РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение логических задач»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОЛЫБЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей
начальных классов
Протокол № ___
от « » __________ 2014 г.
Руководитель: ________
/Козинцева Т. Е./
Согласовано
заместитель директора
по УВР
_________ / Козинцева Л. В./
«_____» «__________ » 2010 г«_____» «__________ » 2014 г
Утверждено:
Директор школы:
______ /Нечкина О. И. /

Приказ №__________
от «___» «______» 2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Решение логических задач»
Класс 2
2014 - 2015 учебный год
Составила: учитель первой
квалификационной категории
Черноротова Е.Н.
с. Колыбелка2014 г.Пояснительная записка
Рабочая программа по решению логических задач для 2 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержденному приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).В основу рабочей программы по решению логических задач образовательной области «Математика и информатика» положена Примерная программа начального общего образования по курсу «Математика» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009) и авторская программа «Математика» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений Истоминий Н.Б. (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2011 год. Электронная версия на сайте издательства.), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Основная цель изучения данного предмета заключается формировании у младших школьников универсальных учебных умений(действий) по решению логических задач .
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
Программа призвана решать следующие задачи::математическое развитие младшего школьника - (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В основе курса, нашедшего отражение в учебнике «Решение логических задач», лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного курса «Решение логических задач» отводится 1 час в неделю. Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается во 2 классе в количестве 34 часов ( по календарю 33 часа )
Содержание учебного курса:

занятия Тема занятия Кол-во
часов
1 «Истина». «Ложь». 1
2 Знакомство с таблицей. 1
3 Построение истинных высказываний. 1
4 Работа с графической моделью. 1
5 Работа с схематической моделью. 1
6 Решение логических задач табличным способом. 1
7 -8 Работа с ложными высказываниями. 2
9 Отрицание высказывания. 1
10 Моделирование как способ решения логических задач. 1
11 Установление истинности/ложности высказываний. 1
12 Решение логических задач методом исключения. 1
13 Работа с текстовой и графической информацией. 1
14-15 Построение цепочки умозаключений. 2
16 Графическая и табличная интерпретация текста 1
17 Выдвижение гипотез. 1
18 Построение умозаключений 1
19 Самостоятельная работа 1
20 -21 Построение цепочки рассуждений 2
22 Планирование действий. Наглядное представление процессов. 1
23 Составление линейного алгоритма. 1
24 Решение логических задач исследовательским методом. 1
25-26 Решение логических задач различными способами. 2
27 Решение логических задач на пространственные отношения 1
28-29 Решение логических задач через выдвижение гипотез. 2
30 Наглядное представление текстовых данных. 1
31-32 Нахождение логических ошибок в рассуждениях. 2
33 Составление логических задач 1
34 Составление логических задач Итого 33 ч.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса:
В результате решения логических задач ученики должны:
Уметь анализировать тексты.
Ориентироваться в пространстве.
Строить истинные высказывания.
Делать выводы.
Оценивать истинность и ложность высказываний.
Строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.
Устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией.
Уметь иллюстрировать текстовые описания.
Соотносить текстовые описания и графические модели.
Устанавливать соответствие между текстом и схемой.
Выдвигать всевозможные предположения (гипотезы) и их проверки.
Устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию.
Решать логические задачи табличным способом.
Составлять логические задачи
Календарно-тематическое планирование
по решению логических задач во 2 классе
По программе - 34 ч.
По календарю - 33 ч.
№ п/пТема урока Планируемые результаты Дата
План Факт
1 «Истина». «Ложь».
Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно».
Развитие умения ориентироваться в пространстве. 7.09 2 Знакомство с таблицей.
Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач. 14 3 Построение истинных высказываний.
Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. 21 4 Работа с графической моделью.
Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания. 28 5 Работа со схематической моделью.
Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки. 5.10 6 Решение логических задач табличным способом.
Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям. 12 7 -8 Работа с ложными высказываниями.
Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний. 19, 26 9 Отрицание высказывания.
Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. 2.11 10 Моделирование как способ решения логических задач.
Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. 16 11 Установление истинности/ложности высказываний.
Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию. 23 12 Решение логических задач методом исключения.
Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний. 30 13 Работа с текстовой и графической информацией.
Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний. 7.12 14-15 Построение цепочки умозаключений.
Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом. 14, 21 16 Графическая и табличная интерпретация текста.
Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний. 28 17 Выдвижение гипотез.
Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. 18.01 18 Построение умозаключений
Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. 25 19 Самостоятельная работа 1.02 20 -21 Построение цепочки рассуждений
Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. 8, 15 22 Планирование действий. Наглядное представление процессов.
Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки. 22 23 Составление линейного алгоритма.
Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формировать умения решать логические задачи на основе построения отрицаний. 1.03 24 Решение логических задач исследовательским методом.
Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. .15 25-26 Решение логических задач различными способами.
Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом. 22, 5.04 27 Решение логических задач на пространственные отношения.
Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий. 12 28-29 Решение логических задач через выдвижение гипотез.
Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. 19, 26 30 Наглядное представление текстовых данных.
Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений. 3.05 31-32 Нахождение логических ошибок в рассуждениях.
Учить находить ошибки в рассуждениях. 10, 17 33 Составление логических задач Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений. 24 Литература:
1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами
логики" для первых классов начальной школы.
2. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной
школе.
3. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.
5. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики .
6. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся
начальной школы.
7. Мельченко И.В. Примерные задания для детей, мотивированных кинтеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет //
http://macschool.narod.ru/metod/ssm/appendix.html
9. Муранов А.А., Муранова Н.Ф. Игры с кругами .
12. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок.