Бинарный урок литературы в 8 классе. Технология групповой работы, уровневого обучения.





Бинарный урок литературы в 8 классе. Технология групповой работы, уровневого обучения.



Тема: Л.Н. Толстой – обличитель жестокости и насилия (по рассказу «После бала», повести «Хаджи-Мурат» и статье «Николай Палкин».

Цели: систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках, показать идейно-нравственную позицию автора; научить школьников отбирать необходимый материал и анализировать его; реализовать индивидуальный подход к уч-ся, создать условия для развития субъективной позиции школьников, развивать их активность в учебной деятельности ; вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям уч-ся; воспитывать негативное отношение к проявлению жестокости и к войне.


Моя цель- добро, которое я могу сделать
своими произведениями.
Л.Н.Толстой


Ход урока

Сообщение учителем целей и задач урока
Сегодня мы с вами попробуем систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках, и доказать, что Л.Н.Толстой - писатель-гуманист, писатель, который со страстной силой обличал жестокость и насилие, социальную несправедливость и верил в неисчерпаемые силы народа. В центре внимания у нас будут три его произведения: рассказ «После бала»,повесть «Хаджи-Мурат» и статья «Николай Палкин».
В течение урока мы будем решать разные вопросы. Я надеюсь, что каждый из вас выскажет своё мнение (пусть даже внутри группы), оценит свою работу, работу друг друга и мою. Я думаю, вам это сделать будет не трудно, ведь вы разделились на группы по своим интересам и выбрали те задания, которые показались вам наиболее интересными:
рассказать о жизненной философии Толстого, доказывающей, что он гуманист;
подобрать современные публикации о жестокости и насилии;
взять интервью у своих современников об их отношении к проявлению жестокости и насилия или провести анкетирование по этой проблеме.

Но мы с вами ещё не сформулировали тему нашего урока. Как она должна звучать?
(Дети формулируют тему)



Слово учителя о жизненной философии Толстого
Ребята, Л.Н.Толстой считал, что злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием – воздержание от него: только добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им, способно победить его. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон её.
Писатель считал, что современные ему правительственная партия, с одной стороны, и революционная – с другой, хотят оправдать насилие разумными основаниями. На отступлении от нравственных норм нельзя строить правила жизни.

Ребята, а вы согласны с тем, что я вам рассказала? Можете что-нибудь добавить?
(Школьники высказывают своё мнение, делают добавления по приготовленному дома материалу, задают учителю вопросы)















Учитель:
Да, действительно, вы меня убедили, что Толстой всей своей жизнью показал, что он осуждает жестокость и насилие в любых их проявлениях.
Как вы думаете, почему статья «Николай Палкин», написанная в 1866 году, рассказ «После бала»-1903, повесть «Хаджи-Мурат»-1905 не были напечатаны при жизни писателя? (обсуждение в группах, мнение уч-ся)
Учитель подытоживает:
-Да, это потому, что цензура не могла допустить к печати произведения, обнажающие сущность режима, его лицемерие по отношению к народу, к русскому солдату. Толстой как бы срывает маски с политиков, генералов, самого царя, говорит об их стремлении к власти любой ценой, даже ценой гибели миллионов ни в чём не повинных людей.

-Перечитайте сцену избиения беглого татарина в рассказе «После бала». Найдите слова, словосочетания, описывающие настроение рассказчика и состояние избиваемого и объясните, почему автор ещё до сцены наказания вводит эти слова в повествование? Как они называются? (обсуждение в группах)
(«жёсткая» музыка, «неприятная, визгливая» мелодия, «чёрные» люди. Толстой намеренно использует эти эпитеты, чтобы создать настроение ожидания чего-то неприятного, страшного. Отсюда и предложение: «Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное»
-Найдите неопределённо-личное местоимение. Почему автор его использует?
(Потому что это уже не человек)

-Как автор описывает состояние своего героя после увиденного?
(Физическая, доходившая до тошноты тоска)
-Это тоска и самого Толстого!


