"
Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.
У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.
Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений (детских садов), где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый мальчик или девочка в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, физику и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. В школе таланты и способности ребенка получают дальнейшее развитие. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. Для того чтобы стать врачом или космонавтом, учителем или инженером, художником или агрономом, нужно много учиться. В нашей стране у детей самые широкие возможности для получения образования.
Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.
- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»
Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.
Здоровье - главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.
– Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?
Игра "Права сказочных героев"
Воспитатель:
В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.
- Какие права имели сказочные герои?
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
Воспитанникам раздаются картинки и каждый даёт ответ.
Закрепление знаний по правам.
-Что такое право?
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)
- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.
- Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).
- Напоминаю точное определение.
Обязанности – это определенный круг действия, обязательных для выполнения.
- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).
Если у вас есть право на труд, то как вы обязаны трудиться?
Если есть право на образование, как вы обязаны учиться? И т.д.
Кроме того, каждый человек обязан сохранять природу, окружающую среду.
- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование.
- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.
"Уважать права других людей".
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.
- Помните золотое правило: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".
Игра "Разрешается - запрещается"
1. Куда пойдем мы в воскресенье: На каток или в кино. Вот семья вопрос решает Выбрать мнение одно. Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. Слушать мнение ребенка, конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить, Не грустить и не тужить - Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают, Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться, Если заболел - лечиться, Это - (разрешается).
6. Много трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить - Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).
Давайте, ребята, расскажем стихи, которые приготовили к занятию.
Первыми расскажут стихи Артём Чичигозин и Дима ПриходченкоАртём:
Едва на свете появилсяИ приоткрыл свои глаза,Немного миру подивился -Ты получил свои права:
Дима:
Права на счастье и улыбки,Права на новый светлый день,Права на глупости, ошибки,Права на озорных друзей.
Артём:
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенкомИ отличаться ото всех.
Дима:
Права на улице гулять,Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,Права заботиться о всех.
Артём и Дима вместе:
Но есть один большой урок -Во всех правах и смыслах их -Ты должен быть самим собой И уважать права других!
ДИАНА:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь уютный, теплый дом Видеть тихий мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, Восхищаться чем-то новым И любить и быть любим Он на свете не один!
Серёжа:
Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают. Товарищи взрослые и дети!За своё будущее мы все в ответе!Права и обязанности свои знайте,Хорошими людьми вырастайте!
Алёша:
Имею право просто жить,Видеть, слышать и дышать.Крепко Родину любить,Почитать отца и мать.Имею право я учиться.Имею право отдыхать.А заболею - полечиться.Участье в спорте принимать.Обязан дома помогать.Не обижать детей, девчонок.Обязан правила я знать,Освоить их еще с пеленок.Зарядку делать по утрам,Почистить зубы и умыться.Собраться в школу, ну и тамУчить уроки и учиться.
«Документ про меня» читают Настя и Эльдар, в руках картинка с КонвенциейНастя:Есть документы разные, Серьезные и важные. Один из самых главных - Конвенция о детях. И соблюдать должны ее Все взрослые на свете. Эльдар:Зачем Конвенция нужна? Чтоб самый юный гражданин Не находился бы один; Чтоб помощь получал всегда, Когда случится с ним беда. Настя:Когда рождается малыш, Его обязаны назвать. Должны ухаживать за ним И никогда не обижать. Эльдар:Играть, учиться, отдыхать Хотят все дети на планете. Об этом каждый должен знать И их права не нарушать! ВМЕСТЕ:Зачем Конвенция нужна? Чтоб под защитой были дети. И соблюдать ее должны Все взрослые на свете!
Давайте, ребята, все вместе разгадаем кроссворд.
Включается презентация «Имею права на права»
Подвести итог.
Исполняют песню под караоке «Учат в школе»
Все права свои узнать,
Их на деле применять
Учат в школе (Зраза).
Применять и изучать,
все законы соблюдать
Учат в школе (3 раза).
Чтоб друг друга уважать,
Никогда не обижать
Учат в школе (Зраза).
И воспитанными быть,
Права помнить все и чтить (2раза)
Учат в школе (Зраза).
Просмотр видеоролика «Права и обязанности детей»
Раздача детям памяток о правах и обязанностях каждому.
Итог занятия.
- С каким важным документом вы сегодня познакомились? (Конвенция)
- Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).
- Понравилось ли вам занятие? Надо ли получать знания о правах и обязанностях в школе?
- Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.
- Но, ребята, не забывайте никогда о том, что нет прав без обязанностей!