Динамика уровня подготовленности подростков в процессе занятий волейболом.


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 п.г.т.Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области
структурное подразделение
"Детско-юношеская спортивная школа»
Методическая разработка
"Динамика уровня подготовленности подростков в процессе занятий волейболом»

Автор: Тренер-преподаватель СП ДЮСШ:
Белоус А.Ф.


п. Безенчук
2016 год
ВВЕДЕНИЕАктуальность. В современном волейболе игрок должен сохранятьвысокую игровую активность на протяжении довольно длительноговремени, иногда до 2 и более часов. Без высокоразвитых функциональныхсвойств организма, которые обусловливают проявление силы, быстроты,выносливости, ловкости, гибкости и обеспечивают выделение энергии,необходимой для выполнения мышечной работы, без высокого уровнятехнико-тактической подготовленности невозможно эффективноепроявление двигательных игровых действий.Процесс спортивной подготовки рассматривается как сложнаядинамическая система , в которой роль органа управления выполняетпедагог – тренер, а роль объектов управления – спортсмен, команда. Сложность системы спортивной подготовки заключается в том, чтоона состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующихкомпонентов (физическая, техническая, тактическая, игровая,соревновательная, психологическая и другие стороны). Под воздействиемспортивной тренировки происходит переход спортсменов (команд) изодного качественного состояния в другое, причем процесс этотнепрерывный. Особенно важно изучить динамику уровняподготовленности у юных волейболистов, начинающих свой спортивныйпуть.Целью методической разработки является повышение эффективностипроцесса занятий волейболом обучающихся 14-15 лет в ДЮСШЯковлевского района на основе изучения динамики уровня их физическойи технической подготовленности. Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:1. Изучить научную и методическую литературу по проблемеисследования;2. Определить характер влияния занятий волейболом на уровеньфизической и технической подготовленности учащихся 14-15 лет. 3.Выявить особенности взаимозависимости параметров физическойи технической подготовленности подростков в процессе занятийволейболом.Объектом методической разработки является учебно-тренировочныйпроцесс у учащихся 14-15 лет. Научные и методические аспекты динамики подготовки подростков впроцессе занятий волейболом.1.1. Общая характеристика физической подготовки подростковпри занятиях волейболомВолейбол – ациклическая командная игра, где мышечная работаносит взрывной характер. При малых размерах и ограничении касания мячавыполнение всех технических и тактических элементов требует высокийуровень развития физических качеств.Двигательные действия в волейболе заключаются во множествемолниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную иоптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений придлительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюсяобстановку, что предъявляет высокие требования к уровню развитияфизических качеств волейболистов.Волейбол один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта,получивших всенародное признание. Его отличает богатое иразнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, надоуметь быстро бегать, мгновенно менять направление движения, высокопрыгать, овладеть силой, ловкостью, выносливостью. Эмоциональноенапряжение, испытываемое во время игры, вызываемое в организмезанимающихся , высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистойсистемы, дыхательном аппарате. Прыжки при передачах мяча,нападающих ударах, блокировании укрепляют костную систему, суставыстановятся более подвижными , повышается сила, эластичность мышц.Общая физическая подготовка. Основной задачей ОФП являетсяповышение работоспособности организма в целом. Частными задачамиявляются:1.Разностороннее физическое развитие 2.Укрепление опорно-двигательного аппарата3.Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости,ловкости, гибкости4.Повышение функциональных возможностей и уровня обменныхпроцессов5.Повышение психологической подготовленности6.Создание условий для активного отдыха в период снижениятренировочных нагрузок.Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий кругобщеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег идругие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастическиеупражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание,лыжный бег и др.Специальная физическая подготовка. СФП является средствомспециализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки иболее специфичны:1.Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища2.Совершенствование функциональных возможностей организмаспортсмена3.Повышение психологической подготовленности4.Создание условий для восстановления организма послетренировочных и соревновательных нагрузок.Основными средствами СФП являются: соревновательноеупражнение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнениясходные по своей двигательной структуре с движениямиспециализируемого упражнения.