Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы на уроках русского языка. 6 класс.


Имя существительное.
Определите род, склонение, падеж существительных
Шёл по алле..,пятно на скатерт.., роль в спектакл...,содержится в картофел..,песок на площадк..,подъехал к деревн...,вспомнить о Юри..., на чужой территори..,отдыхал в санатори...,думать об урожа...,на ветк... сирен...,деревья в ине..,в невесёлом раздумь...,испачкать в кле..,получить из Астрахан...,росла в оранжере..,быть на юбиле...,на детской ладошк..., на верхней ступен...,в своей постел.., о хорошей вест...,жить в Росси...,о названи... книги, об удивительном происшестви...,побывать в Турци...,прочитать в объявлени...,говорить о воспитанност...
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте слитно-раздельное написание НЕ.
(Не)вежду никакими лекарствами (не)вылеч...шь. Пища ут...ляет голод,знания исцеляет (не)вежество. Не всё (не)настье,придёт и счастье. Тот идёт вперёд,кто (не)боится (не)взгод.О (не)удаче сож...леть бе..полезно. Признавая достоинства друга, (не)закрывай глаза на его (не)достатки. Умный с одного слова поймёт,(не)вежде и тысяча впрок (не)идёт.(Не)везение способствует успеху,а труд и упорство.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте слитно-раздельное написание НЕ.
В решени... задачи была допущена (не)точность. Во всех его движениях была (не)решительность,а робость.(Не)удача пр..вели спортсменов к победе,а упорные тренировки. Из-за (не)погоды альпинисты (не)могли начать восх...ждение на гору.(Не)искренность чу...ствовалась в его словах. Подкупала (не)искенность девушки,а её простота.(Не)знакомец (не)расслышал вопроса.(Не)приятель штурмовал крепость.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Воротнич..к,пятач..к,девч..нка,ш..рох,плащ..м, ж..рдочка, реч..нка,башмач..к,крыж..вник, туч..й,петуш..к,полотенц..м, моряч..к,ключ..м,багрянц..м, ч..ткий, боч..нок, пастуш..к, лягуш..нок, меж..й, рощ..й,щ..лкать,прич..ска,ш..рты,сч..т, за оконц..м,щ..лочка, с багаж..м,пшениц..й.
Тренировочный тест по теме «Имя существительное»
1.Укажите существительное с окончанием И.
а)в арми...; б)о ёлк...; в)в тетрадк...;г)в гербари...;д) на топол...; е)на сирен... .
2.Найдите разносклоняемое существительное:
а)санаторий; б)пламя; в)аллея; г)история.
3.Укажите несклоняемое существительное:
а)поэма; б)тротуар; в)пальто; г)Дания.
4.Найдите существительное женского рода:
а)интервью; б)жюри; в)мозоль; г) пони.
5.В каком предложении НЕ с существительным должно писаться раздельно?
а)Дружба крепка (не)лестью,а честью. б)Ученье-красота,а(не)ученье-слепота. в)С(не)правдой свет пройдёшь да назад не воротишься.
6.Укажите слово с суффиксом -ЩИК:
а)подпис..ик; б)извоз..ик;в)чекан..ик; г)груз..ик.
7.Найдите слово с орфограммой «буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»:
а) реч..нка; б) петуш..к;в)камыш..м; г) горош..к.
8.Укажите существительное, в котором пишется суффикс -ЕК:
а)карандаш..к; б) звоноч..к;в) ключ..к; г)мяч..к.
9.Найдите ошибку в образовании формы Р. П. мн.ч.:
а)много барж; б)нет гольф; в)пара чулков; г) вдоль побережий.
10.Укажите правильную форму употребления существительного в И.П.:
а) директоры; б)слесаря; в)инженера; г)шофёры.
Контрольный тест по теме «Имя существительное».
1.Укажите существительное с окончанием Е:
а) о Марь..; б) в Астрахан...;в)по географи...;г) к речк...; д) при опасност...; е)на бумаг... .
