Конспект урока Равномерное и неравномерное движение. Скорость физика 7 класс


ГУ «Талдыкольская основная школа»
ТЕМА: «Равномерное и неравномерное движение. Скорость.» Класс: 7 класс
Байжакупова Галина Аубакировна учитель физики
вторая категория

Урок подготовила учитель физики Байжакупова Галина Аубакировна ГУ «Талдыкольская ОШ»
КЛАСС:7
ПРЕДМЕТ: физика
ТЕМА: «Равномерное и неравномерное движение. Скорость.» ТИП УРОКА: комбинированный
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1 уровень (базовый) – репродуктивная деятельность.
Обучающиеся должны знать определение скорости прямолинейного движения, уметь определять вид движения тела, руководствуясь указаниями учителя, вычислять скорость тела, время, путь используя формулы, знать единицы измерения физических таких величин, как скорость, время, путь.
2 уровень (повышенный) – частично-поисковая деятельность. Обучающиеся должны уметь: выводить формулу для вычисления скорости, пути, времени для прямолинейного равномерного движения, уметь переводить единицы скорости в систему СИ.
3 уровень (высокий) – проектировочно-конструкторская деятельность.
Обучающиеся должны уметь: теоретически представлять конечные результаты опыта, составлять мини-рассказы о движении тела опираясь на понятия равномерное и неравномерное движения, анализировать и обобщать информацию, полученную из различных источников.
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Формировать знания учащихся о важнейших характеристике механического движения – скорости, о понятиях равномерное и неравномерное движения. Ввести единицу измерения скорости.
2.Развить интерес к физике, логическое мышление, умение «видеть» физику в окружающем мире, а также умение выдвигать учебные гипотезы для физических явлений и результатов опытов, учить рефлексировать, развивать речь учащихся.
3.Воспитавать личностные качества , обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности учащихся, дисциплинированности, активности, целеустремленности, способности к самооценке.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:
Демонстрационные видеоролики «Виды движения», электронная презентация, программа тестер, раздаточный дидактический материал.
ХОД УРОКА
№ Этап уроки Время (мин) Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организация
начала занятия. 1 Проверяет готовность обучающихся к работе на занятии Проверяет готовность обучающихся к работе на занятии
2 Проверка выполнения домашнего задания 5 В процессе проведения фронтального опроса проверяет правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, исправляет ошибки. Отвечают на вопросы учителя.
1.Что называется материальной точкой?
2.Что такое траектория?
3.Что такое путь?
4. Чем путь отличается от траектории?
5.Путь или перемещение вы оплачиваем при проезде в такси, самолете?
6.Отличается ли форма траектории самолета относительно воздуха и относительно поверхности Земли в безветренную погоду; при наличии бокового ветра?
7.Какой величиной является перемещение?
3 Подготовка к основному этапу занятия (формулировка целей урока). 1 Формулирует цели урока, связь нового материала с ранее изученным материалом. Учащиеся записывают в тетради, тему урока.
4 Изучение нового материала. 15 На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Пример равномерного движения тела»
1.Внимательно слушают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя
Каковы промежутки времени?
Какие пути проходит парашютист за соответствующие промежутки времени?
Вывод: тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.
Слайд 2 Учащиеся записывают определение в тетради.
Учащиеся отвечают на вопросы: Приведите примеры равномерного движения.
Как часто мы встречаемся с равномерным движением?
На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Пример неравномерного движения тела»
1.Внимательно слушают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя
Каковы промежутки времени?
Какие пути проходит парашютист за соответствующие промежутки времени?
Вывод: тело за равные промежутки времени проходит разные пути.
слайд 3 Учащиеся записывают определение в тетради.
Учащиеся отвечают на вопросы: Приведите примеры неравномерного движения.
Как часто мы встречаемся с неравномерным движением?
Рассмотрим пример 1 километр
самосвал проходит за 1мин,
велосипедист за 3 минуты,
пешеход за 5мин,
мотоциклист за 0,5мин.
38105588000
слайд 4 Учащиеся отвечают на вопрос: Чем отличается характер движения самосвала, велосипедиста, пешехода, мотоциклиста? (скорость)
635906780008794752419350063520701000Работа со слайдами Учащиеся записывают определение скорости, формулу вычисления, единицу измерения скорости
5 Работа с дополнительной литературой 3 Учитель предлагает учащимся дополнительный материал «Скорость в природе» (приложение 1) Учащиеся работают с дополнительным материалом «Скорость в природе»
6 Решение задач. 3 Скорость зайца равна 15м/с, а скорость дельфина 72км/ч. Кто из них имеет большую скорость?
