Конспект урока по физике на тему Равномерное и неравномерное движение


Подробный конспект урока.Организационная информация
Тема урока
Равномерное и неравномерное движение. Скорость.
Предмет Физика
Класс 7
Автор урока (ФИО, должность) Базулина Марина Ивановна, учитель
Образовательное учреждение Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Школа №1»
Республика/край, город/поселение РФ/Владимирская область, город Кольчугино
Методическая информация
Тип урока
Объяснение нового материала
Цели урока
Оценить знания учащихся о понятиях механическое движение, перемещение, путь, время движения. Изучить понятия равномерное, неравномерное движение, скорость. Добиться понимания этих понятий и умения применять их при решении качественных и количественных задач с использованием сказочных фрагментов.
Задачи урока
Образовательные:
Продолжить формирование понятий механическое движение, перемещение, путь, время движения, умения наблюдать и характеризовать физическое явление, умение работать с физическими приборами. Сформировать понятие равномерное и неравномерное движение, скорость, единица скорости.
Развивающие:
Развитие мышления, научного интереса к окружающему миру, умение формулировать свою мысль, выдвигать гипотезу, правильно ставить вопрос, делать обобщения и выводы, быстро принимать решения, применять теоретические знания на практике, развитие творческих способностей.
Воспитательные:
Развить эмоционально-ценностное отношение к предмету, учителю и друг к другу, развить научное миропонимание. Для обеспечения политехнической и экологической направленности урока убедить учащихся в практической важности знаний о скорости, равномерном и неравномерном движении. Содействовать формированию умения прийти на помощь товарищу.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Закрепление знаний по понятиям механическое движение, путь, перемещение, время. Актуализация понятий равномерное и неравномерное движение, скорость. Приобретение умения работать с системой СИ, перевод единиц из км/ч в м/с. Приобретение навыков решения качественных и количественных задач по физике.
Необходимое оборудование и материалы Стеклянная трубка диаметром около 1 см и длинной 1 метр, закрытая с обоих концов, заполнена подкрашенной жидкостью так, чтобы в ней остался пузырек воздуха, метроном, наклонная плоскость, шарик, измерительная лента.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Для введения понятия равномерное движение используем опыт со стеклянной трубкой. Для введения понятия неравномерное движение – опыт с движением шарика по наклонной плоскости. Для введения понятия скорость - наблюдение за движением ежа и зайца и сравнение их движения. Использование фрагментов сказки «Снежная Королева» для составления и решения расчетных задач.
Ход и содержание урока
Ход урока:
1. Организационный момент – 1 минута.
2. Повторение понятий механическое движение, путь, перемещение, время (фронтальный опрос) – 2 минуты.
3. Постановка учебной проблемы, изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации (беседа, демонстрация опытов, сообщение учителя) – 10 минут.
4. Закрепление знаний (решение графических и расчетных задач с использованием сказочных фрагментов) – 20 минут.
5. Подведение итогов (анализ деятельности учащихся, выводы учителя, рефлексия) – 5 минут.
6. Домашнее задание (запись на доске и в дневниках) – 2 минуты.
Содержание урока:
На предыдущих уроках мы рассмотрели механическое движение, перемещение, пройденный путь, время движения. Давайте вспомним: что называется механическим движением? (ответ учащегося); перемещение? (ответ учащегося); пройденный путь? (ответ учащегося) (фронтальный опрос). Все эти понятия нам сегодня с вами понадобятся для того, чтобы механическое движение разделить на 2 вида: равномерное и неравномерное и ввести характеристику движения – скорость. И так, тема нашего урока – Равномерное неравномерное движение. Скорость, (слайд презентации) записываем тему урока в тетради. А сейчас давайте посмотрим опыт и определим, за каким движением пузырька воздуха мы наблюдаем? Возьмем стеклянную трубку, диаметром около 1 см и длинной 1 м, с обоих сторон закрытую. Заполним подкрашенной жидкостью так, чтобы остался маленький пузырек воздуха. На одинаковых расстояниях на трубке нанесем деления. Возьмем метроном. Одновременно с включением метронома перевернем стеклянную трубку и будем наблюдать за движением пузырька воздуха. Какой вывод из данного наблюдения можно сделать? (ответ учащихся: пузырек воздуха за равные промежутки времени проходит равные пути.) И так, такое движение пузырька воздуха в стеклянной трубке называется равномерным. А теперь давайте посмотрим за движением тележки (слайд презентации). Записываем определение равномерного движения в тетради. А теперь давайте наблюдать за движением шарика вдоль наклонной плоскости. Что мы видим? (ответ учащихся: мы видим, что за равные промежутки времени шарик совершает неодинаковые