Конспект урока по русскому языку Родственные слова. Корень слова (2 класс)


Урок русского языка
«Родственные слова. Корень слова».
ПНШ 2 класс
Тип урока:
Открытие новых знаний
Проблема:
1. Какие слова называются родственными?
2. Что такое корень слова?
Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1.Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2.Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3.Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4.Обогащать словарный запас учеников.
5.Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: опорные слова, карточки для дифференцированной работы, карточки обратной связи «настроение», деревья для групповой работы, листочки с родственными словами, конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, сигнальные карточки ( виды работ), пчелка, музыкальное сопровождение (релаксация).
Ход урока:
Орг. момент
- Сегодня у нас «открытый урок». А это значит, что у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям. Поздоровайтесь. Улыбнитесь. А теперь вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Мне сегодня приснился странный сон. Будто я гуляю по осеннему саду. Он просто чудесен. Но что я вижу?! Сад этот необычный. Он волшебный. А почему волшебный, вы ответите мне на этот вопрос сами, в конце урока. Над входом в этот волшебный сад была надпись:
Ум да разум надоумят сразу.
. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
Создание проблемной ситуации.
- Прогуливаясь по прекрасному саду, в моей памяти всплыло стихотворение Зои Федоровской
Осень
Осень на опушке краски разводила,По листве тихонько кистью проводила:Пожелтел орешник и зарделись клёны,В пурпуре осеннем только дуб зелёный.Утешает осень:— Не жалейте лето!Посмотрите — роща золотом одета!
- А какие приметы осени вы еще знаете? (Дождь, низкое небо, солнце уже греет меньше, птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся в корни и под кору деревьев)
-Все верно. У осени есть много друзей и родственников. -А вам знакомо слово родственники? Кого мы называем родственниками? (Мама, папа)
-Верно, родственники – это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Они очень часто бывают похожи друг на друга, у них есть что-то общее.
-Посмотрите внимательно на доску и найдите в стихотворении слово, которое является родственным слову осень. Какие родственные слова вы увидели? (Осень, осеннем) – выделяю другим цветом на интерактивной доске
- В русском языке тоже есть такое понятие родственные слова. Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (Близкие по смыслу)
- Посмотрите внимательно на слова, которые мы выделили. Что в них общего? (Есть общая часть – осен).
- Предлагаю эту общую часть слов спрятать от дождя под зонтик. (Выделение дугой корня в словах осень и осеннем)
- Сделайте вывод, какие слова мы называем родственными? (Слова близкие по смыслу и имеющие одинаковую часть)
-Все растения тоже имеют одну очень важную часть. Без чего они не смогут расти? (Корень)
-Верно. А какое отношение слово «корень» имеет к русскому языку? (У слов есть корень)
-Молодцы!
Определение темы и целей урока
Так же как и у кустов
Корень есть у слов!
- Назовите тему нашего урока. Какие цели поставим себе? (Узнать, что такое корень слова, научиться находить его в словах, выделять его, подбирать родственные слова)
Первичная проверка понимания новой темы
- Закройте глазки. Я вас приглашаю сегодня отправиться в волшебный осенний сад.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Давайте посадим слово: сад
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
-Какие новые слова выросли из слова сад? (Садик, садовник, садовод, садовый)
Запись слов в тетрадь через запятую.
- Что общего во всех этих словах? (Общий смысл)
-Можем ли мы назвать их родственными? (Да)
- Есть ли у них общая часть? Как она называется? (Корень). Выделите ее зонтиком. (Сад)
- Попробуйте сформулировать правило, что же такое корень? (Корень – это общая часть всех родственных слов)
Чтение правила в учебнике стр. 96.
Динамичекий момент
-А сейчас встаньте, потянитесь, за руки возьмитесь.
Изобразите в парах, как мы будем выделять корень в словах.
Работа в группах по теме
-Предлагаю вам вырастить новые деревья из слов-корней. Игра «Найди свое дерево» (Работа в группах)
1-ый ряд от корня -лист- (листок, листочек, листик, листва, лиственный, листопад)
2-ой ряд от корня – вод- (вода, водный, водяной, водичка, водопад, подводник)
3-ий ряд от корня - лес- (лесок, лесник, лесной, лесничий, лесоруб, лесопосадка)
-Посмотрите, какие у нас чудесные деревья получились! Даже пчелка решила поселиться в дупле на дереве. Она приготовила вам новое задание. Откройте ноутбуки. Выполните задание в парах. Проверка. (Учащиеся зачитывают пары однокоренных слов)
Закрепление новой темы
Работа по учебнику.
- А сейчас давайте выполним упражнение 66. Прочитай стихотворение.
Дождь и град,
Дождь и град,
Прибываем в Дождеград!
Надеваем дождевик,
Вылезаем на перрон,
Поднимаем воротник,
Опускаем капюшон.
Дождь и град,
Дождь и град,
Поливать наш дождик рад!
Выпишите родственные слова, выделите корень. (Взаимопроверка)
Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Поднимите руки те, кто выписал лишнее слово или неправильно выделил корень.
Индивидуальная работа.
Проверочное задание-тест (выполняется на пультах и карточках):
1 группа работает с пультами.
2 группа – на карточках с самопроверкой. (На обороте карточки есть «ключ»)
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ль слова родные – однокоренные?
-Найдите лишнее слово и выделите его.
1.
А. Лень
В. Кленовый
С. Клён
2.
А. Осина
В. Осень
С. Осиновый
3.
А. Берёза
В. Берёзка
С. Беседка
4.
А. Дубовый
В. Дерево
С. Дуб
5.
А. Малина
В. Малинка
С. Маленький
6.
А. Миндаль
В. Орех
С. Орешник
7.
А. Рябина
В. Рубин
С. Рябиновый
-Результат работы на пультах я видела, а те кто работал на карточках – открывают «ключ» и выполняют самопроверку.
-Названия каких растений нам встретились в тесте? (Клён, берёза, дуб, малина, рябина, орешник).
-Могут ли они расти в осеннем саду? Давайте посадим их в нашем осеннем лесу. (Учащиеся выходят к учительскому столу, находят дерево или куст с корнем и однокоренными словами и вывешивают на доску)
- Вы, ребята, молодцы! Посмотрите какой великолепный волшебный сад у нас получился. Сад из слов!
Итог урока. Рефлексия
-Ребята, наш урок подходит к концу.
-Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке? (Родственные слова, корень)
-Вспомните, с какой пословицы мы начали наш урок? (Ум да разум надоумят сразу) Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (Да, много работали, трудились, узнали новое. И еще там есть однокоренные слова – ум, разум, надоумят)
-Как вы считаете, мы достигли своей цели? (Я считаю, что достиг поставленной цели, так как на уроке я научился находить родственные слова, выделять корень, работал в парах, группах, правильно выполнил все задания)
-Вы замечательно поработали. С каким настроение вы провели наш сегодняшний урок?
У вас есть листики. Давайте украсим наш сад осенними листьями.
- В каком волшебном лесу мы сегодня побывали? ( Сад из слов)
-Сегодня на уроке хочу отметить работу…
Домашнее задание
-Запишите домашнее задание. 1 группа – выполняет дома творческую работу на карточках. 2 группа – учебник упр. 71 стр. 97
-Спасибо за урок!