2.Укажите разносклоняемое существительное:
а)дядя; б)семья; в) имя; г) экскурсия.
3.Укажите склоняемое существительное:
а)путь; б)кофе; в)тире; г)МГУ.
4.В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно?
а)Охота пуще (не)воли. б) Она была далеко (не)красавица. в)Его утомляет (не)ученье,а безделье. г) Вовсе(не)(не)погода помешала ему. д) (Не)удачи преследовали его. е)(Не)брежность мешает в работе.
5.Укажите существительное мужского рода:
а)авеню; б)колибри; в)фойе; г)антресоль.
6.Укажите слово с суффиксом -ЧИК:
а) перебеж..ик; б) камен..ик; в)бакен..ик; г) носиль..ик.
7.Найдите слово с орфограммой «буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»:
а)ерш..м; б)кирпич..м; в)туч..й; г) руч..нка.
8.Найдите ошибку в образовании формы Р.П. мн.ч.:
а)нет туфлей; б)много помидоров; в)нет полотенец; г)пять вёдер.
9.Укажите неправильную форму употребления существительного:
а)шампунем; б)тюлем; в)повидлом; г)сколько время?
Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Кончилось осенн....(не)настье и выпал первый снеж...к. А пока лес как бы дремл..т в ожидани...зимы.Пройдёт немного врем....
и снег буд..т лежать на каждой тропинк...в лесу на алле..городского парка.Он засыпл...т каждый овреж..к пр..кро..т каждый кусточ..к суч..к дерева.Кусты,что тянутся вдоль речк..,будут в ине... .
В берлог.. устроилась медвед...ца с (не)поседой медвеж..нком. Солнечный зайч..к ск..льзит по ветк..ел..на которой сидит бельч..нок. Зайч..нок выскочил к дорог.. и остановился в(не)решительност... .Снегу ещё немного а он уже посп...шил пом...нять свою шубч..нку. Издалека виден косой.
От деревн.. к ферм.. проб..рает...ся лисица. Рыжим плам.......г...рит хвост.
Найдите «лишнее» слово:
а)речонка,девчонка,чемпионка,рубашонка,ручонка;
б) фонар..к,лоскут..к, мешоч..к, гвозд..к, ломт..к, журавл..к;
в) сыноч..к, свёрточ..к, зайч..к,брусоч..к,листоч..к;
г) пуч...к, струч..к, кулач..к,ящич...к;
д) перебежч..к, грузч..к,переводч...к,разведч..к,сборщ..к.
Имя прилагательное.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
Особенно хороша ящерица весной, когда н...ряжает... ся в праз...нич..н.... весенн... н...ряд. Щитки и чешуйки г..рят малахитов..й зеленью, от головы до хвоста она п..стрит кружевн..... завитушками и пятнышками. Ящерица стройная, быстрая, ловкая. Весной она напомина..т сказочн.... малахитов.... красавицу.
Вставьте пропущенные буквы.
На дальн.. острове, за свеж...м хлебом,в дремуч..м лесу,попадёшь в жгуч.... крапиву,услыш...шь на далёк...м ра(сс,с)тоянии,на пр..школьном участк...,в пр..брежн..й зелен...,пр..чудлив... узора,останови(ть,т)ся на верхн..й ступеньке,залюбова(ть,т)ся пр..красным пейзаж..м, об ужасном земл...тр..сени... в Итали..., раздава(ть,т)ся в вечерн..м воздухе, о бе..пр...кословн..м выполн ени..., о праздничн...м весенн..м дне,ед..шь по извил..стой до рог... .
Определите разряд прилагательных:
Медвежья услуга, железная воля, отцов дом, бабушкин платок, городской сад, медвежья шкура, волчий аппетит, раннее утро, олений рог, сероватый оттенок, кожаное пальто, серебряная брошь, дождливый день, солнечная погода, холмистая местность, стальные мускулы.
