Конспект урока по русскому языку на тему: Изменение имен прилагательных по падежам. Соответствует ФГОС

Учитель: Шеина Светлана Владимировна
Предмет: русский язык.
Класс: 3 «А»
Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам (1-й урок по данной теме).
Учебник: Русский язык: учебник для 3 класса, часть 3, Чуракова Н.А.
Цель: Создать условия для осознания и осмысления учащимися новой информации о именах прилагательных (изменение имен прилагательных по падежам).
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать знания о имени прилагательном как части речи;
- содействовать овладению и осмыслению информации о изменении имен прилагательных по падежам;
- формировать навык правописания безударных падежных окончаний прилагательных.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, память и внимание учащихся;
- развивать умение контролировать и планировать свою деятельность.
Воспитывающие:
- воспитывать желание самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение;
- воспитывать умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Необходимое техническое оборудование: учебник часть 3, тетрадь для самостоятельной работы № 2, рабочая тетрадь, компьютер, интерактивная доска.






Ход урока


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1
Самоопределение к деятельности

На интерактивной доске показано стихотворение:
У существительных подчас Не жизнь, а просто скука! Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить.

- Ребята, прочтите стихотворение и скажите к какому уроку я приготовилась?
- Почему?
- Какая часть речи так заявила о себе в стихотворении?
- Правильно, это имя прилагательное.









- К уроку русского языка.

- Потому что в стихотворении говорится о частях речи.

- Имя прилагательное.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
На доске записаны слова:
красный, голубое, синяя
- Ребята, посмотрите, чем похожи данные слова?
- Какие вопросы задаем к ним?
- Какого рода данные слова?

На доске записано предложение.
К морю подходила девочка в .. платье с .. цветком.
- Прочтите предложение, что вы видите?
- Слова какой части речи можно подставить в предложение?
- А теперь, используя данные прилагательные, заполните пропуски в предложении.





- Все слова прилагательные в единственном числе.
- Какой? Какое? Какая?
- Мужского, среднего, женского.



- Есть пропущенные слова.
- Имени прилагательного.

- Записывают предложение в тетрадь, заполняя пропуски.
К синему морю подходила девочка в голубом платье с красным цветком.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
Логические - анализ слов с целью выделения признаков.


3
Постановка учебной задачи
- Ребята, все ли справились с заданием? В чем вы испытали трудность, выполняя его?

- Что мы будем изучать с вами сегодня на уроке, как вы считаете?
- Правильно.
- Какие цели мы с вами поставим?
- Чему мы должны научиться?
- У прилагательных нужно было правильно изменить окончания.
- Изменение прилагательных по падежам.

- Научиться склонять имена прилагательные, правильно писать падежные окончания прилагательных.
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

4
Построение проекта выхода из затруднения.
- Откроем учебник на странице 104 и познакомимся с таблицей.
- Что вы в ней видите?





- Прочитайте, называя выделенные окончания.
- А теперь проверьте правильно ли вы написали окончания у прилагательных, когда заполняли пропуски в предложении.
- Ребята, прочитаем правило на стр.105.



- Прочитайте замечания Маши после правила.


- Ребята, а вы заметили варианты окончаний? Приведите примеры.
- Обратите внимание, что основа одних прилагательных оканчивается на твердый согласный, а других – на мягкий согласный.



- Почему существуют такие варианты окончаний?







- На стр. 106 прочтите замечания Миши.







Физминутка Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями учителя.
- Открывают учебник, изучают таблицу.
- Видим таблицу с прилагательными в мужском, среднем, женском роде измененные по падежам. Прилагательные те, что мы уже разбирали: красный, голубой, синий.
- Читают.

- Проверяют, сравнивая с таблицей.

