Интеллектуальная игра «Юный химик»


Интеллектуальная игра «Юный химик»
Без дела жить – только небо коптить
(русская пословица)
 
У каждого интересующегося или изучающего химию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению химии , исключает формальный подход к усвоению фундаментальных химических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль , но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по химии , что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету , к использованию полученных знаний в повседневной жизни , на практике.
В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа , тесты соотнесения , тесты с самостоятельно конструируемым ответом.
Тестовые задания с выборочным типом ответапредполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного , который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом , чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.
Используемое в тестах обозначение (…) означает , что здесь должно быть либо текстовое его продолжение , сконструированное вами , либо соответствующие формулы веществ и уравнения химических реакций , а в ряде случаев – числовое значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы , лучшего восприятия материала , экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы , рисунки , графики , текст с пропущенными словами , формулы веществ.
Важная рекомендация – необходимо запастись электронным микрокалькулятором. Это поможет вам при решении заданий отдельных тестов и сэкономит ваше время. При работе с тестами важно , чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы) , так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.
Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются преподавателем на интерактивной доске.
Задания (туры) построены так , что дают возможность проверить ваши знания по общей химии , по систематическому курсу неорганической химии , по некоторым вопросам химической технологии , а также проверить себя в
-3-
области химического эксперимента.
В конце игры содержатся ответы , пояснения и решения заданий к тестам. В тех случаях , когда  ответ  очевиден и не требует  каких-либо  пояснений , приведён
только его номер (буква) , в других же случаях дано либо краткое , либо подробное пояснение к нему.
Желаю вам успеха в этой интеллектуальной игре! 
Представляю интеллектуальную игру «Юный химик» , проведённую мною среди нескольких командных групп учащихся 9 классов.
 
 
Методический комментарий.  Предлагаемую игру целесообразно провести в конце учебного года при обобщении и повторении изученного материала.
В игре участвуют: команды учащихся 9 классов в составе по 10 человек – основные игроки;  количество команд от 2 до 5;  3 человека – члены жюри;  один ведущий (преподаватель);  группа болельщиков.
Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её номер , номера и названия туров).
Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего , обсуждают между собой варианты ответов , пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени , отведённого на размышления , капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры , листки с ответами , итоговая таблица результатов игры , итоговый критерий оценивания игры.
В игре 16 туров. Длительность игры 2 часа.
В заключение игры проводится награждение команды игроков-победителей , для которых наступает «Звёздный час» , им предоставляется право сказать своё мнение: об училище , о химии , о своей победе и т. д.
 
 
ЦЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ:
1). развить у учащихся собственную инициативу , интерес и познавательную
     активность к предмету;
2). накопление определённого запаса знаний , фактов и сведений , умений и
     навыков , дополняющих и углубляющих знания , приобретённые учащимися
     в основном курсе химии средней школы , а также способность учащихся
     самим оценить уровень своей подготовки;
3). способствовать  воспитанию коммуникабельности , адаптивности , 
     самооценки , совершенствованию творческих способностей , умению
     мыслить логически;
4). поощрение учащихся групп.
 
 
 
 
 
-5-
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:
1). на интерактивной доске – эпиграф:
«Что умеете хорошего , то не забывайте ,
а чего не умеете , тому учитесь…»
(Владимир Мономах , «Русская правда»)
 
2). раздаточный материал: таблицы Менделеева , растворимости ,
     электрохимического ряда напряжений металлов , ряда
     электроотрицательности неметаллов , листы формата А4 с подписью туров
     для письменных ответов игроков;
 
3). химическое   оборудование   для   экспериментов:     делительные   воронки ,     химические стаканы  ,  фильтры бумажные  ,  воронки  для  фильтрования  ,
     ложечки (дуршлаги)  ,  стеклянные  палочки  для  перемешивания , подносы;
 
4). реактивы (для каждой командной группы):
     поднос 1:  4 химических стакана с бесцветными растворами веществ  NaCl,
    Na2SO4, NaOH, NaNO3;
     поднос 2:      сухая смесь веществ в химическом стакане из NaCl, S, SiO2;
     поднос 3:      смесь в колбе двух бесцветных растворов – воды и амилового                           спирта;
 
5). реактивы-осадители или качественные реактивы в закрытых склянках:
     фенолфталеин;      растворы AgNO3  ,  BaCl2  ,  H2SO4(конц.)  ,  Cu(тв.);
 
6). проекционная  система  для  демонстрации  слайдов:   портретов  ,  цитат  ,
     кроссвордов , таблиц , рисунков;
 
7). интерактивная доска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-6-
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
 
 
IТУР:  «РАЗМИНКА»
 
Лиха беда начало
(русская пословица)
 
Iтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.
 
Задание: заслушав определение , напиши название.
 
1). Окружающий нас мир во всём его многообразии , существующий в виде веществ и полей , называется…
 
2). Окружающие нас предметы называются…
 
3). Модель квантовой механики , описывающая состояние электрона в атоме , называется…
 
4). Важнейшим , самым распространённым и необходимым на Земле веществом, способным существовать в трёх агрегатных состояниях , является…
 
5). Электронейтральная частица , состоящая из положительно заряженного ядра и движущихся в его поле электронов , называется…
 
6). Самым лёгким газом на Земле является…
 
7). Защитным экраном атмосферы Земли , препятствующим проникновению на планету короткого ультрафиолетового излучения является…
 
8). Жидким природным ископаемым сырьём на планете является…
 
9). Газ , выделяющийся при дыхании живых организмов , сгорании топлива , а также при брожении , тлении и гниении различных органических веществ , образующий вместе с пылью в верхних слоях атмосферы «парниковый эффект» над тем участком территории , где он находится , называется…
 
10). Жидким металлом , имеющим температуру кипения , равную -38.9 ºС , является…
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IТУРА:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
-7-
IIТУР:  «ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
 
Повторение – мать учения
(русская пословица)
 
IIтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.
 