Учащиеся отвечают на вопросы: Как сравнить скорости с разными единицами измерения?
Как перевести из км/ч в м/с?
Выводят алгоритм перевода из км/ч в м/с (слайд 8).
Решаем задачу 72км/ч=72. (1000м/3600с)=20м/сОтвет скорость дельфина больше скорости зайца.
7 Работа в парах «Физическое лото» 7 Для выполнения следующего задания нам необходимо вспомнить из курса математики: Как находится пройденный путь, время? Учащиеся вспоминают и записывают формулы вычисления пути и времени S= υ.t t= sυУчащиеся выполняют работу в парах «Физическое лото» (приложение 2)
7 Контроль и самопроверка знаний 7 2078355116967000Выявляет качество и уровень овладения знаниями обучающихся. Отвечают на вопросы теста.
(приложение 3)
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение 7 №2
1182370177808350251778043357817907Дано: СИ Решение:
t=30мин 1800с v=st v= 9000м1800с =5м/с
s=9км 9000м
v=?
Ответ:v=5м/с
8 Подведение итогов занятий 1 Даёт анализ и оценку успешности выполнения задач урока. Оценивают степень реализации задач урока.
9 Информация о домашнем задании. 1 Предлагает обучающимся провести рефлексию своего поведения (мотивации и способов деятельности). Анализируют и оценивают свою работу на уроке.
10 Рефлексия. 1 Сообщает домашнее задание.
Выставление оценок Записывают д/з. параграф 17,18упр7 №4
Приложение
Физическое лото. Заполните игровое поле
1 вариант
S путь t время V скорость
1 90м 15с ?
2 ? 5мин 36м/с
3 140км ? 70м/с
4 300км 30мин ?
5 ? 1ч45мин 20км/ч
S путь t время V скорость
1 200м 10с ?
2 ? 3мин 45м/с
3 180км ? 90м/с
4 600км 60мин ?
5 ? 1ч30мин 15км/ч
Физическое лото.
Заполните игровое поле
2вариант
2000с 2ч 2000ч
20м/с 200м/с 2м/с
8100м/с 135м/с 135м/мин
10км/ч 600км/ч 36000км/мин
10км 22,5км 19,5км
2000с 2с 0,2ч
10км/ч 600км/ч 600м/с
180м 10800м 108км
29км/ч 35км/ч 350км/ч
6м/с 6км/ч 60м/с
Приложение 3
Вариант I
1. Что называют траекторией?
А. Линию, по которой движется тело.
Б. Длину линии, по которой движется тело.
В. Изменение положения тела относительно других тел
2. Относительно какого тела пассажир, сидящий в движущемся автобусе, находится в состоянии покоя? 1) относительно водителя автобуса, 2) относительно Земли, 3) относительно колес автобуса.
А. 1. Г. 1, 2. Ж. 1, 2, 3.
Б. 2. Д. 1, 3.
В. 3. Е. 2, 3.
3. Какова траектория движения секундной стрелки часов?
А. Прямая линия.
Б. Кривая линия.
В. Окружность.
4. Какое движение называют неравномерным?
А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути.
Б. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит неравные пути.
В. Движение тела, при котором его траекторией является прямая линия.
5. Какие из перечисленных движений являются равномерными прямолинейными? 1) Движение автомобиля при торможении, 2) Движение маятника в часах, 3) Движение эскалатора метро.
А. 1,2, 3. Г. 2, 3. Ж. 3.
Б. 1,2. Д. 1.
В. 1,3. Е. 2.
Вариант 2
1. Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называют...
А. Пройденным путем.
Б. Траекторией.
В. Механическим движением.
2. Относительно каких тел груз на борту плывущей яхты находится в движении? 1) Относительно берегов, 2) Относительно воды, 3)Относительно мачты.
А. 1. Г. 1, 2. Ж. 1, 2, 3.
Б. 2. Д. 1, 3.
В. 3. Е. 2, 3.
3. Какова траектория движения мяча во время футбольного матча?
А. Прямая линия.
Б. Кривая линия.
В. Окружность.
4. Какое движение называют равномерным?
А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути.
Б. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути.
