Презентация по русскому языку Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными


Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и пунктуация в них(урок-практикум) Повторять основные типы связи в сложноподчиненных предложениях;Правильно расставлять знаки препинания в данных конструкциях;Составлять схемы указанных предложений. От количества простых предложений, составляющих ССП,И только небо засветилосьВсе шумно вдруг зашевелилосьСверкнул за строем строй.Отнимите количество запятых в нем. Какой раздел русского языка изучает звуки речи? Сосчитайте количество звуков в этом слове.Ответ запишите цифрой. Запишите цифрой количество букв Н в слове ветре…ый? Сколько звуков в слове ПОЭТ? Михаил Юрьевич Лермонтов1814-1841 Это было странное загадочное существо- царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.Я уже не говорю о его прозе. Здесь он богаче самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза- достояние лишь зрелого возраста. А.А.Ахматова 1.Это было странное загадочное существо- царскосельский лейб-гусар. 2.Он подражал в стихах Пушкину и Байрону,(1) и вдруг начал писать нечто такое,(2) где он никому не подражал,(3) зато всем уже целый век хочется подражать ему…3. Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. 4.Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. 5.Это так неожиданно, так просто и так бездонно.6.Я уже не говорю о его прозе.7. Здесь он богаче самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза- достояние лишь зрелого возраста. I этап. Повторение теоретического материалаДополните схему:В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными подчинение придаточных главному может быть:однородным 2. Найдите верное утверждение:А. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.Б. При последовательном подчинении придаточное, которое относится к главному предложению, называется придаточным I степени.В. При однородном подчинении придаточных рядом могут оказаться союзы ЧТО и ЕСЛИ; ЧТО и КОГДА и др. 3.Соотнесите схемы предложений и вид подчинения:1. (что..) (что…)2. (когда..) (если…)3. (что) (потому что) А . Последовательное подчинениеБ. Однородное подчинениеВ. Параллельное (неоднородное) подчинение 4. Укажите верное суждение:А. Если однородные придаточные связаны сочинительными союзами И, ИЛИ, то запятая между ними ставится.Б.При последовательном подчинении придаточных запятая на стыке двух союзов не ставится, если далее идет вторая часть союза –ТО, ТАК или НОВ.При последовательном подчинении последующее предложение не зависит от предыдущего. Проверим:1. Последовательное, параллельное2. – Б3.1-Б; 2-В; 3-А4.- Б Молодцы, вы хорошо справились с заданием!На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно!, Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании. Словарная работа:Алтарь- восточная возвышенная часть христианского храма ( в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом) 2. В старину : то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на алтарь отечества (перен. Пожертвовать своей жизнью во имя родины. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. Когда перевязали рану она на минуту успокоилась и начала просить Печорина чтоб он её поцеловал. Мне объявили что я должен прожить тут ещё три дня ибо «оказия» из Екатеринбурга еще не пришла. Я остановился в гостинице где останавливаются все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей. А.ОднородноеБ.Последова-тельноеВ.Параллельное1.Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины..2. Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу всё, что случилось со мною и чему был я свидетель. 3. Известно, что, переезжая быстрые речки, не должно смотреть на воду, ибо тотчас голова закружится. 4.Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить её мечтаний, когда она на меня взглянула. Проверка:А-2Б-3В-1,4 На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.А. Я навел на неё лорнет (1)и заметил (2) что она от его взгляда улыбнулась (3) а (4) что мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку.1)1,2,3,4 2)2,3,4 3)2,3 4)1,3,4 Словарная работа ЛОРНЕТ-род монокля, а также складные очки без дужек, на ручке. Б. Другие утверждали (1)что (2) хотя она вовсе не хороша (3) но неизъяснимая прелесть выраженья в её лице заменяет все прочие недостатки.1)1,2,3 2)1,3 3)2,3 В. Но теперь(1) когда я могу рассуждать(2) я уверена (3) что ты останешься жив.1)1,2,3 2)1,2, 3)1,3 Г. Но многие остались в твердом убеждении (1) что (2) если б гарнизон показал более храбрости (3) и поспешности (4) то по крайней мере десятка два хищников остались бы на месте.1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,4 4)1,3,4 Проверка:А- 3Б- 2В-1Г-3 1) Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и чтобы отыскать свою дорогу. (3) Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге. 1) Счастье з…воёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит име(н,нн)о в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и чтобы отыскать свою дорогу. (3) Когда жизне(н,нн)ая борьба уже превратилась в с..знательное стремление к определе(н,нн)ой цели, человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге. Домашнее заданиеВыразите письменное согласие или несогласие с утверждением критика. Предложения начните так:Я согласен (не согласен) с тем, что если Полагаю, что, для того чтобы….Выпишите из «Героя нашего времени» 4 сложноподчиненных предложения с различными видами связи.