Игра в волейбол требует от занимающихся максимальныхпроявлений физических возможностей, волевых усилий, умений инавыков. Физическое развитие волейболиста – закономерный процессизменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанных с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья,последовательными факторами, условиями жизни, специфическимвлиянием занятий волейболом . Современный волейболхарактеризуется высокой двигательной активностью волейболисток.Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, техническихприемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры,или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развитияфизических качеств. К числу важнейших качеств , определяющихвозможность и результативность двигательной деятельности в волейболеотносятся скоростно-силовые качества. Скоростно-силовые способностиявляются своеобразным соединением собственно силовых и скоростныхспособностей. Скоростно-силовые качества определяют как способностьразвивать максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезоквремени. В основе скоростно-силовых способностей лежат функциональныесвойства нервно-мышечной системы, позволяющие совершать действия, вкоторых на ряду со значительным мышечным напряжением требуетсямаксимальная быстрота движений. Хорошо развитые скоростно-силовыеспособности позволяют более успешно и эффективно решать оперативныезадачи.Скоростно-силовые способности это не просто соединение быстроты исилы. Максимальные параметры напряжения мышц достижимы приотносительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движений– в условиях максимального отягощения. Между тем и другим максимумомнаходится область проявления скоростно-силовых качеств. При выполненииупражнений скоростно-силовой направленности сложность состоит в том,чтобы совместить на высоком уровне проявление силовых и скоростныхдвигательных возможностей. При этом чем больше внешнее сопротивление,тем больше доля силового компонента, чем меньше отягощение, тем большедействие приобретает скоростной характер Эффект скоростно-силовой тренировки зависит от оптимальноговозбуждения ЦНС, количества мышечных волокон, принимающихимпульсы; расхода энергии при растягивании – сокращении мышц.В процессе развития скоростно-силовых способностей большойпроблемой при дозировании нагрузок является выбор отягощения. Скоростьдвижения и степень преодолеваемого отягощения связаны обратнопропорционально. Чем больше отягощение, тем меньше скорость движения.При развитии скоростно-силовых способностей внешние отягощениядолжны находится в пределах 30% от индивидуального максимума.Обязательным методическим условием при развитии скоростно-силовыхкачеств является выполнение каждого повторения с максимально возможнымрезультатом, то есть коэффициент напряженности при выполнении долженбыть как можно ближе к первому к результату.Важное значение имеет количество повторений в серии. Считается, чторазвитие скоростно-силовых способностей продолжается до тех пор, покаснижение результата не будет 10% от максимального.Интервалы отдыха между сериями скоростно-силовых упражненийдолжны быть достаточными для полного восстановления. Начинаяследующую серию, спортсменки должны показывать максимальныйрезультат. Упражнения скоростно-силовой направленности необходимопроводить в начале основной части занятия, чтобы не было следовыхэффектов в выполнении упражнений другой направленности. Это требованиенеобходимо неукоснительно соблюдать, поскольку при выполнениискоростно-силовых упражнений центральная нервная система не должнабыть утомлена. В волейболе силовая тренировка, помимо развития всех качеств,связанных со скорость и силой, преследует особую цель развития реактивнойсилы игрока, т.е. таких качеств, как умение использовать при выполнениипрыжка упругость мышц, которым предшествует удлинение и растягивание 9конкретной мышцы, так называемый, цикл мускульного растяжения-сокращения.В результате систематического и целенаправленного использованияскоростно-силовых упражнений значительные физиологические измененияпроисходят в быстрых мышечных волокнах. Их толщина увеличивается,повышается содержание сократительных белков актина и миозина,основного источника энергии миоглобина. Помимо этого изменяетсяхарактер импульсации мотонейронов мышц: увеличивается частота и силанервных импульсов, улучшается синхронизация импульсации, приводит ксовершенствованию внутри- и межмышечной координации.Первостепенное значение для волейболистов имеет длина тела. Рострассматривают, как фактор повышения атакующей мощи команд.Ростовые данные спортсменов неуклонно повышаются, это характерно какдля спортсменов нашей страны, так и для зарубежных спортсменов.Тенденция увеличения роста волейболистов касается не только игроковнападающих, но и связующих. Вызвано это необходимостью усилить нетолько нападение, но и защиту и, в первую очередь, непосредственно усетки.Фомин Е.