Рабочая программа по русскому языку (7 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), примерной программы по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения для 5-9 классов (авторы: Е.А. Быстрова, Т.С. Кудрявцева – М.: Дрофа, 2005) к учебнику «Русский язык» 7 класс: для образоват. учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Е.А. Быстрова, Н.В. Мангутова, Т.В. Потемкина, Л.И. Новикова. -3-е стереотип. – М.: Дрофа, 2013г., основной образовательной программы образовательного учреждения, базисного учебного плана МБОУ «Левженская СОШ».
Общая характеристика учебного предмета.
   
     Русский язык, родной язык русского народа средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина и русского человека, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
     Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета русский язык цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык важное средство социализации личности. Русский язык средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя
в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать
с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.
Цели и задачи обучения.
   
     Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;

· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

· освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и функционировании                                 в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
    Задачи обучения русскому языку в основной школе:

· осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

· формирование  умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию               в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

· усвоение системы знаний о русском языке;

· формирование метапредметных умений и способов деятельности:  определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.

Место учебного предмета в учебном плане
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и на изучение предмета «Русский язык» в 7 классе выделено 136 часа (из расчета 4 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение
Рабочая программа ориентирована на использование УМК под редакцией Е. А. Быстровой
Учебник «Русский язык» 7 класс: для образоват. учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Е.А. Быстрова, Н.В. Мангутова, Т.В. Потемкина, Л.И. Новикова. -3-е стереотип. – М.: Дрофа, 2013г.,
Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:
Русский язык: Учеб. для 7 кл. нац. шк./ Р.Б. Сабаткоев.СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение», 2003
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в классе: Книга для учителя. -3-е изд.- М.: Просвещение,2000
Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 200. – 128 с.
Граник Г.Г., С.М. Бондаренко. Секреты пунктуации. М., 1987 г
Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс 1 Т. А. Костяева. М.: Просвещение, 2004
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
Русский язык: 7 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Авт.-сост. Е.П. Воронова. – М.:Эксмо, 2009. – 128 с.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:   осознание языка; восприятие языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
         Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение  использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи, умение правильно задавать вопросы.
         Предметные:  овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;  умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание.
В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.
Основными принципами обучения русскому языку в 59 классах являются следующие.
Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку формирование коммуникатинной компетенции. Реализация этой цели формирует речевую деятельность во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь вот основная характеристика коммуникативности.
В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно коммуникативный подход к обучению русскому языку в школе с родным (нерусским) языком обучения.
Важный принцип обучения русскому языку учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой предупреждение интерференции.
Этот принцип реализован в программе при отборе и описании сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.
В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.
Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению
Основные виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся

Русский язык в современном мире (1)

Осознать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире

РЕЧЬ

Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности.
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачинё средняя часть, концовка) Овладеть различными видами чтения. Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста.
Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.
Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смыловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п.
Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.
Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ

Фонетика. Орфоэпия.
Морфемика. Словообразование.
Лексика и фразеология.
Морфология. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие.
Синтаксис и пунктуация.


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

ПРИЧАСТИЕ.
Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий.
Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот.
Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.
Выполнять морфологический разбор причастия.
Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
Освоить содержание изученных правил и применять их на письме.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот.
Употребление деепричастий в речи.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Выполнять морфологический разбор деепричастия.
Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Различать предлог, союз, частицу.

ПРЕДЛОГ.
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
Производить морфологический анализ предлога.
Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи.
Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.
Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.
Освоить правила правописания предлогов и применять их на письме.

СОЮЗ.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Правописание союзов.
Употребление союзов в речи.
Производить морфологический разбор союза.
Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.
Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Соблюдать правила правописания союзов.