Задание: напишите формулы веществ , если известно , что в их состав входят:
 
1).  1 атом кальция , 1 атом углерода , 3 атома кислорода;
 
2).  3 атома натрия , 1 атом фосфора , 4 атома кислорода;
 
3).  2 атома хлора , 7 атомов кислорода;
 
4).  2 атома меди , 1 атом серы;
 
5).  1 атом калия , 1 атом водорода.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IIТУРА:  за каждую правильно написанную формулу команде игроков ставится 1 балл.
 
 
-8-
IIIТУР:  «ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА»
 
С одного конца хитро , с другого мудренней того;
а в серёдке ум за разум заходит
(русская пословица)
 
IIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.
 
Задание: в приведённых предложениях вместо точек вставьте в нужном числе и падеже  необходимые  по  значению  слова  –  «химический  элемент»  ,«простое вещество» , «сложное вещество».
 
1). Нитрид алюминия – это …………………………….. , так как состоит из разных …………………………….. - алюминия и азота.
 
2). При разложении известняка образуются два …………………………….. – оксид кальция и углекислый газ.
 
3). …………………………….. хлорид бария содержит два
 …………………………….. – барий и хлор.
 
4). Взаимодействие …………………………….. – водорода и кислорода приводит к образованию …………………………….. – воды.
 
5). Серная кислота является …………………………….. , так как состоит из атомов трёх …………………………….. – водорода , серы и кислорода.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IIIТУРА:  за каждый правильно написанный пункт задания команде игроков ставится 1 балл.
 
 
-9-
IVТУР:  «ВЫБЕРИ ЛАБОРАТОРНУЮ ПОСУДУ»
 
Без терпения нет учения
(русская пословица)
 
IVтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.
 
Задание: для данного перечня названий лабораторной посуды вместо точек поставьте нужную цифру рисунка.
 

 
 
….. – фарфоровый тигель;
 
….. – капельная воронка;
 
….. – плоскодонная колба;
 
….. – кристаллизатор;
 
….. – обычная воронка;
 
….. – пробирка;
 
….. – коническая колба;
 
….. – фарфоровая ступка с пестиком;
 
….. – химический стакан;
 
….. – круглодонная колба.
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IVТУРА:  за каждую правильно выбранную лабораторную посуду команде игроков ставится 1 балл.
-10-
VТУР:  «ОПРЕДЕЛИ ГАЗ»
 
Где учение , там и умение
(русская пословица)
 
Vтур даётся команде игроков письменно на самостоятельную работу.
 
Задание:  для  данного  перечня  названий  газов вместо точек поставьте цифру ,у которой данный газ находится в виде химической формулы.
 
Перечень химических формул газов:
 
1). N2O;             2). смесь (CO+H2);              3). смесь (H2+ O2)по объёму 2:1;
 
4). COCl2;          5). CH4;                                    6). SO2;
 
7). SO3;               8). CO;                                     9). CO2.  
 
 
….. – фосген;
 
….. – сернистый газ;
 
….. – веселящий газ (закись азота);
 
….. – угарный газ;
 
….. – водяной газ;
 
….. – углекислый газ;
 
….. – серный газ;
 
….. – гремучий газ;
 
….. – природный газ (болотный или рудничный газ).
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VТУРА:  за каждый правильно выбранный газ (химическую формулу газа) команде игроков ставится 1 балл.
 
-11-
VIТУР:  «ВЫДЕЛИ УЧЁНОГО ПО ЕГО ЗАСЛУГАМ»
 
Копни поглубже , найдёшь погуще
(русская пословица)
 
VIтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.
 
Задание: узнай учёного по его заслугам и выбери правильно только один ответ в каждом из вопросов теста.
 
1). Учёный , указавший , что цель химии состоит не в получении золота и серебра , а в изготовлении лекарств. Этот учёный…
а). Парацельс;             б). Агрикола;             в). Демокрит;             г). Аристотель.
 
2). Древнегреческий учёный и философ , считал , что в основе окружающей природы лежит вечная первоматерия , которой свойственны 4 основных качества: теплота и холод , сухость и влажность. Эти 4 качества , по его мнению , могли быть отделены от первоматерии или прибавлены к ней в любом количестве. Этот учёный и философ…
а). Парацельс;             б). Агрикола;             в). Демокрит;             г). Аристотель.
 
3). Этот учёный проводил опыты с накаливанием металлов в запаянных сосудах. Своими опытами он доказал , что масса веществ , полученных в результате опыта , была точно такой же , что и до его начала. Этим учёным был…
   а). А. М. Бутлеров;                                                                  б). М. В. Ломоносов;
   в). Д. И. Менделеев;                                                                г). С. В. Лебедев.
 
4). Учёный , создавший теорию строения органических соединений , которая позволила привнести в химическую систематику огромное число органических веществ , без которой немыслимы были бы современные успехи в создании новых полимерных материалов. Этот учёный…
   а). А. Б. Нобель;                                                                    б). Н. Д. Зелинский;
   в). А. М. Бутлеров;                                                                г). А. Я. Данилевский.
 
5). Учёный , доказавший несостоятельность алхимических идей , пропитанных магией и верой в сверхестественные силы , давший впервые научные определения важнейшим понятиям химии. Главной задачей по его мнению является ответ на вопрос: из чего состоит материальный мир , как состав веществ влияет на их свойства. Этот учёный…
   а). Иоганн Дёберейнер;                                                                 б). Карл Шееле;
   в). Джон Дальтон;                                                                          г). Роберт Бойль.
 