В. (1989) исследуя факторы, определяющие физическоеразвитие юных волейболистов на отдельных этапах подготовки, установил,что в 10-12 лет наиболее значимых для юношей имеют морфологическиепризнаки, а в 13 лет и старше – показатели специальной физическойподготовки. У волейболистов 10-11 лет высота блокирования, в основном,зависит от длины туловища и верхних конечностей.Железняк Ю.Д. с соавт. (2002) считают, что к обучению следуетприступать с 11 -12 летнего возраста. Для этого возраста характерно бурноеразвитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Костно-мышечный аппарат в 11 -12 лет достигает относительно высокого развития,кисти рук приобретают необходимую для волейболиста прочность и 10упругость. У девочек этот период совпадает с началом половогосозревания. Их организм претерпевает морфологические ифункциональные изменения, увеличивается размер таза и происходитзначительная прибавка веса. Для мальчиков этого возраста характерноувеличение силы мышц конечностей (абсолютной и относительной).Наблюдается и увеличение силы сердечной мышцы, возрастает ударныйобъем сердца, уменьшается частота пульса. В возрасте 11 -12 лет усиленноразвивается внимание, память, воля, быстрота мышления. Возрастаетспособность к восприятию, запоминанию сложных движений, анализусвоих действий. В этом возрасте детскому организму свойственно нетолько быстрое утомление, но и быстрое восстановлениеработоспособности. Физические нагрузки во время занятий волейболомпротекают с переменной интенсивностью, что дает возможность детямуспешно овладеть игровыми приемами.Методы развития силовых способностей:1. Повторный метод:а) многократное преодоление непредельного сопротивления спредельной скоростью (упражнения с малыми отягощениями, выполняемые вбыстром темпе). Дозировка: число повторений в серии – 15-20; интервалотдыха между сериями – 2-4 мин; количество серий – 5-6;б) многократное преодоление непредельного сопротивления снепредельным числом повторений, со сменой усилий, в пределах 30-60% отмаксимума. Дозировка: число повторений в серии – 10-15; интервал отдыхамежду сериями – 2-4 мин; количество серий – 4-6.2. Метод круговой тренировки характерен последовательнымпрохождением «станций», на которых выполняются упражненияопределенного тренирующего воздействия. Для каждой «станции»определенный, выбранный тренером метод скоростно-силовой подготовки сего дозировками. 3. Сопряженный метод характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в процессе выполнения технических приемов или их частей.Например: выполнение нападающего удара с отягощением на руках илиногах. Дозировка: интенсивность – высокая; продолжительность одной серии– до появления признаков мышечной усталости; отдых между сериями – 2-4мин; количество серий – 4-7.4. Интервальный метод (только для прыжковых упражнений безотягощения) – параметры физической нагрузки постоянны для однойтренировки .1.2 Динамика подготовленности спортсменовв процессе занятий волейболомПодготовку волейболиста надо начинать с 1 0-12 лет, в противномслучае подготовка теряет смысл.В этих условиях первостепенное значение приобретает глубокоеизучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработкарациональной методики отбора для занятий.Физическая подготовка, по мнению Платонова В.И. (1986),Верхошанского Ю.В. (1988), представляет собой воспитание физическихкачеств, способностей, необходимых спортсмену в его деятельности. Вфизической подготовке волейболистов четко выражена ориентация наатлетизм, проявляющийся в стремлении достичь высокого уровня общей испециальной физической подготовленности. В специальной физическойподготовке ведущее место занимает показатель скоростно-силовойподготовки, специальной выносливости и гибкости.Показатели физического развития , по словам Иванова А.В. (1974)для каждого возраста, с одной стороны, помогают программироватьпроцесс подготовки, отбор и комплектование учебных групп в возрастномаспекте; с другой стороны – необходимы для осуществления действенногоконтроля и получения информативных данных, по которым можно 12эффективно оценить процесс многолетней подготовки в каждыйотдельный момент по периодам, этапам.Клещев Ю.Н. с соавт. (1995), Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. (1998)в своих работах пишут, что после определения исходного уровняфизической подготовленности, повторяющиеся изменения черезопределенное время позволяют выявить и оценить влияние физическойподготовленности на овладение техническими приемами волейбола.Фомин Н.В. (1986), Мещерякова О.И. (1994) и др. считают, что вфизическую подготовленность входит быстрота, сила, ловкость,выносливость, гибкость и раскрытие их. Физическая подготовкапредставляет собой воспитание физических качеств, способностей,необходимых волейболисту в его игровой деятельности.Быстрота, как физическое качество спортсмена характеризует однуиз сторон моторики человека. В волейболе важную роль играет быстротадвижений, уровень развития которой во многом определяет эффективностьатакующих и защитных действий волейболистов во время игры.