Раскройте скобки и распределите словосочетания на три столбика.
(Не)большой портфель, вовсе (не)красивый поступок,(не)лепый вид,(не)высокий, а низкий дом,(не)ровная дорога, очень (не)красивый шарф,(не)брежная запись, путь (не)долог, а близок,(не)приступная крепость, дорога (не)ровная, но короткая,(не)добрый человек,(не)дорогой, а красивый ситец,(не)громкое чтение, ничуть (не)интересный фильм,(не)глубокая, но широкая река.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите разряд выделенных прилагательных.
Пр..морская тайга-уд..вительный (не)рукотворный сад. Особенно он пор..жает (не)обыкновенной красотой весной.
(Не)большие деревца с пышн......кронами будто покрыты лебяж......пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они н..рядн...., а осенью они ничуть (не)приметные.
Рядом с ними ра...цветают сибирские яблони. Люди часто пр..небрегают их (не)крупными плодами, но птиц... с насл...ждением лаком...тся ими. У подножья сопок ст...ят (не)взрачные кусты в бледно-роз..вых воздушн.....косынках. Это дик..... вишня.
Вставьте пропущенные буквы.
В парч..вом наряде,на кольц...вой дорог...,по дворц..вой площад..,в холщ..вой рубах..,ситц..вая косынка,пунц..вое лицо,грош..вый товар, на плюш..вом медвеж..нк..,еж..вые рукавиц.., на глянц...вой поверхност..,груш...вого сока.
От выделенных существительных образуйте прилагательные, выделите в них суффиксы.
Брошь из серебра, краски на масле, берег из песка, стакан из стекла, горка изо льда, ваза из глины, полотенце из полотна, ведро из
жести , насос для воды, фигурка из кости, сумка из кожи, хлеб из ржи.
Найдите «лишнее» слово.
а)лед...ной,трав...ной,деревя...ный,глиня..ный,водя..ной.
б)конопля..ный, льн...ной, стекля...ный, земл..ной,нефт...ной.
в)солом...ный,искусстве...ный,ветр...ный, обед...ный,единств...ный.
г)стари...ый, карти..ый,ути...ный,овчи..ный,исти...ный.
Вставьте Н-НН, определите разряд прилагательных.
Даль пусты...на, дорога опас..на, герои ю...ны, вещь це...на, ночь безлу...на, кукла прелест...на, реакция естестве...на, речь торжестве...на, птица осторож...на, книга интересна, равнина пусты..на, пение моното..но, рукопись бесце..на, девочка рещитель..на, тишина таинстве..на, боль чувствитель...на.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Есть своё оч...рование в холодн... осе..н... днях. Бесну...тся колюч.... ветер на открыт...м поле,пр..гиба...т к земле густ... пшеницу. Скач..т ветер в пёстр...х осе...н..х листьях, сорит ими по желтеющей траве, кое-где украшенной чахл..ми жёлт..ми цветочками. Летом пройдёш.. мимо и (не)замет..ш... этих скромных цветов,а в эту осе..н... пору ты обязательно обратиш.. на них вн..мание, остановиш..ся возле них, может быть, даже соб..рёш.. их в (не)большой букет.
Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами-СК-,-К-Обозначьте их в прилагательных.
Пассажир,рыбак,узбек,море,молодец,француз,немец,Русь,бурлак,март,монгол,учитель,богатырь,киргиз.
Какого разряда эти прилагательные?
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните качественные прилагательные.
