Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание окончаний имён существительных в единственном числе»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Правописание окончаний имён существительных в единственном числе»
Пояснительная записка
В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает русский язык. Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи изучения русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
Изучения русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Программа по русскому языку, разработанная на основе ФГОСТов начального общего образования обеспечивает достижение учениками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
При изучении раздела «Правописание окончаний имён существительных в единственном числе» происходит углубление знаний учащихся о родном языке, дальнейшее формирование языковых и речевых навыков. формирование лингвистической и коммуникационной компетенции учащихся.
Цели и задачи раздела
Познавательная: вооружение учащихся основными знаниями о русском языке, формирование орфографических умений и навыков,     овладение нормами русского литературного языка,  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных родительного, дательного, предложного падежей (кроме существительных на -мя, -ия, -ий, -ие), а также творительного падежа, обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного их употребления в речи.
Развивающая: способы деятельности, мыслительные операции). развитие логического мышления, орфографической зоркости, речи учащихся, памяти
воспитательные (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания), умения решения проблем творческого и поискового характера;
Воспитательная: воспитание эстетического идеала, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Психолого – педагогическое обоснование
Особенности самосознания личности в младшем школьном возрасте
Стремятся познать себя, оценить свои поступки
Представления о себе находится на стадии формирования
 Самооценка неадекватная, имеет тенденцию к завышению или занижению.
Ведущий вид деятельности – учебная Основной стимул к учению – похвала учителя, желание получать «пятёрки», порадовать родителей

Особенности усвоения материала
Первая особенность - понимание изучаемого материала
I уровень: восприятие, первичное обобщение, осмысление.
II уровень: осмысление, вторичное обобщение, запоминание и применение.
III уровень: итоговое обобщение и систематизация изученного.
Вторая особенность усвоения материала связана с соотношением старых знаний и новых знаний
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Ученики должны знать:
правила правописания безударных окончаний существительных в родительном, дательном, предложном, творительном падежах
Ученики должны уметь:
строить алгоритм применения правила, формулировать обобщённое правило
грамотно писать безударные окончания существительных в родительном, дательном, предложном, творительном падежах
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
сотрудничать со сверстниками в учебном процессе
Используемые технологии, методы, формы организации деятельности
Традиционные методы:
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
частично-поисковый
проблемный
Интерактивное обучение:
самопроверка
работа в парах
групповая работа
Информационно-коммуникативные технологии:
презентации
Система знаний и система деятельности
Учатся грамотно писать безударные окончания существительных в родительном, дательном, предложном, творительном падежах
Развитие речевого слуха
Расширение, уточнение, активизация словарного состава речи
Учатся
выделять безударные окончания как орфограмму,
определять тип склонения и падеж существительных,
формулировать обобщённое правило проверки правописания безударных окончаний существительных 1 – го, 2 – го и 3 – го склонения ударными окончаниями
строить алгоритм объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных,
толковать (объяснять) значение выделенных слов и выражений через включение их в готовый или самостоятельно составленный текст,
применять полученные знания на практике
Поурочное планирование по разделу
№ урока Тема урока Количество часов Типы уроков
Формы контроля
Правописание окончаний имён существительных в единственном числе 15 1 Окончание имен существительных единственного числа. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
2 - 3 Падежные окончания им. сущ. ед. числа 1, 2, и 3 склонения. 2 Урок формирования новых знаний
4 - 6 Окончания им. сущ. 1-го и 3-его склонения в р., д., и пр. падежах. 3 Урок закрепления знаний.
Самостоятельная работа обучающего7 Развитие речи . Обучающее изложение 1 Урок обучения умениям и навыкам.
8 Анализ работ. Правописание окончаний имен существительных в винительном падеже. 1 Урок формирования новых знаний
9 Окончания имен существительных единственного числа. 1 Урок формирования умениям и навыкам. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа по карточкам.
10 - 11 Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. 2 Урок формирования новых знаний. Работа в группах с последующим обсуждением
12 Правописание окончаний имен существительных единственного числа. 1 Урок закрепления знаний.
Тест.
13 Обобщение знаний по теме: «Падежные окончаний имен существительных единственного числа».1 Урок обобщения и систематизации знаний. Работа по карточкам.
14 Диктант. 1 Урок контроля и проверки
15 Работа над ошибками. Закрепление по теме. 1 Урок закрепления знаний.
Индивидуальная работа по карточкам
Разработка урока по теме
«Правописание окончаний имён существительных в единственном числе».
УМК «Школа России»
Учебник для 4 класса : Зеленина Л.М.,
Хохлова Т.Е., Москва, «Просвещение», 2011.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока
Образовательная:
обобщить знания об имени существительном;
совершенствование умения осознанно применять изученные правила; Развивающая:
развитие орфографической зоркости;
развитие умения оценивать свою грамотность ; развитие логического мышления Воспитательная:
воспитывать интерес к предмету, познавательную активность;
воспитание культуры поведения учащихся.
