Конспект урока окружающего мира по теме Советская Россия. СССР. Российская Федерация (3 класс)


Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: помочь третьеклассникам представить общую схему развития нашего государства с учётом названия, эпохи и государственного устройства; пополнить знания детей в области Новейшей истории нашей страны.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся о людях и событиях, оставивших яркий след в Истории нашей страны; познакомить с развитием нашей страны в ХХ и начале ХХI веков;
Развивающие: развивать кругозор учащихся о правителях нашей страны; развивать умение работать с лентой времени, заполнять её;Воспитательные: воспитывать гражданина, знающего историю своей страны, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну.
Планируемые результаты урока
Предметные:  понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Метапредметные: УУД
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные – определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Коммуникативные – участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы..Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, атлас «Мир и человек», карта РФ, лента времени, видеофрагмент, презентация.Ход урока
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность обучающихсяМотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. - Прочитайте слова на доске:
Племя, княжество, царство, империя, федерация.
- Что означают эти слова?
- Предположите, какое отношение они имеют к разделу окружающего мира, который мы изучаем?
- Вы хотите поговорить об этом подробнее? Приветствуют учителя, затем присаживаются.
Читают слова.
Объясняют значения слов.
Племя – форма организации общественной жизни в Древней Руси.
Княжество – государство, во главе которого стоит князь.
Царство –  государство, возглавляемое царём или царицей. 
Империя – держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство.
Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства являются самостоятельными.
Предполагают.
Актуализация знаний.
1)Наблюдение общественной жизни в стране. Информация о жизни страны.
- Вы хорошо знаете, что наша страна является одной из ведущих стран в мире
- В ней постоянно происходят общественные события, которые волнуют всех людей.
- Какой праздник вчера отмечался в нашей стране?
- Одним из ярких событий является 23 февраля – День Защитника Отечества.
- Что такое «Отечество»?
- А от чего нашу Родину приходилось постоянно защищать?
2)Опрос от прошлого к настоящему. Лента времени. (Века и государства)
- Вспомните, как называлась наша родина в начале изучения вами раздела «Наша Родина: от Руси до России». В каких веках было это государство? Каких правителей мы узнали в Древнерусском государстве?
Древнерусское государство (X-XVвв.) Московская Русь (XV-XVIIвв)
Российская империя (XVIII-XXвв.) - Как затем стала называться наша страна?
- В каких веках она так называлась?
- Назовите известных вам правителей Московской Руси.
- Как после Московской Руси называлась наша страна?
- В каких веках она так называлась?
- Назовите известных вам правителей Российской империи.
Внимательно слушают.
Называют.
Дают определение.
Предполагают.
Отвечают на вопросы по ленте времени.
- Древнерусское государство (X-XVвв.) князь Рюрик, Олег, Игорь, княгиня Ольга, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах
- Московская Русь (XV-XVIIвв)
Иван IV Грозный
- Российская империя (XVIII-XXвв.)
Пётр I Великий, Екатерина II Великая, император Николай II.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
1)Определение темы и задач урока.
- Предположите, как изменилась наша страна после 1917 г.?
- Тема нашего урока: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация»
Мы продолжим разговор о развитии нашего государства
Возврат к мотивации.
- Какое сейчас государство: племя, княжество, царство, империя, федерация?
- А что ещё мы должны узнать о нашем государстве?
- Чтобы получить эту информацию, куда нам нужно обратиться? (хрестоматия, справочники и т.д.)
- Это такой период истории, о котором вы можете узнать даже от своих мам, бабушек и дедушек.
2) Беседа о революции 1917 года.
- Знаете ли вы, что такое «революция»?
Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, - В 1917 году произошла Октябрьская революция в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Поводом к ней послужила нехватка питания. В этой сложной ситуации власть действовала нерешительно. 27 февраля восставшие рабочие и солдаты, к которым присоединились деятели революционных партий, заняли правительственные здания. Они создали Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет). Николая II отрёкся от престола. Завершилась история династии Романовых, 300 лет правившей Россией. По соглашению Петросовета было создано Временное правительство., которое оказалось неспособно снизить цены и улучшить поставки хлеба. И простой народ был готов принять любую власть, лишь бы она облегчила их положение. Самой энергичной оказалась партия, возглавляемая В. И. Лениным, лозунги которых были таковы: «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим» и «Мир — народам» были понятны простым людям.Слайд 1.

