Урок русского языка в 9 классе Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными


Урок русского языка в 9-м классе
Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цель: формирование умений находить, анализировать и строить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать знания, самостоятельно делать выводы, совершенствование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.
Место данного урока в системе уроков:  продолжение изучения сложноподчиненных предложений.
Форма проведения: урок смешанного типа.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь.
- Тема нашего урока «СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них». Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего сегодняшнего урока (например, научиться определять спп с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания).
Актуализация знаний.
- Сегодняшний урок хочу начать со слов русского поэта Владимира Александровича Луговского: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
- Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу русского языка и начнем с синтаксической разминки. 
2.1. Синтаксическая разминка с фронтальным опросом:
- Перед вами карточки-задания №1.
1) Прочитайте предложение и определите, какое оно:
Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 
2) Начертите схему предложения.
– Ребята, что нам нужно сделать, чтобы определить, какое это предложение: простое или сложное и какое предложение называется сложным. (Подчеркнуть грамматическую основу предложения, сложное предложение состоит их двух и более простых предложений: желаете выделить, привести, дать; надо использовать.- На какие группы делится СПП? (изъяснительные, определительные, обстоятельственные)
- Определите тип придаточного предложения (обстоятельственное условия)
(Учащиеся разбирают предложение, чертят схему, определяют вид придаточного предложения – условия) (Если … ), [ … ]Объяснение нового материала.
- Ребята, как мы уже сказали, в СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными. А какие члены предложения мы называем однородными (отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения). Возможны три вида: ссп с последовательным, параллельным и однородным подчинением.

- Запишите предложение (учащийся (Даша) работает у доски):
Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться - Подчеркните грамматическую основу, назовите вид придаточных предложений (Синцов не мог узнать; поезд пойдет; предстояло отправляться; придаточная изъявительная и придаточная определительная).
- Составьте схему. [ гл… ], (когда … ), (с которым … )
- Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.- Очень часто при последовательном подчинении придаточных рядом оказываются союзы: что и если, что и когда, так что и хотя, чтобы правильно расстановить знаки препинания,  необходимо обозначить границы простых предложений.
- Запишите предложение (учащийся (Катя Ж.) работает у доски):
 Я зачитался до того, что, когда услышал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит.
- Подчеркиваем грамматическую основу: я зачитался; услышал; понял; кто звонит). - Составляем схему [ …до того ], (что, (когда … ),…), (кто…)
- Какое предложение главное, какие союзы. Итак, при сочетании данных союзов запятая между частями сложного предложения ставится.
- Если же за придаточным предложением следует вторая часть союза то, запятая между предшествующими двумя союзами не ставится. Рассмотрим на примере:
- Запишите предложение (учащийся (Настя А.) работает у доски):
Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. [ … ], (что (если …), то…).
У нас после придаточного предложения следует вторая часть союза то. В данном случае запятая не ставится.
- Обратите внимание на правило в учебнике на с. ………..
Первичное закрепление (у доски).
4.1. - Запишите предложения под диктовку, подчеркните грамматическую основу, определите вид придаточных, составьте схему у доски работают учащиеся):Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни.  [ … ],(что …) и (что…)- придаточные изъяснительные (я верю, ничто не проходит и шаг имеет значение) – однородное подчинение.
Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего думать (последовательное).
[ … ], (что …, (если…), …) – придаточная изъяснительная и придаточная условия (старик предупредил, погода улучшится, думать) – последовательное подчинение.
Работа по учебнику:
Упр. …………… письменно
Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, ребята, мы познакомились с СПП с несколькими придаточными, рассмотрели виды подчинения.
- Я думаю на уроке еще одно сокровище русского языка открылось перед нами, а как вы думаете, зачем нужны в речи предложения с несколькими придаточными? (чтобы сделать речь более краткой и понятной)- Наше знакомство с СПП с несколькими придаточными не закончено, на последующих уроках мы продолжим изучение СПП с несколькими придаточными и научимся расставлять знаки препинания в данных предложениях.
6. Оценивание.
7. Домашнее задание.
§ 27, упр.239
Эпиграф:
Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
В.А.ЛуговскойКарточка-задание №1.
Прочитайте предложение и определите какое оно:
Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 
Начертите схему предложения.
Карточка-задание №1.
Прочитайте предложение и определите какое оно:
Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 
Начертите схему предложения.
Карточка-задание №1.
Прочитайте предложение и определите какое оно:
Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 
Начертите схему предложения.
Карточка-задание №1.
Прочитайте предложение и определите какое оно:
Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 
Начертите схему предложения.
Карточка-задание №1.
Прочитайте предложение и определите какое оно:
Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 
Начертите схему предложения.