Авторская образовательная программа по дополнительному образованию



Программа
дополнительного образования
вокального объединения «Гармония»

Возраст обучающихся – 10 - 16лет
Срок реализации - 3 года
составитель - Корзникова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ № 19 г.Мичуринска

Пояснительная записка.


Детское вокальное объединение «Гармония» создано для приобщения детей к вокальному искусству, и, в более широком плане, для приобщения их к музыкальной культуре в целом.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Одной из важных задач сегодняшнего дня является подготовка детей к жизни. Каким он вырастет – во многом зависит от окружающей среды. Занятия в группе пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем объединении.
Программа дополнительного образования «Гармония» является экспериментальной, позволяющей вносить коррективы в содержание по ходу её реализации.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Эстетическое воспитание детей средствами искусства способствует формированию идеалов, нравственно воспитывает, формирует направленность интересов, вырабатывает стремление творить по законам красоты. Данная программа является актуальной в наше время, так как современный человек должен быть гармонически развитой личностью.
Новизна образовательной программы «Гармония» заключается в обучение детей хоровому и сольному пению с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения, актерского мастерства и элементарной теории музыки. Участник объединения должен не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держать на сцене. Дети учатся петь, танцевать, но обязательным условием остается следующее: каждый участник – солист, но одновременно хорошо умеет петь в дуэте, трио, в ансамбле. С каждым выходом на сцену учащийся объединения получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства.
Данная образовательная программа по вокалу рассчитана на 3 года и предполагает проведение занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определёнными вокальными знаниями, умениями, навыками и решают определенные задачи для достижения основной цели.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Практическая значимость образовательной программы «Гармония» заключается в том, что в её основу положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «Гармония» в том, что она обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
- сформировать навыки певческой установки обучающихся;
-научить использовать при пении мягкую атаку;
-сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
-сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
-обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
-сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
-развить гармонический и мелодический слух;
-совершенствовать речевой аппарат;
-развить вокальный слух;
-развить певческое дыхание;
- развить преодоление мышечных зажимов;
-развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
-развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
-расширить диапазон голоса;
-развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
-воспитать эстетический вкус учащихся;
-воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
-способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
-воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Отличительная особенность программы дополнительного образования «Гармония» заключается в том, что она включает в себя работу по трём жанрам:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Основные этапы образовательной программы

Программа имеет трехуровневую структуру.
На первом этапе (первый год обучения) «Чудеса в решете» -получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты
На втором этапе (второй год обучения) «Новая волна» - закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение.
На третьем этапе (третий год обучения) «Созвездие» - овладение в совершенстве исполнительским мастерством для дальнейшей профилизации.
Организация образовательного процесса.
В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому начальный этап освоения нашей программы называется «Чудеса в решете»: как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные, весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются дети, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.
Основной этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества.
Состав заключительного этапа программы поистине звёздный – воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня. На вокальном небосклоне зажигаются новые созвездия.
Программа предусматривает использование различных методов и форм.
В качестве главных методов программы избраны методы стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Курс рассчитан на 18 часов в неделю, 288 часов в год.
Программой предусмотрены следующие формы занятий:

- индивидуальные;
- групповые.

Режим занятий:
Группа 1-го обучения – 2 раза в неделю по 1 часу(72).
Группа 2-го обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (72).
Группа 3-го обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144)

Наполняемость учебных групп

Группа 1-го обучения – 15 человек;
Группа 2-го обучения – 12 человек;
Группа 3-го обучения – 12 человек.

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Предполагаемые результаты обучения
Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны:
-чисто интонировать, петь на дыхании;
-петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
-должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.

Предполагается, что в конце 2 года обучения обучающиеся должны:
-петь в диапазоне: первые голоса си м. октавы – ми 2-ой октавы; вторые голоса – ля м. октавы – ре 2 октавы.;
-соблюдать при пении певческую установку;
-петь на цепном дыхании;
-уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
-уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
-уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
-уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
-петь под фонограмму 2-голосные произведения.
-обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
-испытывать потребность к певческой деятельности.