В. Движение тела, при котором его траекторией является прямая линия.
5. Какие из перечисленных движений являются неравномерными непрямолинейными? 1)Полет самолета, 2) Движение секундной стрелки часов, 3) Движение шарика, выпавшего из рук.
А. 1,2,3. Г. 2, 3. Ж. 3.
Б. 1,2. Д. 1.
В. 1,3. Е. 2.
Вариант 3
1. Что называют пройденным путем?
А. Линию, по которой движется тело.
Б. Изменение положения тела относительно других тел.
В. Длину траектории, по которой движется тело.
2. Относительно какого тела летчик, летящий в вертолете, находится в покое? 1) Относительно кабины, 2) Относительно воздуха, 3)Относительно Земли.
А. 1. Г. 1,2. Ж. 1, 2, 3.
Б. 2. Д. 1, 3.
В. 3. Е. 2, 3.
3. Какова траектория движения пассажира, находящегося на эскалаторе метро?
А. Окружность.
Б. Прямая линия.
В. Кривая линия.
4. Какое движение называют неравномерным?
А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит неравные пути.
Б. Движение тела, при котором его траекторией является прямая линия.
В. Движение, при котором тело в равные промежутки времени проходит равные пути.
5. Какие из перечисленных движений являются равномерными?
1) Течение воды в равнинной реке, 2) Спуск лыжника с горы, 3)Движение международного автобуса по трассе.
А. 1,2,3. Г. 2,3. Ж. 3.
Б. 1,2. Д. 1.
В. 1,3. Е. 2.
Вариант 4
1. Линию, которую описывает тело при своем движении в течение некоторого промежутка времени, называют...
А. Механическим движением.
Б. Траекторией.В. Пройденным путем.
2. Относительно какого тела пассажир, сидящий в движущемся автобусе, находится в движении? 1) Относительно водителя автобуса, 2) Относительно Земли, 3) Относительно колес автобуса.
А. 1. Г. 1, 2. Ж. 1, 2, 3.
Б. 2. Д. 1, 3.
В. 3. Е. 2, 3.
3. Какова траектория движения Луны вокруг Земли?
А. Окружность.
Б. Прямая линия.
В. Кривая линия.
4. Какое движение называют равномерным?
А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит неравные пути.
Б. Движение тела, при котором его траекторией является прямая линия.
В. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути.
5. Поезд за время 0,5 ч прошел расстояние 30 км, причем за первые 15 мин — 20 км, а за последние 15 мин — 10 км. Какое это движение?
А. Неравномерное.
Б. Равномерное
Приложение 2
Большие и малые скорости в природе
В окружающем нас мире движутся моря и реки, горы и континенты, листья и стебли растений, насекомые, животные и рыбы и многие другие живые и неживые тела. От частичек песка, переносимых ветром, и до галактик – всё находится в непрерывном круговороте бытия. Скорость, с которой движется Земля по околосолнечной орбите – 29800 м/с. Скорость, с которой в ходе вращения Земли движется точка земного экватора – 465 м/с. Скорость, с которой Солнце обращается вокруг центра Галактики – 250000 м/с. Быстрее всех на земле гепард: 120 км/час, а в воде – меч-рыба: 135 км/час. Среди жителей воздушного океана рекорд скорости у золотистого орла, при пикировании он развивает скорость до 160 км/час. Чемпионами по скорости роста среди растений по праву считаются грибы: до 15 мм/сут. Отметив рекорды больших скоростей, затронем и малые скорости. В поговорку вошла медлительность черепахи (0,05 м/с) и улитки (0,016 м/с). Если бы человек мог видеть сквозь землю, он зачислил бы в ту же компанию земляного червя и крота. Движутся реки (до 7 м/c) и морские течения (до 3 м/с), приливные волны на морях и океанах: их скорости сравнимы с теми, которые в своем движении развивает человек (до 5 м/с). Примерно с такими же по порядку величины скоростями падают из облаков снег (до 0,2 м/с), дождь (до 8 м/с). Однако скорость самих облаков до 20 м/с, лавин до 30 м/с, ветра до 70 м/с при урагане, а камни при извержениях вулкана летят со скоростью до 300 м/с. Бегун на короткие дистанции развивает скорость 10 м/с, бегун на длинные – 7 м/с, прыгун в длину – 9,5 м/с, прыгун в высоту – 6,7 м/с, пловец – 2 м/с.