Низ..кий, сентябр...кий, близ...ий, рез...ий, немец..ий ,гигант..ий, дерз..ий, октябр..ий,турист..ий,матрос..ий,казац..ий, сибир...ий, январ..ий,казан..ий, декабр..ий,вес..ий,вяз..ий, дет..ий,ткац..ий, кавказ..ий, швед..ий, белорус..ий,комендант..ий.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Было тих.. летн... утро. Со..нце уже довольно высоко ст..яло на чист... небе, но п..ля ещё бл..стели р..сой. Из д..лин ве..ло душист.... свежестью, и в лесу, ещё сыр... и (не)шумном, весело расп..вали ран..ие пташки. На вершине полог... холма в..днелась (не)большая деревенька.4 К ней по узк... просёлочн... дорожк.. шла молод.... женщина в бел... платье, кругл.... соломе...ной шляп.. и с бел... зонтиком в руке. По высок... зябк...ржи, перел..ваясь то (серебристо)зелён..., то красн... рябью, с мягк... шелестом б..жали длин..ые волны .В вышин.. зв..нели жаворонки.
Сделайте синтаксический разбор отмеченного предложения.
Выпишите по 2 качественных и относительных.
Сделайте морфологический разбор двух любых прилагательных.
Выпишете 2 прилагательных, образованных суффиксальным
способом, разберите их по составу.
Подберите синонимы к словам: душистый,небольшой.
Тест по теме «Имя прилагательное»
Вариант 1.
1.У какого прилагательного разряд определён верно?
а)футбольный мяч-притяжательное;
б)отважный герой-относительное;
в)белейший снег-качественное.
2.Найдите прилагательные в форме превосходной степени а)более тёмный;б)умнее всех; в)длиннее;г)самый лучший;д)сильнейший.
3.Укажите прилагательное с суффиксом-СК-:
а)низ..ий; б)близ..ий; в)француз..ий; г)турец..ий.
4.Какое прилагательное пишется через дефис?
а)(дальне)восточнный; б)(сельско)хозяйственный;
в)(древне)русский;г)(юго)западный.
5.В каких случаях на месте пропуска пишется НН?
а)карти..ый; б)исти..ый;в)кожа..ый;г)соломе...ый;д)ледя...ой.
6.В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется О?
а)кумач..вый,девч..нка,лапш..й,вещевой;
б)парч..вый, деш..вый, реч..нка, тяж..лый;
в)еж..вый, грош..вый, одеж..нка, ш..рох;
г)образц..вый, отц..в, ключ..вой, туч..й.
7.Строение какого прилагательного соответствует схеме:
а)карманный; в)приветливый;
б)старинный; г)свинцовый.
8.В каких из указанных случаев НЕ-приставка?
а)(не)настная погода;
б)ничуть (не)интересный фильм;
в)(не)маленькая, а большая;
г)(не)приятный запах;
д)(не)глубокий, но рыбный пруд.
9.Укажите правильные варианты прилагательных в форме простой сравнительной степени.
а)красивше; б)легше; в)лучше; мельче.
10.В каком слове ударение падает на третий слог?
а)красивее; б)удобнее; в)кухонный; г)украинский.
11.Запишите не менее двух словосочетаний, доказывающих, что слово СЛАБЫЙ многозначное:
12.Найдите грамматические ошибки в предложениях. Исправленные предложения перепишите.
1)Дорога была шире, но болотистее.
2)Говори более громче, а то я тебя плохо слышу.
3)Байкал-самое глубочайшее пресное озеро.
13.Вставьте пропущенные буквы.
В январ..ский день детвора ра...сыпалась на лед...ом просторе (не)больш..й реч..нки. Мальчишки г..няли по льду жест...ную банку, девчонки вычерчивали коньками пр...чудл...вые узоры.
Осл..пительные сугробы снега св...ркали на солнце серебр..ными блёс...ками. Раскид...стые ели на берегу бр..сали на снег син..ватые тени.
Выделите суффиксы в именах прилагательных.
Имя числительное.
Определите части речи.
Шестилетний,десяток,единица,соединить,один,десять,три,тройка,тысяча,восемнадцатилетний,третий,шестой,шестидневка,семь,четверть,пятак,второй,семеро,триста,миллион,одиночество,пять,пятеро,единственный,трижды,вдвое,во-первых двойка,четверо,двойной,пятилетний,два,удвоить,трёхэтажный,четвёрка,столетие,единство,шестилетка,миллиард,двойник, двухнедельный,одноразовый,двумя,шестизначный,восьмой,впятером,пятый.