Предполагается, что в конце 3 года обучения обучающиеся должны:
-петь в диапазоне: первые голоса – ля м.октавы – фа # 2-ой октавы; вторые фа # м.октавы – ми 2-ой октавы; третьи – фа м.октавы – ре 2-ой октавы;
-петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
-знать правила охраны голоса в предмутационный период;
-уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
-уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;
-иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
-настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.

Формы проверки результатов освоения программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
1-ый год обучения:
Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анкет для детей и родителей.
Наблюдение педагога в ходе занятий.
2-ой год обучения:
Викторины, выполнение творческих заданий.
Анализ школьных и иных выступлений.
Наблюдение педагога в ходе занятий.
3-ий год обучения:
Наблюдение и анализ подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий, конкурсов и участия (выступления) в них.
Содержание программы

Первый год обучения 10-12 лет.

Тема 1. Вводное занятие: пение как вид музыкальной
деятельности.

1.1.Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид
музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие
о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и ансамблем. Понятие о ансамблевом пении.
1.2.Строение голосового аппарата. Основные компоненты
системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань,и голосовые связки, артикуляционный аппарат.
Формирование звуков речи и пения-гласных и согласных.
Работа артикуляционного аппарата.
1.3. Правила охраны детского голоса. Характеристика
Детских голосов и возрастные особенности состояния
голосового аппарата.
1.4. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.

Тема 2. Формирование детского голоса.

2.1.Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твердое, мягкое, придыхательное); движение звучащей струи воздуха. Интонирование. Понятие кантиленного пения. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Координация дыхания и звукообразования. Дыхательная установка, «зевок». Специальные упражнения формирующие певческое дыхание.
2.3.Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении: раскрытие рта. Развитие навыка резонирования звука. Соотношение дикционной четкости с качеством звучания. Унисонные упражнения.

Тема 3. Работа над певческим репертуаром.
3.1.Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического
языка. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения.
3.3.Работа с песнями современных композиторов. Освоение средств исполнительской выразительности: ритма, фразировки,штриховки. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Тема 4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры.
4.1. Прослушивание аудио и видео записей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса: анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы.
Тема 5. Концертная деятельность
5.1. Участие в общешкольных мероприятиях, концертах.
5.2. Открытое занятие для родителей.

Второй год обучения 13-14 лет.

Тема 1. Совершенствование вокальных навыков.

1.1.Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над развитием вокального мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием.
1.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.
1.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи их соотношение.
1.4. Работа с музыкально-ролевыми песнями и играми. Разучивание движений характерных для той или иной песни. Одновременное исполнение песни и танца.

Тема 2. Работа над певческим репертуаром.

2.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождением музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Песня соло и ансамбле. Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
2.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонированием, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками.
2.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Тема 3. Формирование музыкальной культуры.
3.1. Прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов и групп. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и групп. Обсуждение и анализ ведения и актерского мастерства при создании художественного образа простыми артистами.
3.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов,
театров. Формирование основ общей музыкальной культуры
и расширение кругозора учащимися путем приобщения их
духовным ценностям разных народов.
Тема 5. Концертная деятельность
5.1. Участие в общешкольных мероприятиях, концертах,
конкурсах.
5.2. Отчётный концерт для родителей.

Третий год обучения 15-16 лет

Тема 1. Организация певческой деятельности учащихся в
условиях занятий сценическим движением.
Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Художественный образ и его создание.
Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений
Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по
совершенствованию вокальных навыков учащихся.
Упражнение второго уровня- совершенствования певческих
навыков: утверждение мягкой атаки звука, как основной
формы звукообразования; навык пения при сохранении
единого механизма образования гласных звуков, установки
навыка пения на опоре дыхания.