- Читают правило:
·Безударные и ударные окончания прилагательных в одной и той же форме пишутся одинаково.
- Читают: В каждом падеже разные окончания, одни -такие же как у вопросов, но есть и другие.
- Приводят примеры из таблицы. Например: В Р.п. у прилагательных м.р.(какого?) красного, голубого окончание - ого
совпадает с окончанием вопроса, а окончание прилагательного синего не совпадает с окончанием вопроса.
- Эти варианты окончаний существуют, потому что основы прилагательных красного, голубого оканчиваются на твердый согласный, а основа прилагательного синего – на мягкий согласный, поэтому его окончание не совпадает с падежным окончанием вопроса.
- Читают: Если после твердой основы прилагательного часто пишется буква «О», то после мягкой основы..
- Пытаются продолжить .часто пишется буква «Е» и приводят примеры.











Дети повторяют движения учителя.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Прочтите вопрос Анишит Йокоповны на стр. 106.



- Ребята, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю поработать в парах, выполнив упражнение № 116
- Поставь словосочетания «голубой цветок» и «синий цветок», «голубой щенок» и «синий щенок» в форму В.П. ед.ч. Окончания прилагательных выделите.







- Ребята, по таблице на стр.105 рассмотрите изменения имен прилагательных м.р.
- На какие вопросы может отвечать прилагательное м.р. в В.п.?

- В каких падежах встречаются такие же вопросы?


- Какой мы вывод можем сделать?
- Читают: В каком падеже у прилагательных мужского рода не два варианта окончаний, а четыре? Кто догадался, почему это так?
- Выполняют упражнение.


-Учащиеся ставят данные словосочетания в форму В.п.ед.ч.:
вижу (что?) голубой цветок (неодуш. сущ.)
вижу (что?) синий цветок
(неодуш. сущ.)
вижу (кого?) голубого щенка
(одуш. сущ.)
вижу (кого?) синего щенка
(одуш. сущ.)



- Может отвечать на вопрос «какой?» или на вопрос «какого?»
- На вопрос «какой» отвечают также прилагательные м.р. в И.п., а на вопрос «какого?» - в Р.п.
У прилагательных м.р. в В.п. удвоенный набор падежных окончаний, т.к. в В.п. они могут отвечать на два вопроса: «какой?», если имя прилагательное относится к неодушевленным существительным, и «какого?» - если к одушевленному существительному.
Коммуникативные: управление поведением партнера, умение работать в парах, контроль, коррекция, оценка действий.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурироваться знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ребята, самостоятельно выполните упражнение № 117 (Запишите словосочетания «голубой цветок» и «синий кит» сначала в форме ед.ч. В.п., а затем – в форме ед.ч. Р.п. Окончания выдели. Обрати внимание на подсказку Летучей Мыши (Выполни задание, используй такие предлоги: Р.п.- без, до, из, от, у, для; В.п. – про, через). А потом запиши словосочетания «голубой щенок» и «синий шарф» в форме ед.ч. И.п. и в форме ед.ч. В.п. (с предлогом или без предлога). Окончания выдели.
- Проверьте правильность выполнения задания (на интерактивной доске слайд с правильно выполненным заданием).
- Ребята, какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
- Выполняют упражнение.
Про голубой цветок (В.п.), через синего кита (В.п.). Без голубого цветка (Р.п.), для синего кита (Р.п.)
Голубой щенок (И.п.), синий шарф (И.п.). Через голубого щенка (В.п.), про синий шарф (В.п.)

- Правильность проверяют по эталону.

- У прилагательных, относящихся к одушев. сущ., в Р.п. и В.п. – одинаковые окончания.
- У прилагательных , относящихся к неодуш. сущ., в И.п. и В.п. одинаковые окончания.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности
Регулятивные: планирование, прогнозирование

7
Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового сегодня узнали?
-Что на уроке для вас было интересно?
- В чем испытали затруднения?
Самооценка. Метод незаконченного предложения.
Я научился____
Я хотел бы больше_______
Оказывается, что__________
Оценивание.

- Ребята, всем спасибо за урок!
Домашнее задание: Упражнение № 62 в тетради для самостоятельной работы № 2, стр.58.
Отвечают на вопросы.






Заканчивают предложения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.




15