-12-
6). Учёный , объединивший сходные между собой элементы в триады. Он сравнивал их атомные массы и обнаружил , что значение атомной массы промежуточного в триаде элемента равно среднему арифметическому атомных масс крайних элементов триад. Этот учёный…
   а). Иоганн Дёберейнер;                                                           б). Фридрих Кекуле;
   в). Эмиль Фишер;                                                                     г). Карл Шееле.
 
7). Учёный , расположивший химические элементы по спирали с увеличением их относительных атомных масс под другими химическими элементами так , что удавалось установить сходство некоторых из них по вертикали. Этот учёный…
   а). Джон Ньюлендс;                                                           б). Анри де Шанкуртуа;
   в). Лекок де Буабодран;                                                     г). Виктор Мейер. 
 
8). Учёный-энциклопедист , сформулировал основы атомно-молекулярного учения , рассматривал строение вещества не как определённую комбинацию атомов , но как сочетание более крупных частиц – корпускул , которые , в свою очередь , состоят из более мелких частиц – элементов. Этот учёный…
   а). Н. Н. Бекетов;                                                                  б). В. В. Марковников;
   в). С. В. Лебедев;                                                                  г). М. В. Ломоносов.
 
9). Учёный , впервые высказавший мысль о том , что все тела состоят из мельчайших , невидимых , неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи , которые он назвал атомами. Этот учёный…
   а). Агрикола;                 б). Шееле;                 в). Демокрит;                 г). Кекуле. 
 
10). Учёный , открывший основополагающий закон химии , названный в его честь Периодическим законом химических элементов и создавший на его основе научную классификацию химических элементов – Периодическую систему. Этот учёный…
   а). И. А. Каблуков;                                                                   б). Д. И. Менделеев;
   в). А. Л. Лавуазье;                                                                    г). К. Л. Бертолле.
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIТУРА:  за каждый правильный ответ теста команде игроков ставится 1 балл.
 
 
-13-
VIIТУР:  «ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»
 
Кто думает , до чего-нибудь додумается
(русская пословица)
 
В VIIтуре преподаватель загадывает загадки , а команды игроков их отгадывают и записывают разгадки на листах для письменных ответов.
 
Задание: заслушав загадку , напиши разгадку.
 
                                   1).  Примерно века два назад
                                         Открыт он был случайно.
                                         Сейчас знаком с ним стар и млад,
                                         Он и для вас не тайна.
                                         Известно , что горит отлично
                                         В нём сера , фосфор , углерод ,
                                         Железо , магний. Энергично
                                         Сгорает также водород.
 
                                   2).  Газ – ненужный нам отброс –
                                         В поле в пищу перерос.
 
                                   3).  Красноватый будто цветом ,                                         Ковкий , мягкий , как металл ,
                                         Из кислот же он при этом
                                         Водород не выделял.
                                         Только может окисляться ,                                         Коль нагреем в кислоте.
                                         Право , можно догадаться
                                         Вам теперь уже вполне.
 
                                   4).  Порознь каждый ядовит ,                                         Вместе – будит аппетит.
 
                                   5).  В воду шёл и чист и бел ,                                         Окунулся – посинел.
 
                                   6).  Он безжизненным зовётся ,                                         Но жизнь без него не создаётся.
 
                                   7).  По прозванью инвалид ,                                         Но крепок в деле и на вид.
 
-14-
                                   8).  Он яркой звездой загорится ,                                         Белый и лёгкий металл ,                                         В тринадцатой клетке таблицы
                                         Почётное место занял.
                                         Для лёгкости в сплавы даётся ,                                         Мощь самолёта создал.
                                         Тягуч и пластичен , отлично куётся
                                         Серебряный этот металл.
                                         В составе багровых рубинов ,                                         В сапфировой сини огней ,                                         В серой обыденной глине ,                                         В виде наждачных камней.
 
                                   9).  Тот элемент в печной трубе
                                         Находим в виде сажи ,                                         И в простом карандаше
                                         Его встречаем даже.
 
                                 10).  Гость из космоса пришёл –
                                         В воде приют  себе нашёл.
 
                                 11).  Горит лиловым в кислороде ,                                         Свободным нет его в природе.
                                         Но соль находит примененье
                                         Как для растений удобренье.
 
                                 12).  Ослепительным пламенем ярким ,                                         Как звёздочка , вспыхнув , горит.
                                         Металл тот и белый , и лёгкий
                                         В двенадцатой клетке стоит.
 
                                 13).  Белым – воздуха боится ,                                         Покраснел , чтоб сохраниться.
 
                                 14).  Ему не страшно окисленье ,                                         Пластичностью не превзойдён ,                                         В кислоте без растворенья
                                         Может содержаться он.
                                         Чтобы легче догадаться ,                                         Подскажу я вам , что он
                                         Может только растворяться
                                         В «царской водке» целиком.
 
-15-
                                  15).  Хоть многие вещества превращает в яд –
                                          В химии достойна всяческих наград.
 
                                  16).  Металл в солях – опора многих ,                                          А нас без него не носили бы ноги.
 
                                  17). Тяжёлый , жидкий и пахучий ,
                                         Подвижный , сильно ядовит.
                                         Удушлив и весьма летучий
                                         Сквозь поры пробки он летит.
                                         В солях почти  везде бесцветен ,                                         Есть в Сахском озере в Крыму ,                                         Лечебным действием заметен                                         И всем известен потому.
 
                                  18).  Среди металлов самый главный
                                          Важнейший древний элемент.
                                          В тяжёлой индустрии главный ,                                          Знаком с ним школьник и студент.
                                          Родился в огненной стихии ,                                          Расплав его течёт рекой.
                                          Важнее нет в металлургии ,                                          Он нужен всей стране родной.
 
