Отчет С Трехмесячные курсы Третий (базовый) уровень


Отчет СРефлективный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения и управление ими
Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут инициированы учителями на всех уровнях, в результате критического оценивания и переоценки практики и политики в сфере образования [Руководство для учителя, с.118]. В перспективе только учителя могут предпринимать необходимые меры по улучшению педагогической практики[Руководство для учителя, с.194]. При интеграции модуля «Управление и лидерство в обучении» мне повезло, что я встретила поддержку в своих начинаниях как со стороны администрации свое школы и коллег, так и родителей и детей. А это очень важно, ведь для того, чтобы успешно внедрять инновации в свою работу, просто необходимо чувствовать себя частью учебного сообщества, а без детей и родителей это было бы просто невозможно. Пажарес (1992) утверждает, что, при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Когда я уходила на второй этап курсов, для меня это были, скорее, лишь слова. Суть этого я поняла, когда прошел первый из серии последовательных уроков.
Мне предстояла трудная работа по преодолению влияния тех стереотипов, которые прочно засели во мне, для того, чтобы прийти к четкому убеждению, что именно ученик является главным на уроке и мы должны стать партнерами на уроке, так как у нас одна цель.
При составлении среднесрочного планирования главным было конкретно определить для себя чему я хочу научить детей, обозначить цель урока. Так я решила, что учащиеся должны узнать как обеспечить освоение понятий и представлений о способах размножения животных, о роли животных и растений для человека, о взаимоподдержке между животными, о значении Красной книге растений и животных, развивать позитивное отношение к природе.
Во время планирования серии последовательных уроков я старалась на каждом уроке интегрировать все семь модулей Программы. При работе на первом этапе курсов «Лицом к лицу» я убедилась в эффективности работы в группах, парах. Для этого я первым делом расставила парты в классе для удобства этой формы работы. Теперь при составлении плана к каждому уроку я структурировала урок по новой для меня форме согласно теории критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию. Я считаю, что интеграция семи модулей в серию последовательных уроков будет способствовала более эффективному усвоению материала, повышению мотивации, качества знаний учащихся, а самое главное, уроки с использованием модулей Программы позволяют удовлетворять потребности всех категорий учащихся, а раньше я затруднялась это сделать. Большую помощь в этом мне оказали все четыре ресурса, которые мы использовали на первом этапе для обучения.
На каждом уроке я старалась создать коллаборативную среду с помощью стратегии «Круг радости», а также постоянно меняя состав групп делением «Паззл», «Зоопарк», «Конфеты». Ведь, как оказалось, очень важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в безопасности. Работа в группах позволила детям сблизиться, я заметила, что между детьми, которые раньше особо не общались и даже сторонились друг друга, завязались дружеские отношения.
Оказалось, что дети в моем классе способны открыто высказывать своё мнение, не всегда положительное. Они делали замечания своим одноклассникам, советовали, критиковали, спорили. На всех уроках я стремилась к тому, чтобы дети сами определили тему и цель урока. Для этого использовала видеоролик на определённую тему, оформление доски. Стадия вызова очень важна, именно здесь формируется внутренняя мотивация. Конечно, групповая давалась непросто, было шумно, но я постепенно привыкла к тому, что таки должно быть, научилась управлять детьми, чтобы они могли переключаться от одного этапа урока на другой.
Теперь я не делю детей на способных и неспособных и не опираюсь в ходе урока на сильных учащихся, позволяя остальным отсиживаться. Теперь я стараюсь использовать тот факт, что одни дети знают больше других и использую это при работе с учащимися категории С.
Модуль «Обучение талантливых и одарённых» основывается на идее инклюзивного подхода. Если раньше они у меня на уроках просто выполняли больше заданий, чем остальные, то теперь я стараюсь предусмотреть для них усложненные задания, чтобы у них был сильный вызов и они находились в «потоке» по Чиксентмихайи, творческие задания, которые позволяют реализовать их возможности, продемонстрировать свои знания, предусматривать для них роль консультантов при работе в группах.
Если раньше, услышав неправильный ответ, я сразу говорила, что он неверен и просто сажала ребенка на место, предоставляя право ответа другому, то теперь я учусь выслушивать ребенка до конца, даю ему возможность подумать и если у него все равно не получается, предлагаю ему сесть и еще подумать и переориентирую вопрос другому ученику.. Модуль «Обучение критическому мышлению» подразумевает формирование у учащихся умения делать выбор, рассуждать, анализировать, синтезировать. Раньше я большую часть урока говорила сама, а дети слушали мой рассказ и отвечали на вопросы мои и учебника. Вопросы я старалась задавать попроще, ведь я думала, что дети маленькие, а значит, они не справятся с более сложными заданиями.
