Использование нестандартного оборудования в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками при профилактике плоскостопия


"Средняя общеобразовательная школа № 4"
Дошкольные группы "Ромашка"
Использование нестандартного оборудования в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками при профилактике плоскостопия
Воспитатель
Чудайкина Юлия Евгеньевна
Абакан 2017г.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности условиях детского сада. Программой воспитания и обучения в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровью детей, включая формирования правильной осанки и предупреждение плоскостопия. Для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактики заболеваний костно-мышечной системы и увеличения двигательной активности воспитанников мы внедряем в физкультурно-оздоровительную работу, индивидуальную и групповую целую систему игр и упражнений, направленных на профилактику и лечение вышеперечисленных заболеваний.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей дошкольного возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группах разного возраста, мы поставили перед собой следующие цели: повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях; привлечь родителей к решению этих проблем.
Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:
1. Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью
2. Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.
3. Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.
3466465-307975176530-316230
Задачи физического развития можно решать с применением нестандартного оборудования, которое позволяет: повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр; способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей; чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью; повысить моторную плотность физкультурных занятий; уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы; развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память. В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Нестандартное оборудование должно быть: безопасным; максимально эффективным; удобным к применению; компактным; универсальным; технологичным и простым в изготовлении; эстетическим.
Оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Начиная упражнения с оборудованием от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения. Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабление мышц. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
Зная, что у детей в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность, мы предлагаем использовать игровые приемы при применении нестандартного оборудования. Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения поставленных задач. На таких занятиях дети свободнее и быстрее приобретают умения, закрепляют навыки, а это способствует быстрому становлению еще более сложного движения у ребенка. Выполнение движения или упражнения связано с сосредоточением памяти, внимания, мышления, воображения и расширяет возможности для развития умственных способностей у детей. В содержание игровых занятий включено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представление о мире. Игровые упражнения с текстом и музыкальным сопровождением побуждают детей к творчеству и самостоятельности.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Игрушки – двигатели, игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь, предметы быта, природное окружение – всё это предметно-игровая среда, имеющая огромное значение для развития активности детей, а так же формирования их инициативного поведения и творчества. Как правило, физкультурные уголки в детских садах, имеют стандартное наполнение готовыми промышленными атрибутами.

Для проведения упражнений утренней гимнастики в группе имеются разнообразные материалы:
«Мягкие гимнастические палочки» - представляют собой паралоновые бруски, обшитые яркой тканью с липучками на концах. Используем их как гимнастические палки, а так же кольца для выполнения общеразвивающих упражнений.
«Весёлые гантели» - сделаны из пластиковых бутылок, наполненных камушками, украшенные аппликацией, так же используются в комплексах утренней гимнастики.
Для разнообразия упражнений и повышения интереса детей к двигательной деятельности проводим комплексы утренней гимнастики с использованием стихов, потешек, разнообразных предметов, в зависимости от темы недели. С этой целью используем шишки, атласные ленты, на одном конце которых колечко, чтобы было удобнее держаться; гимнастические шнуры, на концах которых сделаны ручки из яйца киндер-сюрприза, их можно использовать для выполнения упражнений, в играх, а также как трансформер ( можно из нескольких коротких сделать одну длинную); снежинки, выполненные из картона, обклеенные клейкой бумагой, прикрепленные к использованным фломастерам, мешочки, наполненные горохом.
Для того чтобы дети легко находили свое место для упражнений и не мешали друг другу, используем нестандартные ориентиры: гимнастические коврики, вырезанные в виде разноцветных цветов, мягкие кольца, ленты соединенные яйцами киндер-сюрприза.
Для решения поставленных задач нами изготовлено в группе нестандартное оборудование, которое внесло в каждое занятие физкультурой элемент необычности, вызвало интерес и желание играть, помогло малышам преодолеть свой страх..Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется у нас в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Ежедневно нами проводится гимнастика после сна. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого — патологических дефектов осанки. Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами, походка у них неуверенная и напряженная.
Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуется массировать ее. С этой целью в группе создан разнообразный материал: массажные коврики со следочками разной фактуры: пеноплена, пуговок, пробок от бутылок; ребристые дощечки и коврики. Массажеры сделаны из капсул от киндер-сюрпризов и крышек от бутылок, нанизанных поочереди на леску ( используется для массажа ног), маленькие цветные палочки, обычные неразборные игрушки от киндер-сюрпризов ( используются для массажа пальцев ног: на пол кладется обруч, в середину обруча высыпаются игрушки, дети садятся по кругу, опираясь на руки, и пальцами ног собирают игрушки в ведерки, упражнение способствует развитию ступней, профилактике плоскостопия). Упражнения для массажа используются не только во время гимнастики после сна , но и как элемент физкультурного занятия.
Плоскостопие означает полную потерю всех рессорных функций стопы. Можно сравнить это с поездкой на двух машинах: с хорошими рессорами и с изношенными. В первой ухабы на дороге "отзовутся" лишь легким покачиванием, а во второй любая ложбинка - уже порядочная встряска. Вот такую встряску при ходьбе плоскостопие дает голени, тазобедренному суставу. Все это может привести к плачевному итогу - артрозу.            Но, конечно, лучшая борьба с плоскостопием - ее профилактика. Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы.              Передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви - с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног. При начальных степенях плоскостопия детям лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.               Обязательно следить за массой тела ребенка, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные детские мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.                Естественное укрепление организма способствует укреплению стопы. Ребенку полезно плавать - лучше кролем, но можно и просто барахтаться у края бассейна - важно, что происходит гребок ногой. Полезно ходить босиком - по песку (не горячему) или гальке (не острой). Бегать по холмикам и пригоркам, ходить по бревну.                Занятия физкультурой, безусловно, полезны и детям с плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни - болей, отеков. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.
2272665528955
762003290570
31305505347335
Библиографический список
Александровская М. Пальчиковая зарядка для ног «Обруч», 1998г. [№5, 32стр.]
Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. – Москва , 2004г.
Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – Москва , 1988г.
Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость, ж. «Дошкольное воспитание» 1991г. №7, [19-25 стр.]
Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, [с. 2-6.]
Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, [с. 58-60.]
Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6,[ с. 2-14.]
Стеркина P.Б., Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 1997, № 10,[ с. 2-5.]