Первоначальное понятие о космосе. Звезда. Планета. Сведения о галактике.


Поурочная карточка по познанию мира № 4-3-37.
Дата « »_____________________________
Тема : Первоначальное понятие о космосе. Звезда. Планета. Сведения о Галактике (2 урок)
Цели: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную- астрономией; сформировать представление о звездах, созвездиях, планетах и их расположении в Солнечной системе; дать понятие о Вселенной; воспитывать дружбу, взаимовыручку, работа в парах, группах.
Задачи: создать условия для формирования знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе; содействовать развитию абстрактного мышления, умение выделять главное в научно-популярном тексте, аргументировать свою точку зрения; способствовать воспитанию эстетического чувства и интереса к исследовательской работе.
Ключевые идеи : создать условия для формирования знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе; содействовать развитию абстрактного мышления, умение выделять главное в тексте, аргументировать свою точку зрения.
Ожидаемый результат :получат больше знаний о Солнечной системе , о Галактике, о Вселенной; развивать в детях желание знать больше о Земле, о том , что нас окружает.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
2. Этап проверки дом .задания.
Форма опроса « Горячий стул». Вопросы от учителя и от противоположных групп.
- Что такое Вселенная?
- Что входит во Вселенную?
-Что вы знаете о Солнце?
- Какие планеты вращаются вокруг солнца? Сколько их?
- Чем планеты отличаются от звёзд?
- Какая по счёту планета Земля по отношению к солнцу?
- Какая планета самая большая ?
- Какая планета имеет кольца?
- В каком созвездии находится полярная звезда?
- Кто первым увидел Землю из космоса?
- Назовите первых космонавтов Казахстана.
- Назовите место , откуда космические корабли отправляются на орбиту?
- Какие животные первыми побывали в космосе ?3. Стадия вызова. Мотивационно -целевой этап.
– Отгадайте загадку..Там где все знаки зодиака
Водолея, девы, рака
Светятся и ночью и днем
Туда смотрит астроном. (Космос)
– Какие ассоциации вызывает у вас слово «Космос». Каким вы представляете его?
Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда они рисовали на песке созвездия, звездочёты считали звёзды , и звёздное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия.
– В словаре С.И.Ожегова об астрономии сказано :Астрономия-это наука о космических телах, образуемых ими системах и о вселенной в целом. Астроном специалист по астрономии. Первых астрономов называли звездочетами. С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос. Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.
Тема урока: Понятие о космосе. Солнечная система. Земля и другие…
А кто это – другие? Какое место в Солнечной системе занимают они. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке.
Целеполагание:
1. Расширять знания учащихся о Солнечной системе, планетах.
2. Научиться отличать звезды и планеты .4. Стадия осмысления.
– Что нас окружает в космическом пространстве? (Звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты)
Объяснение новой темы: Безоблачной ночью на небе видны звезды. Одни из них яркие, другие напоминают далекие огоньки. Звезды. Они такие же большие, горячие светлые, как наше солнце. Расположены они от земли очень далеко. Самые крупные звезды больше солнца в десятки, сотни раз. Мы можем разглядеть на небе невооруженным глазом около 3000 звезд, но после изобретения телескопа ученые насчитали их больше миллиона.
– Звезды – это громадные, раскаленные газовые шары, излучающие свет.
В древности люди считали, что звезды прикреплены к небосклону.5 особых звезд, которые быстро двигались среди остальных греки назвали планетами . Планеты это не звезды .Они находятся ближе к земле ,обращаются вокруг солнца, но не испускают собственного света. На ночном небе они смотрятся как звезды. Планеты различаются по размерам ,но они во много раз меньше солнца .Вместе с солнцем они образуют солнечную систему. В настоящее время известно 8 планет. В солнечную систему входят так же их с– Планеты солнечной системы в свою очередь делятся на 2 группы:
А) Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Б) Планеты гиганты: Юпитер Сатурн, Уран, Нептун
Каждая звезда, как и наше солнце, имеет свою систему, а системы объединяются в Галактику. Галактики образуют Вселенную или космос. Солнечная система это только часть необъятной вселенной.
Физкультминутка муз плеер
5.Закрепление.
1). Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе:
– Самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
2). Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
3) Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
4). Послушайте стихотворения о планетах , которые подготовили учащиеся.
Юпитер – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?
Сатурн – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Марс – таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
6. Рефлексия
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
А нам нужна Земля.
– Что запомнилось больше всего?
– Как вы думаете достигли ли мы целей урока? (Возврат к целям)
– С каким настроением заканчиваете урок?
– Если вам понравилось урок поднимите картинку с изображением улыбающегося солнышка , если урок не понравился, то покажите картинку с изображением солнышка в тучке.
– Спасибо!
– Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать о безграничном, загадочном космосе, возможно, это делать придется Вам.
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок с орбитами планет, подписать планеты.
Составить тест из 5 вопросов по теме « Космос».