Определите простые и составные числительные.
Число 37 имеет удивительное свойство: если его умножить на числа 3,6,9,12,15,18, то получится интересный ряд цифр:111,222,333,444,555,666.
Прочитайте зашифрованные слова:
Сева100поль,100л,100ять,ви3на,3умф,40а,100рона,1надцать,3буна,3жды,3о,5сот,100лб,100ляр,100рож.
Контрольная работа по теме «Имя числительное».
1.Какой грамматический признак определён НЕВЕРНО?
а) столетие - имя существительное
б) пятеро - собирательное числительное
в) трём - количественное числительное
г) двухместный - порядковое числительное
2.Выберите полный ответ:
Числительные бывают...
а) количественные, дробные, порядковые,
б) количественные, собирательные ,порядковые,
в) количественные, порядковые,
г)количественные, порядковые, простые
3.Найдите ошибку в определении морфологических признаков числительных:
а) одиннадцати ребят-числ.,простое,количеств.,целое,Р.п.,мн.ч..
б) шестьюдесятью страницами-числ.,составное,количеств.,целое,Т.п..
в) пятнадцатому ряду-числ.,простое,количеств.,Д.п.,ед.ч.,муж.род.
4.В каком сочетании НЕТ грамматической ошибки?
а) К восьми целым двум пятым прибавить шесть.
б) трое подружек.
в) с двухстами книгами.
г) четверо медвежат.
5.Запишите числительные словами:
854 сложить с 232,из 947 вычесть 325,к 342 прибавить 679,от 878 отнять 511.
6.Образуйте от количественных числительных порядковые:
15,58,684.
7.Вставьте числительные ОБА,ОБЕ в нужном падеже.
В---------случаях ответ был неверным. По --------сторонам дороги тянулись кусты. Склоны----------оврагов размыли дожди. На-----------стенах висели картины.
8.Поставьте сочетания в скобках в нужном падеже.
Работа сделана(полтора месяца)раньше срока. В (полтораста метров) от дома начинался лес. Мама купила около(полтора килограмма) яблок. В книге было не более(полтораста) страниц.
9.Вспомните и запишите 2 фразеологизма, в состав которых входят числительные.
10.Найдите ошибку в употреблении числительного. Запишите исправленное предложение.
В древнегреческом языке словом СТАДИОН чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе сто двадцать пять шагов.
Вставьте пропущенные буквы,раскройте скобки.
(Кое) о (ком) вспомнить,(кто) нибудь поможет,кого (либо)позвать, кому(то) позвонить, что(либо) прив..зти, (кое)в(чём) не согласиться, (кое) кого ра..спросить, (кое)кем заменить,(кое) в (чём) сомневаться, кому (нибудь)д..вериться, кого(нибудь) раз..скать.
Вставьте пропущенные буквы,раскройте скобки.
(Н..) какого вп..чатления, (н..)кого (не)пр..гласил, (н..) о чём (не) ра..прашивал,(н..) (к) кому обратит..ся, (н..) от кого (не) получал писем,по какому (то) (не)дор..зумению,о чём (то) спросить,(н..) (в) (чём) (не) хочет помоч..,(н...)чем уд..вить,(н..) у (кого) (не) узн..вал, (н..)ч..ими советами не пренебрегал,(н..) о(чём) (не)вспомнил,(н..) (за) (что) (не)отвечает, (не) боит..ся (н..)каких пр..пятствий,(н..)чего ск..зать,(н..) (на) (что) гл..деть, (н..) (в) чем разоч..ровыват..ся, кого(нибудь) спросит.
Вставьте пропущенные буквы,недостающие знаки препинания,раскройте скобки.