Задачи урока
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме
обобщить материал как систему знаний
создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности
развивать коммуникативные навыки при работе в группах
развивать познавательный интерес
Оборудование и материалы к уроку
интерактивная доска
- карточки с индивидуальным заданием;
- таблица по теме «Падежные окончания имён существительных;
- перфокарты;
- таблички с названием падежей;
- сигнальные круги;
- обучающая программа- тренажёр
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики в ходе урока:
Уметь определять тип склонения имени существительного
Знать правила написания безударных падежных окончаний имён существительных
Обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки
Мотивация учащихся:
Использование ярких образов, иллюстраций мотивирует обучающихся к овладению орфографического навыка и углублению знаний; обучающиеся понимают необходимость получения знаний.
Диагностика умений и навыков учащихся.
  Дети знают лексико-грамматические признаки имён существительных. Различают типы склонений имён существительных. Умеют определять падеж, писать слова с изученными орфограммами, производить синтаксический разбор предложения, разбирать по составу имена существительные.
План урока
№ п/пЭтап урока Хронометраж
1.
  Оргмомент. 1 мин.
2 Сообщение темы и цели урока.
1 мин.
3 Мин. чистописания.
3 мин.
4 Проверка д\з.
4 мин.
5 Словарная работа.
6 мин.
6 Обобщение и систематизация ЗУН по теме:
-повторение теоретических сведений о типах склонения, правописании безударных падежных окончаний
-устные упражнения
-физпауза
-выполнение орфографических упражнений по теме
-проверочная работа
5 мин.
2 мин.
1 мин.
15 мин.
5 мин.
7 Подведение итогов
1 мин.
8 Д/з
1 мин.
Ход урока:
I. Организационный
Проверка готовности к работе:
Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в родительном падеже;
учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в дательном падеже;
учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в предложном падеже;
Примеры словосочетаний:
в березовой роще; начертить по линейке; гулял с собакой; прибежал с площадки.
Я рада, что ошибок вы не допустили (если ошибки были – проанализировать: вспомните, как мы определяем падеж существительного- демонстрация таблицы через мультимедийный проектор).
II. Сообщение темы и целей урока
III. Минутка чистописания
Выполнить задание и найти буквы (Условия для поиска букв: первая буква не обозначает звука; вторая буква имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки; третья буква является безударной гласной в корне )печка
объезд
теплица
штопка
Буквы Ъ, П, Е.
IV. Проверка д/з
Во время проверки домашнего задания 1 человек будет выполнять индивидуальное задание на доске.
№1. Вставьте пропущенные окончания, объясните орфограммы.
Хожу по тропинк…, добежал до черёмух…, появились на топол…, парад на площад…,тёмная ноч…, мокрый плащ…, побывали в ущель…, от ёлк… к ёлк…, гулял с собак…й.
Дома нужно было выполнить задания « Морской бой» на карточках.
У вас получились фигурки. Проверим:
Задания:
Выберите правильное написание
Существительных (- е, - и)
Существительное Е И  
1 На стол… а в  
1 У кроват… г д  
1 В тетрад… з ж  
2 В тетрадк… б д  
2 По тропинк… в ж  
2 У опушк… з д  
2 На площад… г ж  
3 На берёз… б д  
3 На ел… а в  
4 В Москв… г д  
5 На Волг… а г  
5 В автобус… б д  
5 На ладон… в д  
5 От дорог… з е  
6 По дорог… д г  
6 Из книг… в е  
7 В книг… а ж  
7 На урок… б д  
7 На лошад… а ж  
8 С ветк… ж з  
а б в г д е ж з
1 2 3 4 5 6 7 8 а б в г д е ж з
1 + + + 2 + + + + 3 + + 4 + 5 + + + + 6 + + 7 + + + 8 +
V. Словарная работа
Прочитайте слова. По какому общему признаку они объединены? На какие двегруппы можно разделить эти слова? Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы (1 человек выполняет на доске фонетический разбор слова «ягодка»).
В.сток, г.зета, к.м.ндир, к.стёр, инж.нер, , к.см.навт, г.ризонт, пр.дс.дат.ль, ве.лка, .дежда, хл.б.роб, за.ц, яг.дка, завтр.к.
Проверка выполнения задания.
Одушевл. Неодушевл.
Командир
Инженер
Космонавт
Председатель
Хлебороб
заяц Восток
Газета
Костёр
Горизонт
Веялка
Одежда
Ягодка
завтрак
я'годка, я-год-ка
я - [й] – согл., зв., мягк.
[а] – гл., ударн.
г - [г] – согл, зв., тв.
о - [а] – гл., безударн.
д - [т] – согл, глух., тв.
к - [к] - согл, глух., тв.
а - [а] – гл., безударн.
6 букв, 7 звуков
VI. Обобщение и систематизация ЗУН по теме
Деятельность учителя Деятельность учащихся Обоснование
Как определить тип склонения имени существительного?