то раньше большую часть на уроке говорила я сама, дети слушали, отвечали на поставленные вопросы. Вопросы, в основном, были простые, требующие односложных ответов. Но на первом этапе курсов узнав, что основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками [Руководство для учителя, с.154].
я старалась как можно больше включать в уроках диалог: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – класс. Л.Выготский характеризует детей младшего школьного возраста как учеников, когнитивное развитие у которых происходит в процессе социального взаимодействия. Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог.
Очень важным фактором в целях развития критического мышления учащихся является постановка учителем вопросов «высокого порядка». У меня не всегда получалось удачно сформулировать эти вопросы, чтобы дать возможность детям размышлять. Это умение, я думаю, придет с опытом. Ведь если раньше я считала, что если ученик дал правильный ответ на мой вопрос, то он усвоил знания в должном объеме, то теперь я поняла важность формирования у детей навыков критического мышления, ведь мы должны научить детей тому, как учиться. Здесь я использовала стратегии «Тонкие вопросы, направленные на запоминание конкретных фактов и Толстые вопросы, направленные на анализ, синтез (таксономия Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений», «Мозговой штурм», загадки.
Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» также интегрирован в серию последовательных уроков. Я в своей практике всегда использовала традиционную форму суммативного оценивания. Исключением можно назвать только период безоценочной системы в первом классе, где мы как раз и оцениваем для того, чтобы определить чего достигли дети, причины сильных и слабых сторон, вместе с детьми ищем пути решения. На курсах я убедилась в том, что традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся, обеспечению обратной связи, не определяет сложности в обучении. На своих уроках я постаралась использовать критериальное оценивание для того, чтобы сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным.На уроках я применяла самооценивание и взаимооценивание (листы оценивания). При работе в группе взаимооценивание осуществлялось по предложенным критериям. Здесь я столкнулась с проблемой. Дети не могли объективно оценить как себя, так и других. Только на третьем этапе курсов я поняла причину. Мною недостаточно был проработан вопрос разработки четких и ясных критериев, по которым дети могли осуществлять оценивание. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по критериальному оцениванию, учить объективному оцениванию, а в последствии подключить учащихся к разработке критериев и в итоге сделать этот процесс самостоятельным. Успешность обучения зависит от того, насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание в процессе обучения. Применение ИКТ на уроках усиливало положительную мотивацию обучения («Круг радости», «Физминутка»), активизирует познавательную деятельность учащихся «Мозговой штурм»). Учитывая тот факт, что у детей данного возраста небольшой собственный опыт и им требуется наглядно показывать многие образы окружающего мира, я старалась подобрать такой видеоматериал, которые не только будет интересен, но и познавателен. Трудности с которыми мне пришлось столкнуться при интеграции этого модуля состоят в том, что кабинет не оснащен интерактивной доской и нам приходилось довольствоваться монитором, а также не все младшие школьники в должной мере владеют компьютером, чтобы выполнять какие-либо задания.
Я старалась, чтобы моя роль выглядела как консультирование и управление. Я старалась слышать «Голос ученика» (консультации, анкеты, опросы), что позволило мне по новому взглянуть на детей и то как они видят процесс обучения, что им хотелось бы изменить. Некоторая информация показалась мне очень ценной, поэтому я и далее буду продолжать эту работу.На всех моих уроках с целью ознакомления с идеями Программы и наблюдения присутствовали коллеги – учителя начальных классов, завуч. Их рекомендации помогли мне при дальнейшем планировании. Они подсказали мне где я дала недостаточно времени для ответа, кого я упустила из вида, рассказали о своих наблюдениях за учениками, которых я выбрала для исследования в период практики, поделились своим опытом по групповой работе и работе в парах.Подводя итоги, хочется отметить, несмотря на то, что мы были лишь на первом этапе, пробовали, у детей получилось работать в парах, группах, пробовать самостоятельно добывать знания через активную деятельность, критически мыслить, доказывать свою точку зрения и учитывать мнение других, собирать, анализировать информацию, полученную из учебника, от учителя, других детей, собственного опыта, попытались самооценивать и взаимооценивать.Для себя я определила первостепенные задачи, которые мне необходимо решить, это – подбор ифференцированных заданий, разработка критериев для объективного оценивания.
Я заметила как изменились дети в моем классе. Они стали более доброжелательными по отношению друг к другу, стали больше мне доверять. Я увидела интерес к предмету, что они с нетерпением ждут следующего урока, искренне радуются успеху группы, своих одноклассников, а также могут определить в чем заключается причина их неудачных ответов, и как ее преодолеть.
Главное, не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше, а результат не заставит себя долго ждать.