-----------------------------------------------------------
Мне каже(т,ть)ся что мы излишне см..ренны о народном своём достоинстве. Кто самого себя (не)ув..жает того и другие ув..жать (не)будут.5
Мы (не)имеем что(то) выдумывать чтобы возвысить наше прои..хождение. Римская империя узнала что есть славяне, ибо они пр..шли и разбили её легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудес..ных людях которым н..что (не) могло противи(ть,т)ся. Они отл..чались от других северных народов не только своею храбростью но и каким(то) рыцарским добродушием.
(Не) говорю чтобы любовь к Отечеству долженствовала осл..плять нас и ув..рять что мы всех и (во) всём лучше. Но русский народ должен знать цену свою. Согл..симся что (не)которые народы нас просв..щённее,
ибо обстоятельства были для них счас..ливее. Но стан..м смело в ряду с другими народами скаж..м ясно имя своё и повторим его с благородною гордостью.
(По Н.М.Карамзину)
Выпишите из текста существительные, которыми писатель-историк Карамзин подчеркивает черты,характерные для русского народа.Подберите к ним 2-3 синонима.
Найдите любое существительное,которое соответствует схеме:
Выпишите 2 относительное прилагательных,выделите в них суффиксы.
Выпишите прилагательное в сравнительной степени.
Начертите схему отмеченного предложения.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»
ВАРИАНТ 1.
1.Найдите «лишнее» слово,учитывая разряды местоимений.
а)некто, б)нечто, в)никто, г)некий.
2.В каком случае НЕТ грамматической ошибки?
а)тоскую по вас,б)в сколько метрах? в)ихний сын,г)с мной.
3.Найдите неверое утверждение.
Возвратное местоимение СЕБЯ:
а) указывает на того,о ком говорят;
б) не имеет И.П.
в)изменяется по родам,числам;
г)в предложении является дополнением.
4.Найдите неверное утверждение.
Притяжательные местоимения:
а)обозначают признак предмета по принадлежности лицу;
б)изменяются по родам,числам;
в)склоняются;
г) в предложении являются определением.
5.Найдите ошибку в определении разряда местоимения:
а)нечто-отриц., б)кто-либо-неопред.,в)каждого-определит.,г)ваш-притяж..
6.Не склоняется местоимение:
а)ничто, б) тот, в)наш, г)таков.
7.Пишется НЕ:
а)н..какого внимания,б)н..чего говорить об этом,в) н..чем не удовлетворён,г)н.. у кого не был.
8.Пишется НИ:
а)н..кого спросить,б) во что бы то н.. стало,в)н.. к кому обратиться,г)от н..чего делать.
9.Пишется через дефис:
а)кое(с) кем,б)(кое) кого, в) как буд(то), г)ни(у) кого.
10.Пишется в одно слово:
а)ни(у)кого, б)(не)кому, в)кое(с) кем, г)(у) него.
11.Не пишется раздельно:
а) (не) правда,а ложь, б)(не) с кем, в) (не)брежность в работе,г) (не) годовать.
12.В определении морфологических признаков какого местоимения допущена ошибка?
а)надо мной-мест.,н.ф. Я,личное,1 л.,ед.ч.,Т.П..
б)из тех- мест.,н.ф. Те,указат.,мн.ч.,Р.п..
в)у каждого-мест.,н.ф. Каждый, определительное,м.р.,ед.ч.,Р.п..
г) за собой-мест.,н.ф. Себя,возвр.,ед.ч.,м.р.,Т.п..
ВАРИАНТ 2.
1.Найдите «лишнее» слово,учитывая разряды местоимений.
а)меня, б)нами, в) у него,г)у себя.
2.В каком случае НЕТ грамматической ошибки?
а)у ней ,б)у несколько домов,в)об этом, г) с ими.
3.Найдите неверное утверждение:
Отрицательные местоимения:
а)образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-;
б)выражают отсутствие чего-либо:предмета,признака,количества;
в)изменяются по падежам;
г) в предложении являются дополнением.