Из данных слов выпишите имена существительные. Разбейте их на группы по склонениям (1-ый ряд выписывает сущ. 1-го скл., 2-ой ряд - сущ. 2-го скл., 3-ий ряд - сущ. 3-го скл.).1 ученик с каждого ряда выполняет задание на доске. Глиняный, глина, чистота, чистить, чистый, полёт, полетел, ночной, ночь, ночевал, мышка, мышиный, мышонок, мышь, яблоко, яблочный, поле, тишина, тишь (выполнить морфемный разбор слов: мышка, полёт, ночь) .
Сколько падежей в русском языке? Дайте характеристику падежам по плану.
Как определить падеж имени существительного ?
По какому правилу пишутся безударные падежные окончания существительных Имена существительные м. и ж.р. с окончанием –а или –я относятся к 1 скл. Имена существительные м.р. с нулевым окончанием и существительные ср. р. с окончанием –о, -е относятся ко 2-му скл. Имена существительные ж.р. с нулевым окончанием относятся к 3-му скл.
1 скл.: глина, чистота, мышка, тишина
2 скл.: полёт, мышонок, яблоко, поле
3 скл.: ночь, тишь , мышь.
И.п. кто? Что?
Р.п. кого? Чего? Из, до, с, без, для, у, около, от
Д.п.кому? чему? К, по
В.п. кого? Что? В, на, за, между, перед, про, через, сквозь
Т.п. кем? Чем? Над, за, между, перед
П.п. о ком? О чём? В, о, об, при, на
Чтобы определить падеж имени существительного, надо
1 найти слово, от которого зависит существительное;
2 задать от этого слова к существительному падежный вопрос
Ответы на поставленные вопросы Всесторонняя проверка знаний учащихся по теме урока, выявление пробелов.
Устные упражнения
Послушайте предложения и с помощью кругов - сигналов покажите, в каких падежах употребляется слово “берег”
1.Охотник шёл по берегу таёжного ручья.
2.Вдали виднелся берег.
3. Лагерь раскинулся на берегу реки.
4. Я вижу берег.
5. Над берегом летали чайки.
6. От берега отплыла лодка.
Физпауза
Деятельность учителя Деятельность учащихся обоснование
Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.
До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе, по воде, у сирени, на печи, на столе. Выполнение физических упражнений. Охрана здоровья
Выполнение орфографических упражнений по теме
Деятельность учителя Деятельность учащихся обоснование
Работа на компьютерном тренажёре по теме «Безударные падежные окончания существительных»
№151 стр.141 ( с доской),
№164 стр.148. Работа на компьютерном тренажёре по теме «Безударные падежные окончания существительных»
№151 стр.141 ( с доской),
№164 стр.148. Работа на компьютерном тренажёре по теме «Безударные падежные окончания существительных»
№151 стр.141 ( с доской),
№164 стр.148.
VII. Проверочная работа
Деятельность учителя Деятельность учащихся обоснование
Проверим ваши успехи в правописании безударных окончаний имён существительных 1,2,3 скл. Закройте тетради и учебники. Заполним перфокарты. Учитель читает словосочетание с названием номера.
1Причалили к пристани, 2 подошли к опушке, 3 плыли по Волге, 4 показались на поверхности, 5 на краю деревни, 6 от ёлки к 7 ёлке, 8 от ели 9 к ели, 10 в тетради 11 по математике, 12 шёл по площади, 13 подбежал к проруби, 14 на ветке черёмухи.
После выполнения листочки сдаются. Задание разбирается. Заполняют перфокарты Совершенствование умения осознанно применять изученные правила, оценивать свою деятельность.
Орфографический диктант__________________
Дата Орфогр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Отметка
VIII.  Подведение итогов
Деятельность учителя Деятельность учащихся обоснование
Подведём итоги работы на нашем уроке.
Закреплению какой темы мы его посвятили?
При выполнении каких заданий вы чувствуете себя уверенно?
Какие трудности вы испытываете при написании безударных окончаний существительных.
Мы повторяли сегодня не только орфограммы , но вспоминали фонетический разбор слова. Что вам забылось? Как вы думаете, что нам необходимо повторить на следующем уроке?
Оценки за работу на уроке. Ответы на поставленные вопросы Анализ деятельности, оценка успешности достижения цели и перспектива на будущее
IX. Домашнее задание
Деятельность учителя Деятельность учащихся обоснование
Учитель предлагает дома каждому из учеников составить свой вариант работы для перфокарты данного типа, стараясь подобрать такие существительные для своих словосочетаний, которые на уроках ещё не писали. Лучшие ваши предложения будут использованы для проверочных работ.
Спасибо за урок. Записывают д/зИнструктаж по выполнению д\з с целью предупредить затруднения ,повышение интереса к д\зСписок литературы
Возрастная и педагогическая психология. /В.И. Фельдштейн. – МПСИ, МОДЕК, 2002.
Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Зеленина Л.М., Хохлова Т. Е. М., Просвещение, 2011.
Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х ч. М., 2000.