Технологическая карта урока русского языка Значение слов. Повторение старого и открытие нового. 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока
УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс
Тема: «Значение слов»
Цели урока: образовательные
- дать общее представление о понятии «лексическое значение» слова,
- показать важность лексического значения слова для понимания смысла высказывания,
- доказать значимость синонимов, антонимов, омонимов в речи, - обогатить словарный и лексический запас детей;
- сформировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка;
- закрепить орфографические навыки правописания слов на изученные правила.
 развивающие
- развивать когнитивные процессы: память, внимание, образное мышление, навыки устной и письменной речи;
- развивать учебную самостоятельность, самооценку;
воспитательные
- создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельности и активности на уроке,
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и в творческих группах, умение взаимодействовать (коммуникативные УУД); трудолюбие, аккуратность, уважение к родному языку.

Тип урока: урок-исследование
Планируемые результаты:
-умение выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности;
-знание понятий синонимов, антонимов, омонимов,
-умение работать с толковым словарём.

Оборудование: толковый словарь для каждой группы, карточки с заданиями, маркер для подчеркивания ответов.

Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

1.Организационный момент
2-3 мин.
Организует детей

Слушают учителя, настраиваются на работу.
Здороваются.
Оформляют работу в тетради.
Личностные: самоопределение к деятельности.
Регулятивные: самостоятельно организует свое рабочее место.

2. Мотивация учебной деятельности
2-3 мин
- Послушайте стихотворение:
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
- Для чего нужны слова?
Высказывают свое мнение, рассуждают, обобщают, делают вывод.
Коммуникативные:
умение строить предложения и выражать свои мысли

3. Моделирование урока
5-7
мин.
Сегодня урок-исследование.
Давайте вместе смоделируем наш урок.
Область знаний (незнаний)
- цель
- исследование
- самостоятельная работа
- результат


Высказывают предположения, выстраивают модель урока
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу



4. Минутка чистописания
2-3 мин
- Для хорошего результата важен правильный настрой, в том числе и на красивое письмо. На минутке чистописания пропишем пословицы.
Упустишь минуту - потеряешь час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
- Как вы понимаете смысл первой пословицы? - Есть ли в ней слова похожие по смыслу?
- К какой части речи они относятся?
- Как называются слова, различные по написанию, но близкие по значению?

- О чём вторая пословица?
- Какие «особенные» слова в этой пословице? - - К какой части речи они относятся?
- Как называются слова с противоположным значением, написанием и произношением? (Красиво записываем одну из пословиц, соблюдая наклон и правильные соединения букв.)
Вывод: Мы вспомнили, что уже знали о синонимах и антонимах.
- Какую группу слов мы сегодня «обидели» своим невниманием? (омонимы)
- Какие слова называются омонимами?
- Приведите примеры.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные:
строит понятные для партнера высказывания



5. Актуализация знаний



















4-5 мин
Определение темы и цели урока
- Что мы записали?
- Из чего состоят предложения?
- Что такое слово?

Слово имеет звуко-буквенную форму и содержание. Содержание слова – это его лексическое значение.
Всегда ли нам понятны слова? Где мы можем узнать или уточнить лексическое значение слов? (В толковом словаре). В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова 57 000 слов. А известный собиратель русских слов Владимир Иванович Даль объяснил в своём словаре значение 200 000 слов. Его словарём, созданном ещё в 19 веке, мы пользуемся до сих пор. Вот и нам сегодня пригодится этот словарь. Как вы думаете для чего? Сформулируйте тему урока?



















Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.


6. Открытие нового знания








































12-15 мин
– Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи» отправимся в путешествие по лексическому царству, которым правит царь Лексикон. Много подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и многоуважаемая семья звуковых близнецов Омонимов. 
- А теперь прочитаем тему в учебнике на стр. 38. «Значение слов. Повторение старого и открытие нового». Правильно мы определили тему? Что же мы будем исследовать? Что мы хотим узнать? Какого результата хотим достичь? (Учащиеся формулируют цель урока)
Работа с учебником и толковым словарём.
Стр. 38, упр.36.
Наивный, доверчивый – к какой части речи относятся слова?
Наивный – доверчивый, неопытный. (синонимы)
Опрятный –– аккуратный, чистый. (синонимы)
Наивный – недоверчивый. (антонимы)
Опрятный – неаккуратный. (антонимы)
Упр. 37.
Город-град - «крупный населённый пункт». Град – устаревшее слово.
Град – град (омонимы). Омонимы – одинаковы в звучании и написании, но различны по лексическому значению.
Упр.38.
Свежий – испорченный, грязный. (антонимы)
Ток-ток, экипаж-экипаж, язык – язык. (омонимы)











































Выполняют упражнение

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в учебнике и словаре, определять круг своего незнания.

7. Самостоятельная работа в творческих группах,
Закрепление с
самопроверкой по эталону (самоанализ и контроль)























3-4 мин
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
- Близкие по значению.
1 группа
Замените фразеологические обороты синонимами. (карточка)
1. В час по чайной ложке – медленно.
2. Рукой подать – близко.
3. Повесить нос – грустить.
4. Раз, два и обчелся – мало.
5. Куры не клюют – много.
6. Кожа да кости – худой.

– Зачем нужны синонимы в русском языке? (Чтобы речь была красивой, не было повторов)

- Какие слова называются антонимами?
- Противоположные по своему значению.

2 группа
Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы (карточка)

1.День да ночь – сутки прочь.
2.Слушай больше, а говори меньше.
3.Кто много говорит, тот мало делает.
4. Лучше свое отдать, нежели чужое взять.
5. Сытый голодному не товарищ.
6. Умей взять, умей и отдать!
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?
(Чтобы речь была красивой, выразительной)
- Какие фразеологические обороты речи вы знаете?
- Какие слова называются омонимами?
3 группа 
С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У вас на столе карточка стихотворений - шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения, приведите свои примеры.
1. Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.

2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.

3.Бросил палку кверху Мишка:
- Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.

4. Отворили дверь ключом.
Во дворе родник проснулся,
 Из - под камня бьет ключом.




Работают в группах






Отвечают на вопросы учителя.
Познавательные: сравнивать  и группировать предметы, объекты.
Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь
Регулятивные:
- соотносит выполненное задание  с образцом, предложенным учителем;
- корректировать выполнение задания.

8. Рефлексия
2-3 мин.
- Какую тему мы изучали сегодня? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Достигли мы результата? Что нового для себя вы узнали на уроке? Какую роль в русском языке выполняют синонимы, антонимы, омонимы и для чего нам нужно их знать? Как вы считаете, должен ли человек пополнять свой словарный запас? С какой целью? Покажите соответствующим знаком, как вы поняли новый материал?

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные:
- участвуют в диалоге;
- оформляют свои мысли в устной речи.


















15