Многолетняя практика показывает, что воспитание быстроты движений взрелом возрасте – чрезвычайно сложный и малоэффективный процесс.Наиболее благоприятны для этого детские и юношеские годы.Клещев Ю.Н., Айриянц А.Г. (1985) пишут, что значительное место всистеме физической подготовки юных волейболистов должно бытьотведено воспитанию мышечной силы, то есть способности преодолеватьсопротивление.Фомин Е.В. (1986) исследовал, что в физическую подготовленностьвходит быстрота, сила, прыгучесть, ловкость, выносливость, гибкость,скоростная подготовленность юных волейболистов, отметил, чтонаилучшим периодом для воспитания качества быстроты является возрастдо 14 лет, затем улучшение этого качества замедляется.Для целенаправленной силовой подготовки волейболистовнеобходимо знать, что основными «рабочими» мышцами являются: разгибатели бедра, сгибание кисти, разгибатели плеча. Характернойособенностью силовой подготовки является то, что силовые качествадолжны развиваться в тесном комплексе между собой и с другимифизическими качествами.Наиболее благоприятным периодом для воспитания силы являетсявозраст 14-15 лет. Наиболее активной проблемой в волейболе в настоящеевремя является развитие прыгучести. Наименьший прирост величиныпрыжка у юных волейболистов наблюдается в период от 14-15 лет. Затемпроисходит постепенное увеличение высоты прыжка.Выносливость зависит от подготовленности органов и системорганизма. На этапе начальной подготовки основная задача – воспитаниеобщей выносливости на базе всесторонней физической подготовки(Костюков В.В., Шестаков М.М., 1991).Важное значение на этапе начальной подготовки юныхволейболистов (10-13 лет) имеет воспитание ловкости, предусматриваетсовершенствование способности юными волейболистами осваиватькоординационно сложные действия и перестраивать двигательнуюдеятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейсяобстановки.Филин В.П. (1983) писал, что единый процесс спортивнойтренировки волейболистов составляют шесть органическивзаимосвязанных видов подготовки: физической, технической,тактической, психологической, теоретической и игровой. Физическаяподготовка волейболиста играет важнейшую роль в современной системеспортивной тренировки – она создает благоприятные предпосылки длярешения задач технико-тактической, психологической и игровойподготовки.Физическая подготовленность оценивается как по уровнювозможностей в одновременном проявлении основных двигательныхкачеств (сжатие динамометра, прыжок и т.п.), так и по способности к длительному выполнению работы, требующей преимущественногопроявления одного из двигательных качеств – специальной выносливости.На необходимость оценки этой стороны физической дееспособностисправедливо обращают внимание ряд авторов, подчеркивая, что общаяфизическая подготовленность (физическая кондиция) обуславливается нетолько уровнем временного проявления основных двигательных качеств,но и способностью к длительному выполнению работы (7,17)У физически слабо подготовленных школьников отмечаетсясинхронность пиков профиля в подъемах и снижениях факторных нагрузокположительных и отрицательных полюсов личностных шкал, что образуетсвоеобразные гармонические циклы. Этого почти нет у школьников,хорошо физически подготовленных, подъемы, как и снижения, значимостьодних признаков физического развития сопровождаются аналогичнымиподъемами и снижениями других качеств. В результате профильныешколы личности школьников, хорошо физически подготовленных, более«концентрированны», более зависимы от признаков физического развития,в то время как структурно-динамические свойства личности школьниковслабо физически подготовленных, в опосредовании их признакамифизического развития являются менее определенными, а значит – более«размытыми», в отдельных случаях теряющими свою специфичность. Вотличие от личностного профиля физически слабых школьниковинтегральная структура личности хорошо физически подготовленныхшкольников предопределяет усиление их потребности в дальнейшемфизическом совершенствовании. Общая тенденция такова, что слабыестороны физической подготовленности специфично замещаются болеесильными психологическими возможностями. В результате мы имеем то,что обычно наблюдаем в жизни: слабо физически подготовленныешкольники, вместо активного включения в систему мероприятийфизического воспитания, уходят в область других, более для нихпосильных видов деятельности и, добиваясь там успехов, как бы восполняют дефицит низкого уровня физического развития.Общеизвестно, что с возрастом соматометрические признаки тела человекаизменяются. Это выражается в изменении размеров тела, экскурсиигрудной клетки и др. Было установлено, что на показатели физическойподготовленности изменение соматометрических признаков оказываетисключительное влияние.По мнению американских специалистов, при оценке физическойподготовленности школьников главными критериями должны быть:состояние здоровья и умение совершенствовать свой организм, а неколичественные показатели.