Организация и методика проведения уроков окружающего мира по разделу Полезные ископаемые в начальной школе.


Организация и методика проведения уроков окружающего мира по разделу "Полезные ископаемые" в начальной школе.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Рассмотрим развитие данных характеристик младшего школьника в рамках предмета "Окружающий мир". Стандарт предъявляет к данному учебному курсу следующие требования:
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы по теме «Полезные ископаемые». Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания о минералах, горных породах, их свойствах и использовать ранее накопленные знания и умения. Еще одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации.
Исследовательская деятельность в данном аспекте как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.
В основе исследовательской деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности по теме «Полезные ископаемые»
- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении темы «Полезные ископаемые»; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы «Полезные ископаемые» анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
Коллекционирование полезных ископаемых также применяется для изучения полезных ископаемых. Для изучения «Окружающего мира» разработаны коллекции полезных ископаемых, почв. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческом основе, из сборов учащихся.Организация и методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".
Основная дидактическая цель этих уроков – сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить учащихся с важнейшими полезными ископаемыми, их видами, основными физическими свойствами, применением и способами добычи.
В ходе этих уроков учащиеся изучают как основные физические свойства полезных ископаемых: цвет, состав, масса (легче, или тяжелее воды), твердость, прочность, так и специфические свойства – блеск, запах, отсутствие формы, горючесть.План изучения полезных ископаемых.
1. Понятие «полезные ископаемые». Группы полезных ископаемых.
2. Определение основных физических свойств полезных ископаемых.
3. Условное обозначение. Определение на карте мест залегания и добычи ( с учетом краеведческого принципа).
4. Использование полезных ископаемых человеком и их охрана.
В ходе изучения данной темы руководство самостоятельной деятельностью учащихся целесообразно осуществлять с помощью инструкций, в которых указывается план действий и предлагается определенный способ фиксации результатов. Как указывают психологи П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, только при этом условии сосредотачивается внимание школьников на содержании материла и происходит более осмысленное его усвоение детьми [18, с. 53].
Наблюдая и экспериментируя, младший школьник получает бесценный опыт самостоятельных исследований, учится ставить вопросы и получать на них объективные фактические ответы, а значит, учится мыслить.
Под исследовательскими умениями мы будем понимать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале.
Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы и метод проектов