                                  19).  Хранят обычно в керосине ,                                          И бегает он по воде ,                                          В природе , помните отныне ,
                                          Свободным нет его нигде.
                                          В солях открыть везде возможно ,                                          Желтеет пламя от него ,                                          И получить из соли можно ,                                          Как Деви получил его.
 
                                  20).  Только в воду соль попала ,                                          Холодней в стакане стало.
 
                                  21).  Получишь газы из воды ,                                          Смешаешь вместе – жди беды.
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIIТУРА:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
 
-16-
VIIIТУР:  «РАЗГАДАЙ КРОССВОРД»
 
Скучен день до вечера , коли делать нечего
(русская пословица)
 
VIIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу и обсуждение.
 
Задание: у команд игроков на столах лежат одинаковые кроссворды. Необходимо   ,   используя   Периодическую   таблицу   химических   элементов
Д. И. Менделеева  ,  вписать  по  горизонтали  названия   элементов-неметаллов. Ключевое слово по вертикали – фамилия русского химика.
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIIIТУРА:  только за полностью правильно разгаданный кроссворд команде игроков ставится 9 баллов.
 
 
-17-
IXТУР:  «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
 
Мера всякому делу вера
(русская пословица)
 
IXтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
 
Задание: найди выигрышный путь (горизонталь , вертикаль , диагональ) , который состоит из веществ , реагирующих с соляной кислотой , и напиши его как  X→ Y→ Z,  где X, Y, Z– вещества по горизонтали , вертикали или диагонали , реагирующие с соляной кислотой.
 
 
 
 
 
MgO 
Zn 
NaOH 
Br2  
Hg 
H2
 
Ag 
HBr 
KNO3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IXТУРА:  за правильно написанный ответ команде игроков ставится 3 балла.
 
 
-18-
XТУР:  «РАСПОЗНАЙ ВЕЩЕСТВО ПО ЕГО ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ»
 
Без меры и лаптя не сплетёшь
(русская пословица)
 
Xтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
 
Задание: по описанию физических свойств (органолептическим характеристикам) определи вещество , запиши его формулу или название.
 
1). Ядовитый газ жёлто-зелёного цвета с резким запахом , в 2.5 раза тяжелее воздуха , вызывающий воспаление слизистых оболочек , удушье , слёзотечение, смерть.
 
2). Ядовитый бесцветный газ с запахом тухлых яиц , хорошо растворимый в воде , вызывающий галлюцинации , потерю сознания.
 
3). Бесцветный газ с резким удушливым запахом свинцовой тяжести , сжижающийся при охлаждении до  -10 ºС  в бесцветную жидкость , вызывает выпадение кислотных дождей.
 
4). Бесцветный газ с характерным резким запахом , почти в 2 раза легче воздуха, очень хорошо растворимый в воде с образованием слабой летучей щёлочи.
 
5). Бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом , возбуждающе действующий на нервную систему , вызывающий чувство сонливости.
 
6). Ядовитый газ бурого цвета с запахом , похожим на запах хлора , растворимый в воде , дыхательный яд.
 
7). Ядовитый газ с запахом чеснока , тяжелее воздуха в 1.2 раза , «блуждающий огонь» на кладбищах и гниющих болотах.
 
8). Бесцветный газ без запаха , немного легче воздуха , плохо растворим в воде. Сильнейший кровяной яд , поддерживает горение , но не поддерживает дыхание.
 
9). Газ без цвета и запаха , легче воздуха , мало растворим в воде. Выделяется со дна болот и из каменноугольных пластов в рудниках.
 
 
-19-
10). Неядовитый газ без цвета , вкуса и запаха , немного тяжелее воздуха , мало растворим в воде , поддерживающий процессы горения , дыхания.
 
11). Газ без цвета и запаха , в 1.5 раза тяжелее воздуха , мало растворим в воде , сжижается при комнатной температуре под давлением 6 МПа. Не поддерживает процессы горения и дыхания. Зажжённая лучина в нём гаснет , а человек и животные при большой его концентрации задыхаются.
 
12). Газ без цвета , вкуса и запаха , в 14.4 раза легче воздуха , мало растворим в воде (в 1 л воды при  20 ºС  растворяется 18 мл этого газа). При  -252.8 ºС  и атмосферном давлении переходит в жидкое состояние , в котором он также бесцветен.
 
13). Это вещество бесцветное , не имеет запаха и вкуса. Наибольшую плотность оно имеет при  4 ºС  (1 г/мл). Замерзает оно при  0 ºС  и кипит при  100 ºС  при давлении 101325 Па. Плохо проводит теплоту и электричество. Является хорошим полярным растворителем.
 
14). Бесцветный газ с резким запахом. При вдыхании раздражает дыхательные пути и вызывает удушье. В 1.3 раза тяжелее воздуха. Во влажном воздухе «дымит». При  0 ºС  в 1 л воды растворяется около 500 л этого газа. Водный раствор этого газа является кислотой.
 
15). Газ без цвета , запаха и вкуса , легче воздуха , мало растворим в воде (при  20 ºС  в 1 л воды растворяется 15.4 мл этого газа). Входит в состав воздуха. Не поддерживает процессы горения и дыхания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XТУРА:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
 
 
-20-
XIТУР:  «УЗНАЙ УЧЁНОГО ПО ЕГО ПОРТРЕТУ»
 
И медведя учат , не только человека
(русская пословица)
 
XIтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
 
Задание: на рисунках ниже изображены портреты учёных. Установите соответствие между портретами учёных и их инициалами: поставьте нужную цифру к инициалам учёного вместо многоточия.
 