перемещения.) Значит, какой вывод мы можем сделать? (ответ учащихся: такое движение можно назвать неравномерным) А теперь давайте посмотрим за движением автомобиля вдоль наклонной плоскости и запишем в тетради определение неравномерного движения (слайд презентации). И так, какие физические величины мы использовали для определения равномерного и неравномерного движения? (ответ учащихся: перемещение, пройденный путь и время движения) И так, давайте посмотрим за движением сказочных героев: ежа и зайца, которые решили двигаться вместе от старта до финиша (слайд презентации). Что мы с вами видим? (ответ учащихся: зайцу для преодоления расстояния понадобилось одно время, а ежу для преодоления этого же расстояния совершенно другое время) Значит, какой вывод мы можем сделать? (ответ учащихся: скорость у зайца и ежа не одинаковы) (слайд презентации) Записываем в тетради что характеризует скорость, формулу скорости и единицу измерения скорости в системе СИ. В жизни мы знаем, что скорость измеряется не только в м/с, но и в км/ч, поэтому давайте научимся переводить скорость из км/ч в м/с (слайд презентации). Скорость – это физическая величина, которая имеет не только числовое значение, но и направление, поэтому давайте посмотрим как графически определить значение скорости (слайд презентации). Решение задач записываем в тетради. Так как скорость имеет числовое значение, то мы сейчас научимся решать количественные задачи, используя фрагменты сказки «Снежная Королева» и определим, с какой скоростью могут падать вниз снежинки, какое расстояние пролетел Кай на своих санках за санями Снежной Королевы, и сколько времени понадобилось Герде, чтобы найти своего Кая (слайд презентации). И так мы переходим к решению задач. Фрагмент сказки «Снежная Королева»: Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти (слайд презентации).
Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2мин. она пролетела путь 72м.
Каким вы приняли движение снежинки?
Перечислите физические явления, которые встретились в этомотрывке (порхали снежинки, одна упала, начала расти).
Что такое физическое явление? (слайд презентации)
Решение задачи записываем в тетради. А теперь переходим к решению следующей задачи.
Фрагмент сказки «Снежная Королева»:
Вот мое родное северное сияние! - сказал олень.
-Гляди, как горит!
И он побежал дальше, ни останавливаясь, ни днем, ни ночью.
Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот Герда очутилась в Лапландии (слайд презентации).
Сколько времени (в часах и сутках) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10м/с и преодолели путь в 1800км. Решение задачи записываем в тетради (слайд презентации).
Приступаем к решению следующей задачи.
Фрагмент сказки «Снежная королева»:
Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал, никто его не услышал! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы (слайд презентации).
Какой путь пролетел Кай на своих санях вместе с санями Снежной королевы за 15мин., если их скорость была 20м/с? Каким вы приняли движение санок?
Перечислите физические тела, о которых говорится в отрывке, (сани,санки, снег, мальчик Кай).
Что такое физическое тело? (слайд презентации)
И так, мы с вами научились решать задачи с использованием формулы скорости движения. И, оказывается, мы можем определить не только скорость, но и пройденный путь и время движения. А сейчас давайте запишем эти формулы в «Сказочный цветок» (слайд презентации). Записываем в тетрадь. И так, на сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели понятия: равномерное и неравномерное движение, скорость, научились решать графические и количественные задачи по определению скорости, пройденного пути и времени движения. А теперь давайте ответим на контрольные вопросы по данной теме (слайд презентации) (фронтальный опрос учащихся).
Проверка и оценивание ЗУНКов
Анализ работы учащихся на уроке по вопросам механическое движение, равномерное и неравномерное движение, скорость при решении графических и расчетных задач по физике.
Рефлексия деятельности на уроке
Заполнение сказочного цветка, который входит в формулы расчета скорости, пройденного пути и времени равномерного движения. Ответы на контрольные вопросы.
Домашнее задание
Учебник «Физика 7» А.В. Перышкин: § 14-15, упражнение 4 (№ 1, 2, 3).
Дополнительная необходимая информация В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) Учебник «Физика 7» А.В. Перышкин, Дрофа 2005. Сказка Г.Х. Андерсен «Снежная Королева».
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Более наглядно формирует понятие равномерное и неравномерное движение, скорость. Активизирует мышление, оживляет учебный процесс, поддерживает внимание и интерес к изучаемому материалу и, тем самым, способствует лучшему его усвоению.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Следующий урок целесообразно взять как закрепление навыков расчета пути, времени и скорости движения (урок решения задач).
Другое