В 1985 году американскими исследователями было проведенотестирование физической подготовленности школьников. Оказалось, что сзаданием справилось только 0,1% учащихся, их результаты вызываютопределенную тревогу:– 40% мальчиков в возрасте 6-12 лет не могут подтягиваться наперекладине более одного раза, а каждый четвертый – не мог это сделатьни разу;– 70% школьников также не в состоянии были подтянуться болееодного раза;– 45% мальчиков и 55% девочек возрасте 6-14 лет не смоглизафиксировать положение «вис» на согнутых руках «подбородок наперекладине» более 10с;– девочки 10-16 летнего возраста дистанцию в 50 ярдов (примерно45 м) преодолели со значительно худшими результатами, чем в 1975г.;– 40% мальчиков от 6 до 15 лет не могут из положения «сидя наполу» дотянуться до пальцев ног;– 50% девочек в возрасте до 17 лет и 30% мальчиков до 12 лет непробегают дистанцию в 1 милю (1609 м) быстрее, чем за 10 минут (14).Несмотря на имеющиеся недостатки в организации физическойподготовки американских школьников чувствуется, что именно в школе 16закладывается сознательное отношение к физической активности иукреплению здоровья.Физическая подготовленность молодежи изменяется подвоздействием многочисленных факторов, из которых наибольшее значениеимеет изменение социальных условий, а также комплекс факторов,объединенных в понятие «акселерация».По данным ВНИИФКа средний прирост показателей физическойподготовленности, достигаемой за год благодаря двум еженедельнымурокам физической культуры составляет 3% у мальчиков и 2,5% у девочек,что позволяет выполнить нормативы комплекса ГТО, соответственно на21% и 8%. Для выполнения норм ГТО III ступени на 80-90% потребуетсяуже 8-11 часов занятий в неделю (Вавилов Ю.Н., 1990). Таким образом,изучение уровня развития физической подготовленности задача наиболеечасто решается в практике физкультурно-спортивных исследований. Онаприменяется при установлении определенного уровня и нормативовфизической подготовленности людей разного возраста и пола,проживающих в различных региональных и социальных условиях, или приразработке нормативных требований в системе физическоговоспитания.Одним из определяющих условий эффективности скоростно-силовойподготовки квалифицированных волейболистов к соревнованиям являетсякруглогодичность тренировки , в которой заранее предусматриваетсяизменение требований к подготовленности спортсменов. Для этогоиспользуется периодизация – деление круглогодичной тренировки напериоды, этапы, микроциклы.В волейболе годовой цикл (макроцикл) делят на три периода:подготовительный, соревновательный и переходный.Подготовительный период.Подготовительный период делится на три этапа: этап общейподготовки, специально-подготовительный и предсоревновательный этапы. В этом периоде закладываются основы будущих достижений и поэтому ондолжен быть, по возможности, более продолжительным. Тренировочнаянагрузка, направленная на развитие всех физических качеств, на протяжениипериода постепенно возрастает. Объем нагрузки становится наибольшим ксередине периода, затем снижается, но увеличивается интенсивность.Этап общей подготовки. Основная задача этапа – повышение уровняобщей физической подготовленности спортсменов, увеличениевозможностей основных функциональных систем их организмов, развитиенеобходимых спортивно-технических и психологических качеств. На этомэтапе имеет место большой объем тренировочных нагрузок собщеразвивающей направленностью. Основу всего тренировочного процессана этом этапе составляют упражнения взрывного и силового характера,направленные на развитие всех мышечных групп спортсменов. Тренировкана этапе общей подготовки имеет исключительно важное значение,поскольку создает фундамент физической и функциональной готовностиспортсменов, на котором базируется специальная подготовка. Главнымобразом происходит развитие силы мышечных групп ног, плечевого пояса,скорости перемещений и быстроты выполнения разнообразных движений.Важной задачей специальной подготовки на первом этапеподготовительного периода является повышение способности спортсменовпереносить значительное количество больших нагрузок. Долясоревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы низка.Эффективность тренировки на первом этапе подготовительного периодапрямо не зависит от объема соревновательных упражнений в общем объеметренировочной работы.Специальный этап подготовки. Тренировка на данном этапенаправлена на непосредственное становление спортивной формы. На этомэтапе команды переходят к выполнению значительных по интенсивности иобъему тренировочных нагрузок. На этом этапе применяют скоростно-силовые упражнения, имеющие специализированный характер. Задачи 18специальной физической подготовки более узки и более специфичны:развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища; быстротыперемещений и сложной реакции.Предсоревновательный этап. Работа по развитию физических качествна этом этапе носит главный и специализированный характер. Основнымисредствами развития физических качеств являются: соревновательныеупражнения «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения,сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечныхусилий с движениями специализируемого упражнения.