 
                 1                                     2                              3                               4
 
 
 
 

 
                    5                               6                              7                            8
 
 
 
 
-21-
 

 
                 9                            10                           11                                  12
 
 
 
 
     ….. Й. Я. Берцелиус;                                                            ….. А. Л. Лавуазье;
                                                                 
     ….. Э. Резерфорд;                                                                ….. М. В. Ломоносов;
                                                          
     ….. Д. И. Менделеев;                                                           ….. Э. Франкленд;
                                                     
     ….. Р. Бойль;                                                                         ….. Д. Дальтон;      
                                                             
     ….. Н. Н. Бекетов;                                                                ….. Д. Пристли;
                                                           
     ….. М. Склодовская-Кюри;                                                ….. Ж. Л. Пруст.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIТУРА:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
 
-22-
XIIТУР:  «РЕШИ ЗАДАЧУ»
 
Счёт не обманет. Счёт всю правду скажет.
(русская пословица)
 
XIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.
 
Задание: решите задачу.
К 500 мл  28% - ного раствора аммиака плотностью  0.9 г/мл  прибавили 1 л воды (плотность воды 1 г/мл). Найдите концентрацию полученного раствора аммиака в  %  и  в  моль/л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIIТУРА:  за полностью правильно решённую задачу командам игроков ставить 6 баллов.  Если вычислена верно только одна из концентраций полученного раствора аммиака – ставить 3 балла. Все расчёты должны быть проведены только через формулы , а не способом подгона.
 
-23-
XIIIТУР:  «КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
 
Не на пользу читать , коли только вершки хватать
(русская пословица)
 
XIIIтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
 
Задание: выбери правильно варианты ответов.
 
1). К каким классам неорганических соединений относятся:
     NaOH ,  SO2  ,  Na3PO4  ,  H2SO4?
 
               Класс соединения                                                                Соединение
 
                 (1)   Соли                                                                                 ………….
 
                 (2)   Основания                                                                       ………….
 
                 (3)   Оксиды                                                                            ………….
 
                 (4)   Кислоты                                                                          ………….
 
Напишите формулы соединений вместо точек.
 
2). На чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида натрия (NaOH)  и  хлорида натрия (NaCl). 
 
Через некоторое время стрелка весов:
 
(1)      отклонится влево;
(2)      отклонится вправо;
(3)      не изменит своего положения?
 
Напишите уравнения возможных реакций.
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIIIТУРА:  за каждое правильно выполненное задание командам игроков ставится 1 балл.  Если в задании (2) будет написано одно уравнение реакции , то командам игроков ставится ещё 1 балл. Если в задании (2) будут написаны 2 уравнения реакций , то командам игроков ставится ещё 2 балла. Максимальное число баллов за задание (2) – 3 балла.
 
-24-
XIVТУР:  «РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»
 
Много на свете умного , да хорошего мало
(русская пословица)
 
XIVтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
 
Задание: ответьте на вопросы тестовых номеров.
 
1). Распределите (условно) указанные ниже вещества по способности к растворимости в воде:
     (а)   хорошо растворимые;
     (б)   мало растворимые;
     (в)   практически нерастворимые.
 
                     Вещество                                            Способность к растворимости
 
         (1)   Сахар   C12H22O11                                                   ………………..
         (2)   Хлорид серебра   AgCl                                    ………………..
         (3)   Медный купорос   CuSO4* 5 H2O                   ………………..
         (4)   Поваренная соль   NaCl                                    ………………..
         (5)   Гипс   CaSO4* 2 H2O                                          ………………..
         (6)   Питьевая сода   NaHCO3                                     ………………..
 
Вместо точек поставьте нужную букву (а , б , в). Для ответа используйте таблицу растворимости.
 
2). Как будет изменяться электрическая проводимость («лямбда») раствора гидроксида кальция , фиксируемая с помощью гальванометра (смотри рисунок), если через этот раствор пропускать углекислый газ?
 

 
Представьте эту зависимость в графическом виде. Напишите уравнения возможных реакций.
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIVТУРА:  за каждое  полностью правильно выполненное задание командам игроков ставится 2 балла.
-25-
XVТУР:  «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
 
Без дела жить – только небо коптить
(русская пословица)
 
XVтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
 
Задание: ответьте на вопросы теста.  
 
1). Получаемый в промышленности олеум представляет собой раствор:
     а). SO2  в воде;                                              б). SO3  в воде;
     в). SO3  в конц.  H2SO4;                               г). SO3  в аккумуляторной  H2SO4.
 
2). В результате современной промышленной деятельности человека кислород воздуха поглощается , а в атмосферу выбрасывается различные оксиды , причём в кислород зелёными растениями перерабатывается только:
     а). SO2;                          б). NO2;                          в). CO;                          г). CO2.
 
3). При синтезе аммиака в промышленности используют катализатор:
     а). V2O5;                         б). Pt;                         в). Fe;                                г). Ni.
 
4). Для получения водорода в промышленности не используется реакция:
          а). C+ H2O(пар)→                                                б). CaH2+ H2O→  
          в). Fe+ H2O(пар) →                                               г). электролиз воды   
 
5). При производстве серной кислоты контактным способом в качестве катализатора при окислении оксида серы (IV)  в оксид серы (VI)  используют:
     а). Fe;                          б). Ni;                          в). Al2O3;                          г). V2O5.
 
6). Нейтрализация фосфорной кислоты аммиаком позволяет получить ценное удобрение:
     а). селитру;                                                                         б). аммофос;
     в). костную муку;                                                              г). фосфоритную муку.
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XVТУРА:  за каждое правильно выполненное задание командам игроков ставится 1 балл.
 