-На вашем столе листочки с небольшим текстом, в нём пропущено слово-название литературоведческого приёма. Вставьте это слово и прочитайте выражение.
(Поразительна : жестокость наказания и – «братцы, помилосердуйте!» Крик, боль, страдания – и милосердие? Нет, этого не было в той армии.)
(Листочки заранее разложены на столах. Вставленное слово- антитеза)

-Статья «Николай Палкин». Избиение солдата. (Читает учитель, а дети следят.)
Найдите слова, выражения, с помощью которых автор создаёт ужасную картину и ответьте на вопрос: чего добивается Толстой, создавая эту реалистическую, жестокую картину? Почему не желает исключить подробностей истязания? (обсуждение в группах)
(Он хочет, чтобы в читателях проснулось чувство жалости к солдату как к человеку и, наоборот, возникло отвращение к злодеям, допустившим подобное истязание)

-Автор задаёт вопрос: «Зачем поминать?.. те страшные дела: палки, сквозь строй и другие – прошли уже Прошло?» И сам же отвечает: «Изменило форму, - но не прошло»

-Я согласна с автором, а вы?

-А ведь и сейчас жестокость по отношению к человеку не исчезла. Что вы об этом знаете?
(Реализация домашнего задания: интервью (видеозапись), результаты анкетирования, анализ преступности в Увельском райо. См. презентацию)



















-А теперь поговорим о жестокости, порождённой войной. Войной на Кавказе. Повесть «Хаджи-Мурат». Итак, три эпизода повести:
жестокость Хаджи-Мурата (желание отомстить) (гл. IX)
жестокость Шамиля в борьбе за власть ( гл. XI)
жестокость русских солдат, разрушающих чеченский аул (гл.XVII)

Тянем жребий, выбираем главу и эпизод.
Задание: прочитать выразительно вслух, найти слова и выражения, свидетельствующие о негодовании автора.
-В чём пытается разобраться писатель?
(Что происходит с людьми? Откуда столько жестокости? Почему русские солдаты, сами в основном крестьяне, жгут хлеб, посевы, убивают скот, птицу? Почему убивают детей и женщин? Кто в этом виноват? В результате – ненависть чеченцев, нежелание считать русских людьми.)

-Какого вывода требует автор от читателя?
(Жестокость русских порождает жестокость чеченцев, желание отомстить, а значит, ещё один виток в войне, и так без конца)

-Одна из самых кровавых сцен в повести – убийство Хаджи-Мурата (гл. XXV)
(Читает учитель)
Для чего создаёт писатель эту страшную картину?

-Толстой задаёт вопрос читателю: «Это люди?» Как вы ему ответите? Напишите на листе маркером, большими буквами ответ и покажите. (Работа в группах)
(Возможный ответ: «Нет, звери, и таковыми их сделала война.»)

-Этого-то и добивался от нас автор!


Заключительное слово учителя

-Когда вы будете учиться в старших классах, вы познакомитесь с другими произведениями Л.Н.Толстого, такими, как «Севастопольские рассказы», «Война и мир», где он тоже говорит о том, что « одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания. Для чего же оторванные руки, убитые люди? Зачем миллионы людей убивали друг друга, тогда как с сотворения мира известно, что это и физически, и нравственно дурно?»
Данные произведения есть авторское завещание потомкам, художественное завещание мудрого старца своим соплеменникам, людям умным, высоконравственным, способным сделать самостоятельно выводы.

И здесь уместно вспомнить фразу, записанную в Дневнике Л.Толстым (см. эпиграф к уроку)

-Как мы сегодня понимаем эти слова? (Обсуждение в группах)

-Запишите фразу в форме прямой речи.


Итоги урока

-Каково мнение о нашей работе?
-Как вы оцениваете себя на уроке? Своих товарищей по группе? А как оцениваете мою работу?

Домашнее задание


-Я предлагаю вам к следующему уроку выполнить следующие задания.

1 уровень

Написать сочинение на тему: «Л.Н.Толстой – обличитель жестокости и насилия» или «Что такое жестокость и насилие в моём понимании?»

2 уровень

Составить вопросы викторины или кроссворд по теме урока.


3 уровень

Рассмотреть иллюстрации к произведению в учебнике и описать их.
























    15