В.И. Ленин стал основателем партии «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Именно Ленин подготавливал демонстрации, восстания.
- В нашем городе есть улица 50 лет Октября.
- Знаете ли вы, где она находится?
- Как вы думаете, в честь чего она названа?
- Названа она в честь революции 1917г.
- В честь октябрьской революции много лет в нашей стране устраивали демонстрации. Давайте с вами посмотрим видеофрагмент демонстрации.
- С этого момента страна стала называться Советская Россия (советы рабочих). После 1917 года многие окраины Российской Империи решили тоже освободиться от своих правителей и решили войти в состав Советской России. В 1922 году образовалось на карте мира новое государство СССР. (Прикрепляется к ленте времени)
- Слышали ли вы такое название?
-Кто может расшифровать?
3) Работа по атласу. (В парах)
- Посмотрите на карту СССР.
Слайд 2.

- Посчитайте, сколько республик входило в СССР.
(Показ на карте)
- Еще одним переломным моментом стал 1991 год
- сколько лет прошло с 1917 по 1991 год?
- В 1991 году произошел распад СССР. Союзные республики решили выйти из состава СССР. Наша страна стала называться Российской Федерацией.
(Прикрепляется к ленте времени)
И страной начал управлять президент. Первый президент РФ - Ельцин Борис Николаевич.

4) Работа с картой РФ.
- Посмотрите на современное устройство Российской Федерации.

- Сможете ли вы показать границы РФ?
- А знаете ли, как называется глава нашего государства?
- Кто сейчас является президентом?
В.В. Путин

Родился 7 октября 1952 года в Ленинграде. Добившись немалых достижений для Санкт-Петербурга, Владимир Владимирович начал работать в Москве заместителем управляющего делами президента. За короткий срок стал считаться одной из влиятельнейших политических фигур в Кремле. Затем был назначен директором ФСБ России.
Став преемником Бориса Ельцина, Путин 31 декабря 1999 года занял должность президента. Затем Путин выбирался президентом на второй срок. И только в 2008году Путин не выдвигал свою кандидатуру на пост президента, и президентом стал Дмитрий Анатольевич Медведев, который сейчас является Председателем Правительства.

5) Физминутка
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Предполагают.
Внимательно слушают.
Отвечают на поставленный вопрос.
Формулируют задачи:
1.Узнать, как называлась наша страна в ХХ и начале ХХI веков
2.Узнать, кто управлял страной в этот период.
Размышляют.
Рассуждают.
Слушают информацию об Октябрьской революции 1917 года.
Отвечают на вопросы об улице 50 лет октября.
Смотрят видеофрагмент демонстрации.
Воспринимают информацию о становлении СССР.
Предполагают.
Работают в парах по атласу.
Рассматривают карту СССР.
Считают количество республик, входящих в СССР, перечисляют их.
Всего в СССР входило 15 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.Считают.
- 74 года.
Воспринимают информацию о появлении Российской Федерации.
Работают с картой Российской Федерации.
Показывают границы РФ.
Называют.
- Президент В.В. Путин.
Слушают информацию о президенте и Председателе Правительства РФ.
Выполняют упражнения, повторяя за учителем.
Первичное закрепление во внешней речи.
Работа с учебником.
- Прочитайте первый абзац.
- В каком году произошла октябрьская революция?
- Почему получила название Советская Россия?
- Какие республики входили в состав СССР?
- Как же называется сейчас наша страна?
- Кто является главой государства?
- А теперь давайте прочитаем об этом текст на стр.37.
- Кто же был первым Президентом РФ?
- Кто является Президентом РФ сейчас?
- Кто Председатель Правительства? Работают с учебником.
Читают.
Отвечают на поставленные вопросы.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
- На основе прочитанного текста выполните в тетради упр.16 на стр.9.
- Мы сегодня с вами на уроке дополнили ленту времени. Заполните ленту времени в рабочей тетради упр.17 стр.9. Выполняют задания в тетради на печатной основе, затем проверяют.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Давайте ещё раз обратимся к ленте времени в учебнике на стр.38.
- Расскажите, какие события из истории Отечества вам запомнились? Работа с лентой времени.
Рассказывают, перечисляют.
Рефлексия учебной деятельности.
– Вспомните тему урока.
– Какие задачи мы поставили в начале урока?
- Узнали ли мы, как развивалась наша страна?
- Как называлась в начале и сейчас?
- Домашнее задание: из разных источников информации узнать о событиях, произошедших в СССР. Помните, что это время, о котором вам могут рассказать ваши родственники. Называют тему урока.
Отвечают на поставленные вопросы.
Записывают домашнее задание.
Учитель:_____________________
Руководитель практики:___________________
Отметка:________________________