4.Найдите неверное утверждение:
Определительные местоимения:
а)изменяются по родам,числам;
б)обозначают признак предмета;
в)в предложении являются определением;
г)склоняются.
5.Найдите ошибку в определении разряда местоимения:
а)таков-указ.,б) сколько?-вопросит., в) своё-возвратн., г)нечего-отрицат..
6.Не склоняется местоимение:
а)эта, б)нечто, в)любой, г)кто-нибудь.
7.Пишется НЕ:
а)н..кого пригласить,б)н.. о чём не беспокоился,в) явился н.. с чем,г)не боялся н..каких препятствий.
8.Пишется НИ:
а)н.. в чем признаваться, б)как н.. в чём не бывало,в)н.. с кем поговорить,г)н..кому сказать.
9.Пишется через дефис:
а)(кое) о чём,б)(не) кого,в)(как) нибудь, г)(средне)русский.
10.Пишется в одно слово:
а)(передо) мной,б) (с) ним,в)(ни) какой, г)не(с) кем.
11.НЕ пишется слитно:
а)(не)прочитал книгу, б) (не)кого спросить, в)вовсе (не) красивый поступок. г)помогло (не)везение, а труд.
12.В определении морфологических признаков какого местоимения допущена ошибка?
а)какому-то(дому)-мест.,н.ф. какой-то,неопред.,ед.ч.,м.р.,Д.п.
б)этого(сна)-мест.,н.ф. Этот,указат.,м.р..ед.ч.,Д.п..
в)такого(дня)-мест.,н.ф.такой,опред.,м.р.,ед.ч.,Р.п..
г)мне-мест.,н.ф. Я,личное,1 лицо,ед.ч.,Д.п..
Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Зелёной чертой л..жи(т,ть)ся след ваших ног по р..систой траве. Раздвин..те куст- вас так и обдаст тёплым зап..хом ночи. Вд..ли стеной стоит дубовый лес и бл..стит на солнце. Вы чу..ствуете близость жары. Голова кружи...ся от избытка бл..гоуханий. Вот слыши..ся скрип телеги проб...рается мужик ставит лошадь в тень. Вы здороваетесь с ним и отход..те. Вы ищ..те, где бы напи...ся. Скво..ь густые кусты орешника спуска..тесь на дно оврага. Под самым обрывом таи..ся источник. Вы напились и бр..саетесь на землю. Вам лень шевельну..ся. Вы дыш..те п..хучей зеленью.
Выход..те из оврага и вид..те свинц..вую полосу на горизонте. Всё время наблюдаете за тучей, как она р..стёт и шири...ся. Трава кусты деревья-всё вдруг пож..лтело. Бежите скорей в сенной сарай и пряч..тесь там от дождя. Но вот солнце опять заиграло. Вы выход..те. Как весело сверка..т всё кругом как воздух свеж... как пахн...т земл..никой и грибами!
(По И.С.Тургеневу)
Сделайте морфологический разбор 2 глаголов.
Выпишите разноспрягаемый глагол.
Выпишите 2 глагола,строение которых соответствует схеме:
Подчеркните 2 глагола 2-го спряжения.
Разберите по членам 1-е предложение.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ».
ВАРИАНТ 1.
1.Найдите слово с ударением на втором слоге:
а)звонят, б) создала, в)начала, г)формировать.
2.В каком случае НЕТ ошибки?
а)жгёт траву, б) надсмехаться,в)ехайте, г)лягте.
3.Какой глагол «лишний»?
а) леле..л, б)ре..л, в) кле..л, г)посе..л.
4.Где грамматические признаки определены верно?
а)прочитал бы-глагол сов.вида,прош.врем,
б)морозит-глагол сов.вида,наст.врем.,
в)закончу-глагол сов.вида,перех.,буд.врем.,
г)принеси-ка-глагол сов.вида,перех.,буд.врем..
