Презентация по логопедии. Поддержка детской инициативы в коррекционном обучении.


Учитель-логопед СП №6 Ю.Г. Медведева Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. Установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи.  Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка, например, по Программе дошкольного образования «Истоки» в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Обучение, основанное на простой передаче знаний, всегда пробуксовывает! Оно неинтересно ни детям, ни педагогам, а потому малоэффективно! Да и коррекционная работа  не бывает успешной, если ребёнок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Куда интереснее попробовать, выбрать, почувствовать правильную форму слова самому! Кроме того, инициативные творческие личности  были востребованы во все времена! А активная жизненная позиция закладывается именно в дошкольном детстве! Важно не упустить момент! Основная идея формирования инициативы и исследовательских навыков: не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа!    приёмы подачи материала, повышающие детскую мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирующие и раскрепощающие ребят на занятиях, улучшающие их высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), уменьшающие сроки логопедической коррекции:-сравнения ( артикуляций, схем, предметов, слов, явлений, ситуаций…);-выбор (картинок, профилей, схем, букв, слов, вариантов…);-исправления (нелепицы, путаницы, фразы-нескладушки, загадки-обманки);-поиск, пробы, преобразования(добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);-догадки и предположения(Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем?);-классификации и группировки(рассели слоги, заполни пустые клетки);-творчество (продолжи, склей кусочки слов, образуй новое слово от моего);-анализ и синтез (больше звуков или букв? Назови первый звук, букву, слог);-моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений, текстов);