Отчет В3 Трехмесячные курсы Третий (базовый) уровень


Отчет В3
Отчет групповой презентации, касающийся выполнения заданий, предназначенных для выполнения в период этапа «Практика в школе»
На первом этапе курсов «Лицом к лицу» мы много говорили о том, что именно групповая работа является наиболее эффективной.
Мы все вместе разработали правила работы в группе,а я при этом поняла как все-таки важно уважать и прислушиваться к мнению других, уметь слушать остальных участников. То как тренер организовывала нас для работы, делила нас по разным стратегиям, позволило в короткий срок познакомиться поближе и даже подружиться. А ведь на других курсах, где я была, и где обучение проходило традиционно, такого никогда не происходило. Так мы поняли всю важность коллаборативнй среды.
При работе в группах мы научились распределять свои роли, а это не позволяло оставаться в стороне от работы, ведь от твоего участия зависело то, как группа покажет себя. Работа всегда проходила творчески, позитивно, а тренер всеми силами способствовала этому, постоянно направляя нас на нужный путь, ободряя, советуя.
На втором этапе, приступив к интеграции семи модулей в серии уроков, я делила детей на группы по тем стратегиям, которые мне понравились на первом этапе. Дети меня приятно удивили тем, что с удовольствием поддержали новую форму работу и активно включились в процесс. Я также заметила, что работа в группе очень зависит от того, насколько учащиеся стремятся к достижению результата, насколько они сплотились для этого.
В первый же день третьего этапа обучения мы с коллегами с энтузиазмом принялись обсуждать то, что мы увидели в своей работе, о своих эмоциях, о том, что получилось, а что нет, думали, почему случались неудачи. Затем мы под руководством нашего тренера стали поэтапно рефлексировать по каждому из заданий практики.
В своем отчете мне хочется остановиться на восьмом задании «Оценивание критического мышления», ведь именно здесь я поняла, как много мы еще не умеем и не знаем, и сколько нам еще предстоит сделать. Сначала мы зачитали в группе свои рефлексивные отчеты, выслушали мнение каждого. А затем стали обобщать всю работу, чтобы представить свою работу на обсуждение всей четвертой группы в виде флипчарта.
Распределив роли, мы принялись за дело. Трое из нас, включая меня, представили пример того, как наши дети демонстрировали навыки критического мышления на одном из уроков и что нам это дало. Так мною был записан следующий момент.
Учащимся в группах необходимо было составить рассказ по фото, ответив при этом на вопрос «Как получилось, что эти животные оказались в такой ситуации?» При этом они активно использовали информацию, полученную из учебника, предлагая свои версии того, как могло случиться так, что, например, собака выкармливает тигрят. Стоит обратить внимание именно на работу данной группы, так здесь я наблюдала интересный спор. Учащаяся Ксения «средний уровень» сразу преположила, что никакие это не тигрята, а это просто на фото кто-то покрасил щенков. С ней начал спорить ученик Анатолий «средний уровень», который высказал мнение, что если учитель сказала, что это история из жизни, значит это никакая не шутка и надо думать как они оказались в такой ситуации. Тут в разговор вмешалась ученица Екатерина «высокий уровень», которая вдруг вспомнила, что она где-то смотрела новость о том, что в одном зоопарке львица отказалась от своего львенка и его кормила собака, у которой были щенки. И тут, как оказалось, все где-то это видели и слышали, и процесс сотавления рассказа пошел полным ходом.
Таким образом, эта ситуация, на мой взгляд, являлась главным доказательством того, что дети обучаются эффективнее, а их интеллектуальные достижения выше при условии активного вовлечения их в обсуждение, диалог, аргументацию [Wolfe and Аlexander, 2008; Руководство для учителя, с.156].
Наблюдение показало, что не все так просто, как кажетя на первый взгляд. Недостатком Ксюши, на мой взгляд, является то, что она стремиться упростить задание, не желая попытаться ответить на вопрос, который считает непростым для себя. Толя, как оказалось всецело доверяет учителю, что мне приятно, но это также лишает его возможности ставить под сомнение любую точку зрения, так как он даже подумать не может о том, что учитель, также может если не ошибаться, то намеренно ставить в такую ситуацию, где нужно поспорить с ним. Катя сразу обратилась к собственному опыту, а это и есть оптимальный путь для развития критического мышления младщих школьников. [Руководство для учителя, с.154].
Таким образом, я пришла к выводу, что над развитием критичекого мышления нам еще предстоит долгая работа, но результат, думаю, будет стоить всех этих усилий. Ведь конечная цель всего этого становление наших детей независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях, как того требует современное общество.
Как нам показалось, мы смогли в своей работе отразить все моменты, которые были в задании. Но оказалось, что мы все совершенно упустили такой важный момент, как «оценивание». Когда мы стали думать почему так произошло, то выяснилось, что мы все еще с трудом уходим от своих старых убеждений. Привыкнув к тому, что учитель главный человек на уроке, который решает кто и как работал и только он вправе оценивать, мы не разработали критерии по которым дети могли бы оценить свою работу и работу других.
И тут я вспомнила, что ведь и мы, учителя, на первом этапе, при оценивании работ других групп, старались поставить оценку выше, меньше критиковать, больше хвалить, чтобы не обидеть коллег. Эту же картину я наблюдала и в классе на втором этапе, но уже у детей. А во втором классе, нужно было лучше учитывать возрастные особенности.
Именно поэтому, как я думаю теперь, при взаимооценивани дети старались поставить друг другу высокие оценки. Ведь у них не было необходимых условий, чтобы оценить объективно.
Теперь я обязательно буду разрабатывать четкие критерии для оценивания каждой работы, объяснять ученикам, чтобы они понимали в чем их ошибка, что будет способствовать развитию их саморегуляции, ведь они смогут, определив проблемы, самостоятельно определить пути решения. Так можно применить такой вариант оценивания как «Зеркальный журнал», где дети самооценивают свою работу по критериям, указанным в бланке оценивания, передают его каждому участнику, затем обсуждают и корректируют их всей группой.
Конечно же, это будет занимать значительное время урока, но я думаю, что со временем, честность и справедливость при оценивании станут нормой.

Использованная литература
Руководство для учителя