5.Укажите глагол с суффиксом-ОВА-:
а)подгляд..вал, б)рассчит..вал, в)совет..вал, г)испыт..вал.
6.Спишите,вставьте пропущенные буквы.
Посе..ть,выпиш..те слова,он закле..т конверт,не тревож..тесь из-за пустяков,когда замет..те ошибку,раста..л снег.
7.Спишите,вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Раскройте скобки.
По тёплому морю проплыва..т корабль. Вдруг моряки вид..т стран..ый остров (голубовато)зелёного цвета. Этот остров (не,ни)обозн..чае..ся на картах! Сразу по радио перед..ё...ся срочное сообщение На морском пути замет..ли айсберг!
Айсберг пл..вучая лед..ная гора. Моряки зна..т что встреча с ним может оберну...ся корабл...крушением.
8.Выпишите из текста глагол по его признакам:несов.вид,перех.,наст.вре мя,3 лицо,множ.число.
ВАРИАНТ 2.
1.Найдите слово с ударением на втором слоге:
а)случай, б) избаловать, в)звонишь, г)прибыла.
2.В каком случае нет ошибки?
а)подскользнуться, б)надевать пальто, в)ляжьте,г)бежите вперёд!
3.Какой глагол «лишний»?
а)та..л, б)стро..л, в)ве..л,г)чу..л.
4.Где грамматические признаки определены верно?
а)сосчитал бы-глагол сов.вида,прош.врем.,
б)скрипит- глагол сов.вида,наст.врем.,
в)напишу-глагол сов.вида,перех.,буд.врем.,
г)сосчитай-ка-глагол сов.вида,перех.,буд.врем..
5.Укажите глагол с суффиксом -ОВА-:
а)подум..вал, б)опазд..вал, в)бесед..вал, г)доклад..вал.
6.Спишите,вставьте пропущенные буквы.
Завтра расскаж..те,пове..л ветер, крикн..те громче,закле..л дыру,не порт..те газон,он стел..т ковёр.
7.Спишите,вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Про обезьян иногда говорят не «(четверо)ногие»,а «(четверо)рукие». Тем,кто всю жизнь живёт высоко на деревьях,четыре цепкие лапы очень кстати: одна лапа за ветку держ...(т.ть)ся,другая д..бычу н..сёт,а третья и четвёртая уже хв...таю(т,ть)ся за ветки. Но обезьянам пом..га..т и хвост.
Они ц..пля..(т,ть)ся за ветки, пров..са..т вниз головой и срыва..т с деревьев плоды.
8.Выпишите из текста глагол,строение которого соответствует схеме:
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Захоч..ш.. уехать,откле..ла марку,увид...л бабочку,деревья что(то) лепеч..т, разве..л по полю, (не)было (ни)какого стука,(не)дума..ш.. (не,ни) (о)какой опасности,услыш..л голос,(не)навидел пр..дательство, разв..ва(т,ть)ся на ветру, убереч..ся от огня, они бор..(т,ть)ся с ленью, спряч..те записку, (не)перестаёш.. уд..вля(т,ть)ся,обязан ….вля(т,ть)ся в школу,надо расх..ди(т,ть)ся, если обнаруж..те ошибку, надо пр..готови(т,ть)ся к уроку,услыш..м ш..пот,поед..м по полю,слыш...(т.ть)ся птич..и голоса, разд..ё(т,ть)ся крик сойки,убежиш..к речке, намаж..те хлеб маслом, раста..ли бы на солнце,они стро..т дом,собака зала..ла бы,дети (не)ссор..(т,ть)ся.
1.Подчеркните разноспрягаемый глагол.
2.Напишите сверху переходность выделенных глаголов.
3.Найдите два глагола,строение которых соответствует схеме:
4.Выпишите по два глагола: неопределённой формы,изъявительного наклонения наст.вр.,прош.вр.,буд.вр.,условного наклонения, повелительного наклонения.