ЧАСТИЦА.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание частиц.
Употребление частиц в речи.
Производить морфологический анализ частицы.
Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.
Соблюдать правила правописания частиц.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определять грамматические особенности междометий.
Распознавать междометия разных семантических разрядов.
Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.
Наблюдать за использованием междометий звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






















Тематическое планирование

Наименование разделов
Количество часов
Творческая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа

1
Повторение
10
2
1


2
Речь. Стили речи
9
2
1


3
Типы речи
26
2
1
1

4
Лексика. Фразеология
8
2
1


5
Морфология. Глагол
6
2
1


6
Причастие и его употребление в речи
13
4
1


7
Деепричастие и его употребление в речи
9
2
1


8
Наречие
8

1


9
Служебные части речи
15
4
1


10
Повторение
2





Итого:
136
20
9
1



















Календарно – тематическое планирование (136 часов)
(4 часа в неделю)
№ урока (сквозная нумерация)
Раздел, тема
Количество часов
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту


Повторение




1
Текст. Тема текста. Основная мысль. План
1



2
Типы речи
1



3
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
1



4
Звуки и буквы. Согласные твердые и мягкие
1



5
Согласные глухие и звонкие
1



6-7
Сочинение
2



8
Непроизносимые согласные. Безударные гласные
1



9
Состав слова
1



10
Словообразование
1



11
Части речи
1



12
Вводный контрольный диктант
1



13

Работа над ошибками. Перевод текстов с русского языка на мордовский
1




Речь. Стили речи




14
Речь. Стили речи. Разговорная речь
1



15
Научный и публицистический стили речи
1



16
Работа по тестам
1



17
Разновидность научного стиля
1



18
Умение определять стили речи
1



19
Официально-деловой стиль
1



20
Деловые бумаги
1



21
Оформление деловых бумаг

1



22-23
Изложение

2



24
Язык художественной литературы
1




Типы речи




25
Типы речи

1



26
Повествование
1



27
Повествование в художественном стиле
1



28
Повествование в публицистическом стиле
1



29
Повествование в научном стиле
1



30
Повествование в деловом стиле
1



31
Контрольный диктант
1



32

Работа над ошибками. Рассказ как основной жанр повествования
1



33
Умение составлять рассказ о событиях, происходящих в жизни
1



34
Описание.

1



35
Описание. Мини- сочинение «Описание своей комнаты»
1



36
Описание художественное
1



37
Описание научное
1



38
Описание деловое
1



39
Рассуждение
1



40
Композиционная структура рассуждения
1



41
Композиционная структура рассуждения
1



42-43
Сочинение
2



44
Рассуждение в художественном стиле
1



45
Рассуждение в публицистическом стиле
1



46
Рассуждение в публицистическом стиле
1



47
Рассуждение в научном стиле
1



48
Рассуждение в деловом стиле
1



49
Умение анализировать текст (определять типы речи, абзацы)
1



50
Самостоятельная работа

1




Лексика. Фразеология.