-26-
XVIТУР:  «ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»
 
Без муки нет науки
(русская пословица)
 
XVIтур даётся командам игроков на экспериментальную самостоятельную работу.
 
Задание: реши задачи на:
а). способ разделения сухой смеси веществ;
б). способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей;
в). способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.
 
Ход работы: одна команда игроков получает задание на способ разделения сухой смеси веществ , другая команда игроков получает задание на способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей , третья команда игроков получает задание на способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них. Если команд игроков более трёх , то задания повторяются.
Команды игроков подходят к определённым столам с химическим оборудованием и каждая из них выполняет своё задание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XVIТУРА:  за каждое полностью правильно выполненное задание команде игроков ставится 5 баллов. Если будут какие-то небольшие недочёты (ошибки) , проверяющий может снизить результат до 2 – 4 баллов (по его усмотрению).  Способы решения смотрите на листках с ответами.
 
-27-
ИТОГИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО ХИМИИ
«ЮНЫЙ ХИМИК»
 
Команда
игроков Номер тура (число баллов) Итого
балл. Мес-
то
 
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI                                      
                                     
                                     
                                     
                                     
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИТОГОВЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ:  призовые места ставятся комиссией (членами жюри) в соответствии с максимально набранным командой игроков общим числом балов.
 
 
-28-
ОТВЕТЫ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ «ЮНЫЙ ХИМИК»
 
Учёный идёт , а неучёный спотыкается
(русская пословица)
 
 
                     IТУР                                                                                          IIТУР
 
1. материей;                                                                                                 1. CaCO3;
2. физическими телами;
3. электронным облаком или орбиталью;                                                2. Na3PO4;
4. вода;
5. атомом;                                                                                                    3. Cl2O7;
6. водород;
7. озоновый слой;                                                                                       4. Cu2S;
8. нефть;
9. углекислым газом;                                                                                 5. KH.
10. ртуть.
 
 
 
IIIТУР
 
1.    Нитрид алюминия – это сложное вещество  ,  так  как  состоит  из разных
химических элементов– алюминия и азота.
 
2.    При разложении известняка образуются два  сложных  вещества – оксид
кальция и углекислый газ.
 
3.    Сложное вещество  хлорид  бария содержит два химических элемента –
барий и хлор.
 
4.    Взаимодействие  простых  веществ – водорода  и  кислорода  приводит кобразованию сложного вещества – воды.
 
5.    Серная  кислота  является сложным веществом , так как содержит атомы
трёх химических элементов – водорода , серы и кислорода.
 
 
 
 
 
-29-
              IVТУР                                                               VТУР
 
9– фарфоровый тигель;                              4 – фосген;
6– капельная воронка;                                6 – сернистый газ;
2– плоскодонная колба;                             1 – веселящий газ (закись азота);
10– кристаллизатор;                                   8 – угарный газ;
5– обычная воронка;                                  2 – водяной газ;
1 – пробирка;                                               9 – углекислый газ;
4– коническая колба;                                 7 – серный газ;
8– фарфоровая ступка                               3 – гремучий газ;
                с пестиком;                                            5 – природный газ (болотный          7 – химический стакан;                                       или рудничный газ).          3 – круглодонная колба.
 
 
 
VIТУР
 
                         1 – а;                                                                     6 – а;
                         2 – г;                                                                     7 – б;
                         3 – б;                                                                     8 – г;
                         4 – в;                                                                     9 – в;
                         5 – г;                                                                   10 – б.
 
 
 
VIIТУР
 
                       1 – кислород;                                                 11 – калий;
                       2 – углекислый газ;                                       12 – магний;
                       3 – медь;                                                         13 – фосфор;
                       4 – хлорид натрия;                                        14 – золото;
                       5 – сульфат меди (II) или                             15 – сера;
                             медный купорос;                                     16 – кальций;
                       6 – азот;                                                          17 – бром;
                       7 – хром;                                                        18 – железо;
                       8 – алюминий;                                               19 – натрий;
                       9 – углерод;                                                   20 – нитрат аммония или
                      10 – водород;                                                         аммиачная селитра;
                                                                                               21 – гремучая смесь из  
                                                                                                       водорода и  
                                                                                                       кислорода
                                                                                                      (гремучий газ).
-30-
VIIIТУР 
                         1 – кремний;                                                  6 – хлор;
                         2 – углерод;                                                   7 – гелий;
                         3 – неон;                                                         8 – сера;
                         4 – кислород;                                                 9 – водород.
                         5 – селен;
                                            Ключевое слово – Менделеев.
 
 
 
IXТУР
 
Правильный ответ:   MgO→Zn→ NaOH.
 
 
 
XТУР
 
1 – хлор (Cl2);                                                                    9 – метан (CH4);
2 – сероводород(H2S);                                                   10 – кислород (O2);
3 – сернистый газ (SO2);                                                11 – углекислый газ (CO2);
4 – аммиак (NH3);                                                           12 – водород (H2);
5 – закись азота или «веселящий газ» (N2O);              13 – вода (H2O);
6 – диоксид азота или бурый газ (NO2);                       14 – хлороводород (HCl);
7 – фосфин (PH3);                                                            15 – азот (N2).
8 – угарный газ (CO);
 
 
 
XIТУР
 
  8 – И. Я. Берцелиус;                                                                  6 – А. Л. Лавуазье;
12 – Э. Резерфорд;                                                                     4 – М. В. Ломоносов;
  2 – Д. И. Менделеев;                                                                 5 – Э. Франкленд;
  1 – Р. Бойль;                                                                               3 – Д. Дальтон;
  7 – Н. Н. Бекетов;                                                                      9 – Д. Пристли;
10 – М. Склодовская-Кюри;                                                   11 – Ж. Л. Пруст.
 
