Воспитание социальной активности детей в вокальной студии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
г. Лысьва Пермского края









Выступление на краевой конференции
«Современные возможности дополнительного образования»
по теме: «Воспитание социальной активности детей
в вокальной студии «Кантилена»»











Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ДДЮТ»
Пластинина Елена Владиславовна












май, 2012 год


Социальная активность ребёнка – это проявление сущностных свойств его личности в общественной жизни, она выражается в его познавательной, коммуникативной, деятельностной и творческой позиции.
Занятия в вокально-хоровой студии «Кантилена» не дублируют уроки музыки в общеобразовательной школе, акцент ставится именно на пении, развитии голосового аппарата. Результатом нашей работы являются концертные номера, которые входят в программы мероприятий Дворца, города, а также конкурсные выступления городского, краевого и российского уровней. Жанр, в котором работает «Кантилена» - это эстрадная песня. Как известно, этот жанр чаще бывает представлен сольным, реже дуэтным исполнительством. «Конёк» Кантилены – эстрадное ансамблевое исполнительство, хотя, конечно, есть и солисты, но и они в большинстве своём – участники ансамблей.
Цель образовательной программы студии «Кантилена» - создание условий для овладения обучающимися навыками вокального исполнительства, а также приобретения ими эмоционально-ценностного отношения к миру.
Исходя из деятельности коллектива, можно выделить ряд особенностей, способствующих воспитанию социальной активности обучающихся:
- возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности;
- сотворчество детей и педагога;
- координирующая роль педагога в воспитательном процессе;
- акцентированная субъектность.
Возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности проявляется в совместном творчестве, которое сплачивает коллектив. Все участники ансамблей чувствуют себя значимыми «зёрнышками» общего дела. Построенный таким способом образовательный процесс не даёт развиться таким негативным качествам личности как зазнайство, эгоизм, завышенная самооценка, ведь эстрадное исполнительство – признанный элитарный вид детского творчества.
Воспитанники студии «Кантилена» выступая на сцене, выполняют свою задачу, которая заключается не в самолюбовании, а в отдаче определённой эмоции зрителю, в самоотдаче. Ведь главное появившись на сцене, своей улыбкой зажечь весь зал, и тогда публика будет тебе благодарна. Твои эмоции, глаза, должны гореть, чтобы был настоящий праздник на сцене. Нужно верить в себя, быть в себе уверенным, любить сцену и всех тех людей, которые смотрят на тебя! Конечно, не всегда всё получается, но мы всегда к этому стремимся.
Наиболее ярко формируется гражданская позиция детей-артистов при выступлениях на больших площадках: в торжественных городских мероприятиях, таких как День города, День Металлурга. Дети с радостью участвуют в них, понимая свою значимую роль. Таков факт самореализации детей в творческой деятельности, один из принципов социальной активности.
Особенностью социализации воспитанников вокальной студии «Кантилена» является их опыт общения во время исполнительской и творческой деятельности с людьми разного возраста, круга, социального статуса. Во время подготовки и проведения ежегодных отчётных концертов – это общение детей разных возрастных групп студии между собой.
Дети бесспорно обогащают свой социальный опыт в поездках и выходах на другую концертную площадку.
В 2010-11 году нам приходилось выступать трижды на территории металлургичекого завода перед ветеранами и работниками завода, в политехническом колледже перед студентами и преподавателями, мы осуществили результативные поездки в Пермь и Екатеринбург на вокальные конкурсы, на фестиваль детского творчества «Голубая волна» на Чёрном море.
В ситуации «на выезде», где все «на равных» очень часто ребёнку приходится «шлифовать» своё искусство общения, временно отодвигая собственное «я» на второй план.
Сотворчество детей и педагога также считаю важным моментом. Во время занятий происходит непрерывный совместный творческий процесс, в котором ребёнок играет важную роль. Без преувеличения могу сказать, что всегда с большим вниманием отношусь к «искоркам» детского творчества, обязательно выслушиваю и оцениваю их творческие мысли. При этом дети не боятся высказывать свои мысли, видят, что к ним относятся серьёзно. Часто предложенные детьми варианты берутся в работу.
Наиболее часто наше сотворчество проявляется в таких вопросах, как придумывание подголосков в песнях, обдумывание мелодической фразировки исполнения. Особенно активно протекает процесс придумывания хореографических элементов, сопровождающих песню, в этом случае инициативу детей приходится даже сдерживать и убедительно рекомендовать свой вариант.
Координирующая роль педагога в воспитании детей студии «Кантилена» очевидна. В творческой работе очень важен характер взаимоотношений «педагог-ребёнок», ведь вся работа построена на интересе, на желании ребёнка общаться со своим старшим другом, спросить совета или консультации, поэтому в моей работе нет места назидательности, нетерпимости, авторитарности. Есть понимание, убеждение, есть похвала. Есть наш репертуар, который мы не просто транслируем, осмысление его даёт нам много «пищи» для размышления, сам по себе способствует воспитанию в детях истоков духовности и основ нравственности.
Как проявляется в специфике вокальной работы с детьми акцентированная субъектность?
Особенно при работе с солистами в подборе песенного репертуара важен учёт возрастных особенностей ребёнка, его психотипа. Допустим, ребёнок очень подвижный, живой, непоседливый по характеру, а ему дают песню романтического характера, очень медленную, однообразную, непонятную ему, или наоборот.
Педагогу просто необходимо «попасть в десятку», дать песню понятную, чтобы естественный характер ребенка, его восприятие содержания произведения, уже не отвлекал его и педагога от поставленных технических задач. Тогда уже над характером песни работать не придется, а можно лишь подкорректировать и направить юного певца на самовыражение. Это получится эмоционально, естественно, ярко и выразительно.
Таким образом, можно сделать вывод, что все перечисленные особенности деятельности вокальной студии выступают гарантией воспитания социально активной личности.
Список литературы.
1. Герасимова Л. А. Дипломная работа «Воспитание социальной активности детей» в учреждении дополнительного образования










13PAGE 15


13PAGE 14415




15