Соревновательный период.Основами соревновательного периода являются сохранение идальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленностии возможно более полное использование его в соревнованиях. Этогодостигают применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений. Соревновательный период длится от первойдо последней игры основных календарных соревнований. На этом этапепроцесс развития физических качеств зависит от календаря соревнований.В процессе специальной подготовки учитывают все конкретныеособенности данных соревнований, начиная от задач, стоящих передспортсменом в том или ином соревновании, и заканчивая составомпредполагаемых участников. Переходный период.Тренировочная нагрузка в этом периоде уменьшается более чем наполовину по сравнению с нагрузками в подготовительном исоревновательном периодах. Интенсивность выполнения упражненийсредняя или малая. Активный отдых предусматривает переход отспециализированных упражнений к новым видам мышечной деятельности. К ним можно отнести кроссы, езду на велосипеде, туристические походы,плавание, гимнастику на снарядах, спортивные игры и др. Именно в этихвидах деятельности на данном этапе и поддерживается уровень развитияфизических качеств ЗаключениеРезультаты анализа литературы по вопросам воздействия занятийволейболом на уровень физической и технической подготовленностиучащихся, а также ее динамики на разных этапах тренировочного процессаподтвердили необходимость в данной методической разработке .При развитии физических качеств в годичном цикле подготовкиследует исходить из постепенного усложнения тренировочных заданий.Тренировка в подготовительном этапе имеет исключительно важноезначение, поскольку создает фундамент физической и функциональнойготовности спортсменов к выполнению основных задач соревновательногопериода. Тренировочные упражнения в соревновательном периоде должныносить интегральный характер и максимально соответствоватьколичественным и качественным параметрам соревновательнойдеятельности. При выполнении основных упражнений тренировочного 20занятия необходимо создавать мотивационные условия для того, чтобыспортсмены проявляли максимальные усилия.

Список литературы1. Аганянц Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативныхфункций в связи с мышечной деятельностью. – Краснодар, 1991. – С. 105.2. Бердичевская Е.М. Медико-биологические основы спортивногоотбора и ориентации: Учебно-методическое пособие. – Краснодар: КГАФК,1996. – 68с.3. Бондаревский Е.Я., Ханкельдиев Ш.Х. Физическаяподготовленность учащейся молодежи. – Ташкент, Медицина, 1986. – 204с.4. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройкишкольной системы физического воспитания в СССР // Теория и практикафизической культуры. – 1990. - №10. – С. 2-9.5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физическойподготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331с.6. Волейбол: Учебник для вузов физической культуры / Под ред.А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: Физкультура, образование, наука, 2000. –368с.7. Додонова Л.П. Морфофункциональные особенности организма иразвитие двигательных качеств у детей в пре- и пубертатном онтогенезе //Теория и практика физической культуры. – 1994. - №7. – С. 29-31.8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт,1988. – 192с.9. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол. У истоков мастерства/ Под ред. Питерцева Ю.В. – М.: Издательство ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 36с.10. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол:Методическое пособие по обучению игре. – М.: Издетельский дом «Грааль»,2002. – 76с.11. Клещев Ю.Н. Юный волейболист. – М.: ФиС, 1981. – С. 155, 137. 2112. Кобачков В.А., Бондаревский Е.Я., Стародубцев М.В.,Волчанская В.В., Куренцов В.А. К разработке должностных нормфизической подготовленности молодежи // Теория и практика физическойкультуры. – 1986. - №6. – С. 32-35.13. Костюков В.В. Научно-технологическая концепцияиспользования спортивных игр при организации физической активностилюдей разного возраста // Теория и практика физической культуры. – 1994. –№11. – С. 23-25.14. Кочарян Ю.Е. Разработка и применение должностных нормфизической подготовленности учащихся 15-18 лет: Автореф. дис. … канд.пед. наук. – М., 1986. – 24с.15. Лысенко В.В., Долгов В.А. Методика оценки физическогосостояния школьников // Теория и практика физической культуры. – 1997. -№4. – С. 24-26.16. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. –М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286с.17. Селуянов В.Н., Шестаков М.М., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебное пособие длястудентов вузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. –184с.18. Спортивные игры:Техника, тактика обучения: Учеб. для студ.высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 520с.19. Уваров В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.:Физкультура и спорт, 1983. – С. 23