 
 
 
-31-
XIIТУР
 
РЕШЕНИЕ
 
1). m28% р-ра NH3= ρ28% р-ра NH3* V28% р-ра NH3= 0.9 * 500 = 450 г;
 
2). mNH3 в 28% р-ре = (w28% р-ра NH3* m28% р-ра NH3) / 100% =
                                  = 28 * 450 / 100 = 126 г;
 
3). mH2O= ρH2O* VH2O= 1 * 1000 = 1000 г;
 
4). mр-ра после разб. =  mH2O+ m28% р-ра NH3= 1000 + 450 = 1450 г;
 
5). Wполуч. р-ра NH3= (mNH3в 28% р-ре* 100%) / mр-ра после разб. =
                                  = 126 * 100 / 1450 = 8.7%;
 
6). MNH3= 14 + 1 * 3 = 17 г/моль;
 
      νNH3 = mNH3в 28% р-ре / MNH3= 126 / 17 = 7.4 моль;
 
7). Vр-ра после разб. = V28% р-раNH3+ VH2O= 500 + 1000 = 1500 мл = 1.5 л;
 
8). CMполуч. р-ра NH3= νNH3/ Vр-ра после разб. = 7.4 / 1.5 = 4.94 моль/л.
 
 
Ответ:   Wполуч. р-раNH3= 8.7%;     CMполуч. р-ра NH3= 4.94 моль/л.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-32-
XIIIТУР 
 
1).  Класс соединения                                                                 Соединение
 
(1)      Соли                                                                                   Na3PO4
        
(2)      Основания                                                                         NaOH                                                                       
 
(3)      Оксиды                                                                                 SO2
 
         (4)   Кислоты                                                                             H2SO4
 
 
2).  Левый   стаканчик  (с   раствором   NaOH)   станет   тяжелее   в   результате
      поглощения углекислого газа из воздуха по одной из реакций:
 
                                             NaOH +CO2→ NaHCO3     (1)
   
                                          2 NaOH+ CO2→ Na2CO3+ H2O     (2)
 
 
      Ответ:   (2)   стрелка весов отклонится вправо.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-33-
XIVТУР
 
 
1).                                (1) – а;                                        (4) – а;
                                    (2) – в;                                        (5) – б;
                                    (3) – а;                                        (6) – а.
 
 
2). При  пропускании  углекислого   газа   через   раствор   гидроксида   кальция
     Электрическая  проводимость раствора («лямбда») сначала будет достаточно
     быстро уменьшаться  ,  так как  образуется нерастворимый карбонат кальция
     (CaCO3↓):
    
Ca(OH)2+CO2→ CaCO3↓ +H2O     (1)
 
     При дальнейшем пропускании углекислого газа через раствор  , содержащий
     нерастворимый осадок карбоната кальция , осадок растворяется и образуется
     раствор гидрокарбоната кальция Ca(HCO3)2:
 
CaCO3↓ + H2O + CO2→ Ca(HCO3)2     (2)
 
     Электрическая  проводимость (лямбда)  образующегося раствора постепенно
     будет возрастать в результате растворимости гидрокарбоната кальция:
 

 
 
XVТУР
 
 
                          1 – в;                                                                    4 – б;
                          2 – г;                                                                    5 – г;
                          3 – в;                                                                    6 – б.
 
-34-
XVIТУР
 
а).  Iкоманда игроковполучает задание на способ разделения сухой смеси веществ.
Задание: в химическом стакане выдана сухая смесь веществ из  S, NaCl, SiO2.  Требуется разделить эту смесь и выделить из неё каждое из веществ в сухом виде.
Ответ: растворим сухую смесь в химическом стаканчике с холодной водой.
NaClрастворится , SiO2не растворится и осядет на дно , Sне растворится и всплывёт на поверхность. Удаляем S(серу) ложечкой (дуршлагом) , а SiO2(песок) с раствором NaCl(хлорида натрия) фильтруем. В результате фильтрования в фильтрате будет находиться раствор хлорида натрия , в фильтре – мокрый песок.
Чтобы получить выделенные вещества в сухом виде их подвергают сушке (в токе воздуха – песок и серу) и выпариванию (воды из раствора хлорида натрия). Таким образом проводят процессы разделения сухой смеси и выделения веществ в сухом виде.
 
б).  IIкоманда игроковполучает задание на способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей.
Задание: выдана в колбе смесь двух бесцветных жидкостей – воды и амилового спирта. Требуется её разделить и выделить каждую жидкость по отдельности.
Ответ: выданную смесь растворов разделяем с помощью делительной воронки. Наливаем в делительную воронку исходную смесь двух жидкостей – воды и амилового спирта. Закрываем делительную воронку крышкой. Смесь жидкостей хорошо встряхиваем в делительной воронке , чтобы была отчётливо видна граница раздела двух взаимно несмешивающихся друг в друге жидкостей с разными плотностями. В верхней фазе делительной воронки будет находиться амиловый спирт , так как он имеет плотность ρ= 0.792 г/мл  и является более лёгким компонентом смеси жидкостей. В нижней части делительной воронки находится вода , так как она имеет плотность ρ= 1 г/мл  и является более тяжёлым компонентом смеси жидкостей.
Подносим к нижней части делительной воронки химический стакан и открываем потихоньку кранчик в его нижней части. Воду сливаем в химический стакан всю вплоть до границы её соприкосновения с амиловым спиртом. Затем кранчик закрываем. В результате разделения в химическом стакане находится вода , а в делительной воронке – амиловый спирт.
Таким образом проводится процесс разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей.
 
