Статья на тему Мультипликационное кино как средство формирования эстетической культуры у младших школьников

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сосновская Светлана Сергеевна,
Учитель начальных классов
МБОУ Алексеевская школа
Первомайского района Республики Крым
2017 год.

Постановка проблемы. В современном обществе особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры. Становление эстетической культуры личности младшего школьника обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.
Одной из центральных задач современной общеобразовательной школы является формирование культурной и образованной личности подрастающего поколения. Основополагающее для этого звено – эстетическая культура учащихся. Наиболее благоприятным периодом для её формирования является младший школьный возраст. Уровень эстетической культуры, заложенный именно в это время, определяет сформированность общей культуры личности на последующих этапах её развития.
Анализ исследования. Различные стороны проблемы формирования эстетической культуры младших школьников нашли отражение в работах Л. Баженова, Л. Беляева, Ю. Борева, И. Вахнянская, Н. Витковская, С. Герасимова, Н. Киященко, Б. Лихачева, Г. Шевченко.
Классики педагогики А. Макаренко, Б. Неменский, В. Сухомлинский, Л. Толстой, К. Ушинский полагают, что сущность процесса формирования эстетической культуры младших школьников состоит не только в умении воспринимать, ценить и понимать «прекрасное», но и в развитии у детей способности создавать прекрасное во всех сферах своей жизни.
По мнению, В. Сластенина, данный возраст располагает огромными возможностями для формирования и развития эстетической культуры, творческих способностей: музыкальных, изобразительных и пластических. Потребность в самовыражении, которую проявляют учащиеся, требует их постоянной вовлеченности в разнообразные виды деятельности.
Сформированность эстетической культуры усиливает личностное отношение к выбору профессии, приводит в соответствие собственные потребности общественным идеалам, представлениям о ценностях, активизирует внутренние ресурсы, обеспечивая таким образом самореализацию личности.
Изложение основного материала исследования. Для формирования эстетической культуры младших школьников используются различные средства – окружающую действительность, быт, природу, труд, искусство. Важнейшая роль в данном вопросе принадлежит искусству. По мнению Б. Лихачева, именно искусство – «наиболее универсальное средство эстетического воспитания, концентрирующие в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. В искусстве объединяются, трансформируются и приобретают и художественное воплощение все остальные средства. Постижение языка искусства ведет к освоению учащимися приемов и принципов преобразования, переосмысления явлений действительности, к развитию их собственных способностей. Многообразие видов искусства адресовано всем чувственным способностям человека его эмоциональному опыту и подсознанию, потребности наслаждаться выразительностью и красотой форм материи, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека, значительных общественных событий[5].
Мультипликационное кино является наиболее любимым и популярным видом искусства для детей младшего школьного возраста. Однако общение младших школьников с этим искусством часто остается вне поля зрения школы, и используются в недостаточной мере. Вместе с тем, возможности мультипликации в вопросах формирования эстетической культуры учащихся обладают огромным потенциалом[3].
По мнению Е. Кадушкиной самым близким видом искусств для младшего школьника, является мультипликационное кино. Мультипликационное кино неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационного кино демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром [2].
Мультипликация имеет особые обязанности перед юным зрителем, она с ним тесно связана. Мультипликаторы плодотворно работают, не только чтобы доставить радость, но и дать «умный урок» тем, для кого искусство в жизни нередко начинается именно с мультфильма, утверждает А. Федоров [4]. Вместо привычного термина «мультипликация», то есть мульти – умножение, теперь всё чаще используется «анимация». «Анима» – это душа. Это значит, что, в отличие от обычного кино, такие фильмы представляют собой попытку как бы заглянуть в душу – внутреннюю суть предмета, события, явления.
По мнению, Л.Бажанова мультипликационные фильмы легко узнаются с первого взгляда – это движущиеся картинки, созданные с помощью мастерства художника. Не следует, однако, забывать, что этот несерьёзный с первого взгляда вид искусства по своей глубине не уступает иным другим. Мультфильмы смотрят не только дети, но и взрослые; в них могут затрагиваться важные темы и использоваться уникальные художественные эффекты [1].
Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательность, движения, действия – вот предпосылки сильного впечатления, производимого данным искусством на детей. Это искусство впитывает и перерабатывает то, что несут в себе другие искусства (карикатура, плакат, книжная иллюстрация, живопись, музыка, кукольный театр, цирковая клоунада). За годы своего существования искусство мультипликации вобрало в себя множество сюжетов из фольклора, классики, современной жизни. Эта идея взаимодействия искусства и жизни очень полезна для детей: они приучаются к миру прекрасного, познают природу художественного творчества, у них формируется эстетическая культура.
В процессе формирования эстетической культуры младших школьников на материале мультипликационного кино можно использовать самые разнообразные творческие задания [6]:
– составление словесного портрета героя;
– фантазирование по поводу его взаимоотношений с родителями, друзьями, незнакомыми людьми, придумывание его занятий, игр, дома, любимых блюд;
– сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; анализ придуманных поступков;
– составление «коллажа» из нескольких мультфильмов;
– анализ выразительности образа (внешний вид, речь, действия, движения, жесты, мимика, интонация);
– подбор музыки для характеристики героя, события, поступка;
– рисование образа персонажа (костюм, грим, аксессуары, атрибуты).
Организованная таким образом работа заставляет и педагогов сознательно интегрировать, объединять в учебно-воспитательном процессе различные виды искусств, виды деятельности, соответственно перестраивая и педагогические подходы к формированию эстетической культуры.
Резюме. Данная статья посвящена проблеме формирования эстетической культуры младших школьников с помощью мультипликационного кино. В статье рассмотрено значение терминов «культура», «эстетическая культура», «мультипликационное кино», выделены творческие задания на формирования эстетической культуры младших школьников средствами мультипликационного кино.
Ключевые слова: младший школьный возраст, эстетическая культура, мультипликационное кино.
Резюме. Дана стаття присвячена проблемі формування естетичної культури молодших школярів за допомогою мультиплікаційного кіно. У статті розглянуто значення термінів «культура», «естетична культура», «мультиплікаційне кіно», виділені творчі завдання на формування естетичної культури молодших школярів засобами мультиплікаційного кіно.
Ключові слова: молодший шкільний вік, естетична культура, мультиплікаційне кіно.
Summary. This article is devoted to the formation of aesthetic culture of younger schoolboys using animated movies. The article discusses the importance of the terms "culture", "aesthetic culture", "animated cartoon movie" creative tasks allocated to the formation of aesthetic culture of younger schoolboys by means of animated movies.
Keywords: elementary school age, aesthetic culture, animated movie.
Литература.
1. Баженова Л.М Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников / Л.М.Баженова // начальная школа. – 2002. – № 5. – С. 50–54.
2. Кадушкина Е. Дети и средства информации / Е. Кадушкина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 116–118.
3. Карпухина Е.В. Использование кейс – метода как средства формирования эстетического вкуса у младших школьников / Е.В. Карпухина // Начальная школа. – 2010.
· №11. – С. 107
·109.
4. Федоров А.В. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. – Таганрог: Изд–во Таганрог, пед. института, 1999. 68 с.
5. Филонов Г.Телевидение и воспитание / Филонов Г. // Воспитание школьника. – 2008. – № 1. – С. 3–8.
6. Энциклопедия мультипликации. Сост. Капков С. М.: Алгоритм, 2006.
15