51
Лексика. Фразеология. Омонимы
1



52-53
Изложение
2



54
Паронимы
1



55
Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления
1



56
Контрольный диктант
1



57
Работа над ошибками. Исконно русская и заимствованная лексика
1



58
Фразеологизмы
1



59
Грамматические и стилистические свойства фразеологизмов
1



60
Фразеологизмы-синонимы

1




Морфология. Глагол




61
Глагол. Виды глагола
1



62
Глаголы переходные и непереходные
1



63
Возвратные и невозвратные глаголы
1



64
Безличные глаголы
1



65
Наклонение глаголов
1



67
Контрольный диктант

1




Причастие




68
Работа над ошибками. Значение и грамматические признаки причастия
1



69
Причастный оборот
1



70-71
Сочинение
2



72
Причастный оборот
1



73
Склонение полных причастий
1



74
Действительные и страдательные причастия
1



75
Образование и правописание действительных причастий
1



76
Образование и правописание действительных причастий
1



77
Умение образовывать действительные причастия
1



78
Образование и правописание страдательных причастий
1



79
Краткие страдательные причастия
1



80
Полные страдательные причастия
1



81
Причастия и отглагольные прилагательные
1



82
Правописание отглагольных прилагательных
1



83-84
Изложение
2



85
Написание НЕ с причастиями
1



86
Слитное и раздельное написание Не с причастиями
1



87
Обобщающий урок по теме «Причастие»
1




Деепричастие




88
Значение и грамматические признаки деепричастия
1



89
Написание НЕ с деепричастиями
1



90
Деепричастный оборот
1



91
Деепричастный оборот
1



92
Знаки препинания в предложении с одиночными деепричастиями
1



93-94
Сочинение
2



95
Деепричастия совершенного вида
1



96
Деепричастия несовершенного вида
1



97
Умение строить предложения с деепричастным оборотом
1



98
Образование деепричастий
1



99
Контрольный диктант
1



100
Работа над ошибками. Употребление деепричастий в речи
1



101
Умение преобразовывать простые предложения с деепричастным оборотом
1




Наречие




102
Значение наречия. Морфологические признаки
1



103
Разряды наречий по значению
1



104
Наречия места, времени, причины
1



105
Умение определять значение наречий
1



106
Образование наречий
1



107
Степени сравнения наречий. Простая форма сравнительной степени наречия
1



108
Составная форма сравнительной степени наречия
1



109
Правописание наречий. Буквы Н, НН в наречиях. НЕ, НИ с наречиями
1



110
Буквы А, О в наречиях. О, Е после шипящих
1



111
Буква Ь на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий
1



112
Умение производить письменный разбор наречий
1




Служебные части речи




113
Служебные части речи. Понятие о них
1



114
Предлог как служебная часть речи
1



115
Разряды предлогов по значению
1



116-117
Изложение
2



118
Предлоги простые и составные
1



119
Правописание предлогов
1



120
Умение употреблять в речи предлоги с именами существительными
1



121
Союз как служебная часть речи
1



122
Союзы простые и составные
1



123
Сочинительные союзы
1



124
Подчинительные союзы
1



125
Правописание союзов

1



126
Правописание союзов

1



127
Частица. Значение частиц
1



128-129
Сочинение
2



130
Правописание частиц Не и НИ
1



131
Значение междометий. Звукоподражательные слова
1



132
Контрольный диктант
1



133
Работа над ошибками. Звукоподражательные слова (продолжение )
1




Повторение




134
Повторение изученного
1



135
Повторение изученного
1



136
Повторение изученного
1





















Лист изменений в тематическом планировании
№ записи
Дата
Изменения,
внесенные в КТП
Причина
Согласование с зам. директора по УР










































































































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению
Основные виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся

Русский язык в современном мире (1)

Осознать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире

РЕЧЬ

Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности.
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачинё средняя часть, концовка) Овладеть различными видами чтения. Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста.
Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.
Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смыловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п.
Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.
Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ

Фонетика. Орфоэпия.
Морфемика. Словообразование.
Лексика и фразеология.
Морфология. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие.
Синтаксис и пунктуация.


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

ПРИЧАСТИЕ.
Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий.
Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот.
Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.
Выполнять морфологический разбор причастия.
Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
Освоить содержание изученных правил и применять их на письме.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот.
Употребление деепричастий в речи.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Выполнять морфологический разбор деепричастия.
Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Различать предлог, союз, частицу.

ПРЕДЛОГ.
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
Производить морфологический анализ предлога.
Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи.
Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.
Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.
Освоить правила правописания предлогов и применять их на письме.

СОЮЗ.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Правописание союзов.
Употребление союзов в речи.
Производить морфологический разбор союза.
Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.
Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Соблюдать правила правописания союзов.

ЧАСТИЦА.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание частиц.
Употребление частиц в речи.
Производить морфологический анализ частицы.
Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.
Соблюдать правила правописания частиц.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определять грамматические особенности междометий.
Распознавать междометия разных семантических разрядов.
Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.
Наблюдать за использованием междометий звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15