 
-35-
в).  IIIкоманда игроковполучает задание на способы распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.
Задание: в 4-х пронумерованных химических стаканчиках выданы бесцветные растворы веществ:  NaCl,Na2SO4, NaOH, NaNO3.
Требуется распознать , где и в каком стаканчике содержится каждый из оговорённых в задании веществ (учащиеся команды игроков не знают , что в каком химическом стаканчике находится и должны это определить с помощью качественных реакций).
Ответ: выданные вещества из химических стаканчиков нужно выливать          по немногу в рабочие пробирки.
1). Добавим в каждую из 4-х рабочих пробирок с исходными растворами выданных веществ 1-2 капли фенолфталеина и в той из пробирок , где появится малиновое окрашивание всего раствора , находится раствор гидроксида натрия (NaOH). Это химический стакан №1:
 
NaOH+ ф/ф → малиновое окрашивание раствора
 
В оставшихся 3-х других рабочих пробирках никаких изменений нет.
2). В три пустые рабочие пробирки прильём оставшиеся по отдельности исходные растворы веществ (NaCl, Na2SO4, NaNO3). Затем добавим к ним раствор нитрата серебра (AgNO3)  и по образовавшемуся в одной из пробирок белому творожистому осадку хлорида серебра(AgCl↓)  определим , что в химическом стаканчике №3 находится раствор хлорида натрия (NaCl):
 
NaCl+ AgNO3→ NaNO3+ AgCl↓ 
В оставшихся двух других рабочих пробирках никаких изменений нет.
3). В две пустые рабочие пробирки прильём оставшиеся по отдельности исходные растворы веществ (Na2SO4, NaNO3). Затем добавим к ним раствор хлорида бария (BaCl2)и по образовавшемуся белому мутному осадку сульфата бария (BaSO4↓)  в одной из пробирок определим , что в химическом стаканчике №2 находится раствор сульфата натрия (Na2SO4):
 
Na2SO4+ BaCl2→ 2 NaCl+BaSO4↓
 
В оставшейся другой рабочей пробирке никаких изменений нет.
4). Чтобы убедиться , что в оставшемся химическом стаканчике №4 находится один из исходных растворов – NaNO3  ,  добавим в рабочую пробирку с ним концентрированный раствор серной кислоты (H2SO4) и медную стружку (Cu).
 
-36-
По выделяющемуся бурому газу – диоксиду азота (NO2) мы убеждаемся , что
оставшийся реактив в химическом стаканчике №4 – раствор NaNO3:
 
2 NaNO3+ 2 H2SO4+Cu → Na2SO4+ CuSO4 + 2 NO2↑+ 2 H2O
 
Таким образом проводится способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.
Ответ:  в химическом стаканчике №1 находится раствор гидроксида натрия (NaOH);
в химическом стаканчике №2 находится раствор сульфата натрия (Na2SO4);
в химическом стаканчике №3 находится раствор хлорида натрия (NaCl);
в химическом стаканчике №4 находится раствор нитрата натрия (NaNO3).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-37-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
1.    Гара Н. Н.    Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации в 8 – 9 классах.  Книга  для  учителя  /  Н. Н. Гара , М. В. Зуева.  –  М.: Просвещение , 2006. – 175 с. , ил. – (Текущий контроль).
 
2.    Ким Е. П.      Химия   8 – 9  классы:     внеклассные   мероприятия  (игры  ,шоу-программы  ,  театрализованные  представления)  / автор-составитель
Е. П. Ким. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель , 2011. – 134 с.
 
3.    Краснянский А. В.       Введение   в   химические   расчёты.     Справочное
руководство для средней школы. Часть 1. Москва , 1998. – 120 с.
 
4.    Краснянский А. В.       Введение   в   химические    расчёты.    Справочное
руководство для средней школы. Часть 2. Москва , 1998. – 76 с.
 
5.    Кузнецова Н. Е.  ,  Лёвкин А. Н.    Задачник  по  химии для  8 класса. – М.:
Вентана-Граф , 2002. – 128 с. , ил.
 
6.    Кузнецова Н. Е. , Лёвкин А. Н.  Задачник по химии для учащихся 9 класса
общеобразовательных  учреждений.  –  М.:  Вентана-Граф , 2004. – 128 с. , ил.
 
7.    Малякин А. М.   Решение задач по химии.  –  СПб:  Издат. Дом «Корвус» ,ТОО  «Андрей» , 1995. – 416 с.
 
8.    Маркушев В. А.   ,   Безрукова В. С.   ,   Кузьмина Г. А.  и   др.       Научно-
Педагогические основы развития методики профессионального обучения:
Третьи педагогические чтения.  –  СПб  ,  УМЦ  Ком-та по образ.  ,2005. – 298 с.
 
9.  Метельский А. В.      Химия   в   экзаменационных   вопросах   и   ответах.
           Справочник   для   учителей   ,   репетиторов   и   абитуриентов.  – Минск:              
           «Белорусская энциклопедия» , 1997. – 544 с. , ил.
 
10.  Радецкий А. М.   Дидактический  материал  по  химии для  8 – 9 классов.
  Пособие для учителя / А. М. Радецкий  ,  В. П. Горшкова. – 4-е изд. – М.:
  Просвещение , 2001. – 78 с.                       
 
11.  Сорокин В. В.  ,  Злотников Э. Г.    Как  ты  знаешь  химию?   –  2-е изд.  ,  перераб. и доп. – СПб: Химия , 1993. – 352 с. , ил.
 
-38-
     12.  Хомченко Г. П.  Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – 3-е изд.,
            исправл. и доп. – М.: «Новая Волна» , 1996. – 464 с. , ил.