Воспитательное занятие Нет прав без обязанностей.


Тема занятия: «Нет прав без обязанностей».Цель: формирование убеждения в том, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с конституционными обязанностями РФ.
2.Формировать навыки нравственного и законопослушного поведения
3. Воспитывать ответственность за своё будущее.
Возраст детей: 15 – 18 лет.
1. Вступительное слово.
- Всем известно, что человек – существо общественное, но жить в обществе и быть свободным от него нельзя! Каждый член общества имеет свои привычки, склонности, пристрастия. Но человек живёт в обществе, состоящем из других, столь же неповторимых людей. Так же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране. И поэтому существуют права и обязанности, которые люди должны соблюдать.
Права и обязанности существуют для того, чтобы мы успешно трудились, были защищены от произвола и насилия, чтобы мы ощущали себя гражданами страны, обладающими всеми правами и обязанностями. Они адресованы всем нам и, следовательно, чем полнее и глубже наши правовые знания, тем богаче наша правовая культура, тем больше у нас возможностей занять активную жизненную позицию.
2. Словарная работа
Ребята, а что же такое права и обязанности?
1 подгруппа
- Ребята, как вы понимаете, что означает слово «право»
(это совокупность установленных государством правил, реализующие общественные отношения между людьми)
2 подгруппа
- Ребята, как вы понимаете слово «обязанность»
(это то, что должен выполнять каждый человек, независимо от своих желаний)
3. Обсуждение понятия «Виды обязанностей».
Андрей Дементьев в своих стихах писал:
«Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права».
Обязанности человека делятся на четыре вида:
- перед самим собой;
- перед семьёй;
- перед государством;
- перед другими людьми.

Ребята, оказывается, как нет обязанностей без прав, так и нет прав без обязанностей и сейчас мы докажем это утверждение с помощью игры
4. Игра « Нет прав без обязанностей». Обсуждение конституционных обязанностей и прав.
Инструкция: один участник получает карточку с отдельными статьями
Конституции РФ об обязанностях человека и гражданина, а другой с названием одного из прав человека и гражданина.
1 шаг - в течение двух минут каждый участник игры знакомиться с содержанием своей карточки,
2 шаг – свободно перемещаясь по аудитории нужно найти свою «пару»,
т.е. объединиться в соответствии с принципом
«единство прав и обязанностей»
Например:
Статья 15.
Граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 38
Забота о детях и их воспитание – равные право и обязанность родителей.
Право на детство.
Статья 38
Трудоспособные дети, достигшие 18лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Право на отдых.
Статья 43
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Право на образование.
Статья 44.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Право на участие в культурной жизни.
Статья 57.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Право на социальное обеспечение.
Статья 58.
Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право на благоприятную окружающую среду.
Статья 59.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Право на службу в армии и защиту Отечества.
Вывод игры:
- Ребята, вы доказали, что права и свободы человека и гражданина возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.
5. Работа с пословицами
В повседневном мире мы встречаем поговорки и пословицы о единстве прав и обязанностей.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
(Право на труд и обязанность трудиться).
Как аукнется, так и откликнется.
(Право на личную неприкосновенность, обязанность соблюдения законов).
Вывод: Если люди ведут себя в соответствии с установленными нормами общества, используя данные им права, то жизнь протекает организованно.
6. Обсуждение ситуаций.
Кроме конституционных обязанностей, человек должен выполнять обязанности дома, в школе, в общественных местах.
- Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы.
Какую обязанность не выполняет Дима?
(Обязанность - основное общее образование обязательно).
Ситуация 2. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Какое правонарушение совершили дети?
(Нарушение малолетними порядка пребывания в общественных местах, В России свободно покупать спиртное можно с 18 лет).Информация для воспитателя.
В Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление
Статья 31. Нарушение малолетними порядка пребывания в общественных местах - это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Пребывание на улице и в других общественных местах детей в возрасте до 14 лет с 24.00 до 6.00 часов без родителей (лиц, их заменяющих) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Вывод:
- Итак, ребята мы видим что за несоблюдение обязанностей и правонарушения взрослые и дети несут ответсттвенность.
7. Сейчас мы поиграем в игру «Вопрос – ответ».
1. Какие виды ответственности вы знаете?
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и материальную ответственность.
2. За какие виды преступлений наступает уголовная ответственность с 14 летнего возраста?
В соответствии с частью 2 статьи 20 УК РФ “лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:
убийство (статья 105),
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),
похищение человека (статья 126),
изнасилование (статья 131),
насильственные действия сексуального характера (статья 132),
кражу (статья 158),
грабеж (статья 161),
разбой (статья 162),
вымогательство (статья 163),
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),
умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167),
терроризм (статья 205),
захват заложника (статья 206),
заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),
хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213),
вандализм (статья 214),
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений (статья 267)”.
Ошибки юности могут испортить будущее. Судимость чревата ограничением прав человека в выборе работы, места учебы и других сферах жизни!
3. За что наступает административная ответственность?
за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др.
Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета.
4. За что наступает материальная ответственность?
Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный в результате противоправного поведения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) материальную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст.26,28 ГК РФ).
Вывод: Каждое право порождает обязанность, права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав к произволу.
8. – Ребята, перед вами качества характера человека. Какие качества человек должен воспитывать в себе, для того чтобы выполнять свои обязанности?
Разделите лист пополам: в правой половине листа запишите те черты характера, которые помогают достигать поставленной цели, в левой – те, которые могут стать помехой для достижения цели.
Да, вы совершенно верно назвали все положительные качества и одно из них – волевой. Сильная воля может обуздать не лучшие черты человека, например, вспыльчивость, нетерпимость, агрессивность, конфликтность.
9. Составление синквейна.
- Ребята, а вы знайте что такое «синквейн»?
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово «синквейн» происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
Осень
Золотая, необыкновенная
Поражает, удивляет, восхищает,
Чувство радости в душе рождает
Замирает.
Воля
Сильная, твёрдая,
Воспитывается, совершенствуется, развивается,
В трудах каждого появляется,
Обогащается.
10. Анализ результатов теста «Ваша воля», которая помогает вам оценить ваши волевые качества.
10. Итог занятия.
Приходит время и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле, принципиальных вариантов только два: законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные граждане – жизнь без правил, где царит хаос и анархия. Надеемся на то, что вы в будущем будете законопослушными гражданами и проживёте счастливую жизнь.
Тест «Ваша воля».
1. Делайте ли вы утром зарядку?
А) да
Б) нет
В) иногда
2. Кто вас будит по утрам?
А) воспитатель
Б) будильник
В) встаю сам
3. Если вам приходиться выбирать между тем, что надо делать (уроки, например), и тем, что интересно, что вы выберете?
А) делаю то, что интересно
Б) когда как
В) делаю дело
4. Можете ли вы отказаться пойти с друзьями, если у вас запланировано другое занятие?
А) могу
Б) иногда
В) не могу
5. Всегда ли вы выполняете свои обещания?
А) нет
Б) иногда
В) да
6. Можете ли вы заставить себя сдержаться, если кто – то вас обидел?
А) нет
Б) иногда
В) да
7. Сможете ли вы устоять, если попадёте в компанию, где принято курить, выпивать?
А) нет
Б) не уверен
В) да, смогу