Тема 3. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней. Работа над частотой
интонации и средствами музыкальной выразительности в
народной песне. Работа над стилевыми особенностями в
песне в зависимости от ее жанра. Пение соло и в
ансамбле. Пение под фонограмму. Самостоятельный подбор
сценических движений.

Тема 4. Формирование музыкальной культуры и
художественного вкуса.

4.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей
профессиональных певцов, посещение театров, музеев,
концертов. Продолжение работы по формированию основ
общей и музыкальной культуры учащихся и расширению
их кругозора. Формирование навыков общения со
сверстниками, занимающимися творческой
деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров
записей выступления профессиональных артистов.
4.2. Анализ музыкальных произведений.
Тема 5.Концертная деятельность.
5.1. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, концертах.

Учебно- тематические планы
Первый год обучения (10-12 лет)


Название темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Вводное занятие. Пение как вид музыкальной деятельности.
1



2
Формирование детского голоса.
2
14
16

3
Работа над певческим репертуаром.
2
30
32

4
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
2
6
8

5
Движение под музыку. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
1
7
8.

6
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
1
6
8


Итого:
9
63
72


Второй год обучения (13-14)


Название темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Вводное занятие
1

1

2
Совершенствование вокальных навыков.
2
17
19

3
Работа над певческим репертуаром.
2
32
34

4
Формирование музыкальной культуры.
2
8
10

5
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движение под музыку
1
8
19

6
Концертная деятельность.
1
8
9


Итого:
9
63
72


Третий год обучения (14-15)


Название темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Вводное занятие
1

1

2
Совершенствование вокальных навыков.
2
33
35

3
Работа над певческим репертуаром.
2
62
64

4
Формирование музыкальной культуры.
2
10
12

5
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движение под музыку.
1
9
10

6
Концертная деятельность.
1
20
21


Итого:
9
135
144


Методическое обеспечение образовательной программы
«Гармония»

Название раздела
Формы занятий
Приемы и методы
Средства обучения

1
Вводное занятие
Пение как вид музыкальной деятельности
Беседа-занятие, практическое занятие
Метод формирования сознания учащегося (объяснение, инструктаж, показ, демонстрация видеофильма)
Видеофильм «Виды музыкальной деятельности»,
наглядные таблицы

2
Формирование детского голоса
Беседа – показ,
практическое занятие
Наглядный метод,
метод системного подхода
Аккордеон, таблицы

3
Совершенствование вокальных навыков
Беседа-занятие
Практическое занятие
Концентрический и фонетический метод (метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у обучающихся)
Аккордеон, таблицы, дидактический материал


4
Работа над певческим репертуаром
Беседа-занятие,
практическое занятие,
Творческий метод, метод импровизации и сценического движения
Музыкальный цент,
аккордеон, фонотека, портреты композиторов

5
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
Практическое занятие, беседа, экскурсия, самостоятельная работа
Метод системного подхода, наглядный метод, демонстрация слайдов, видеофильмов
Аудио и видео проигрыватели, фонотека, тематическая литература

6
Движение под музыку. Использование элементов ритмики, сценической культуры
Практико-теоретическое занятие
Метод импровизации и сценического движения наглядный, метод игры и импровизации
Аудио и видео проигрыватели

7
Концертная деятельность
Практика. Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Системный метод, творческий метод
Сценические костюмы, фонограммы, микрофоны, музыкальный цент,
аккордеон.


Материально-техническое оснащение
Кабинет
Аккордеон
Музыкальный центр
Компьютер, проектор
Микрофоны
Таблицы
Портреты композиторов
Аудио и видеозаписи концертов профессиональных певцов и групп
9. Нотный стан.

Методы и приемы работы
Методы формирования сознания учащегося:
- Показ;
- Объяснение;
- Инструктаж;
- Разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
- Самостоятельная работа;
- Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
- Поощрение;
- Контроль;
- Самоконтроль;
- Оценка;
- Самооценка;
- Вручение подарка;
- Одобрение словом;
Методы поощрения:
- Благодарность;
- Благодарственное письмо родителям;
- Устное одобрение.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей;
- Концерты, игровые праздники;
- Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
- Оформление стенда.

Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса
1.Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк.,1996.
2.Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000
3.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. -М.: Просвещение, 1995.
4.Арнхейм Р.А. Искусство и визуальное восприятие. –М.: Прогресс, 1974
5 .Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начала 20 века.-2-е изд.-Л.: Музыка, 1979.
6.Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. сб. статей – М.: 1953.
7.Брагинская Ж.И. Время и песня. –М.: Профиздат, 1986.
8.ВарламовА.Е. Вокальная педагогика. – М., 1953.

9.Вербов А.М. Техника постановки голоса. – М.,1961
10.Взаимодействие и синтез искусств. –Л.: Наука, 1978.
11.Вообрази себе. Поиграем, помечтаем. –М.: Эйдос, 1994.
12.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1966.
13.Выготский Л.С. Гимнастика чувств. – М.: Просвещение, 1985.
14. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
15. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991.
16. Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. – 2-е изд. – М.: ИФ «Образование в документах», 2001.
17.Злотников В.К. Родство искусств // Искусство в школе, 1993.
18.Иванов А.П. Об искусстве пения. М.; Профиздат, 1963.
19. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия/ сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990.
20.Изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура: сборник материалов по реализации федерального компоненита государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2006.
21. Калашников А.Г. Что такое педагогический процесс// Советская Производственно-трудовая школа. – М.: Просвещение, 1926.
22. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций, 20 ноября 1989 г.) – ЮНИСЕФ, 1999.
23. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов, педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.-Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2005.
24. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.- СПб.: АКЦИДЕНТ, 1997.
25.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.,1987
26.Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-10 классы. Рекомендовано главным управлением общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. -М.: Просвещение, 1994.
27.Музыка: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителч: учебно-методическое пособие /сост. Алеев В.В.,Кичак Т.Н. –М.: Дрофа, 2003.
28. Музыка: учебно-наглядные материалы /Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. –М.: ООО «Фирма Издательство АСТ»,-1998.
29. Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2000.
30. Назаренко И.К. Искусство пения. – М.,1968.

31. Овчинников М.А. Творцы русского романса. –Вып.2- М.: Музыка, 1991.

32.Петрушин В.И. Пой. Играй: пособие для муз. Самообразования. –М.: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

33. Попов В. Методика дополнительного образования. От разработки до реализации /сост. Беспятова Н.К. –М.: Айрис-Пресс, 2003.

34. Программа: Музыка для внешкольных учреждений и образовательных школ.-М.: Просвещение,1987.

35. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.-Саратов: СГПИ им. К.А.Федина, 1985.

36. Способин И.В. Элементарная телрия музыки.-М.: изд-во «Музыка», 1973.

37.Садовников И. Орфоэпия в пении. – М.,1958.

38.СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

39.Стулова Г.П. Развитие детского голоса. – М.,1992.

40.Уемов А И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
Шмагина Т.С. Музыка в московских школах: сценарии уроков с методическими комментариями: пособие для учителя.-М.: МИРОС, 1993.

41.Энциклопедия для юных музыкантов /авт.-сост. И.Ю.Куберский, Е.В. Минина; оформл. «Диамант». - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.





Список литературы для детей:
1.Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке.-М.: Линка-Пресс, 1997.-146с.
2.Манакова И.П.,Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка.-Свердловск, 1991.-123с.
3.Энциклопедия для юных музыкантов /авт.-сост. И.Ю.Куберский, Е.В. Минина; оформл. «Диамант». - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

Список литературы для родителей

1.Выготский М.С. Проблема культурного развития ребенка. М.: Вестн. 1991. Михайлова М.А.
2.Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
3.Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. Книга для родителей и учителей. М.: вестн. 1991.

























13PAGE 15


13PAGE 14115









Эстрадный
жанр

Классический жанр

Народный жанр



15